Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность любого субъекта экономики в любом случае происходит в рамках и должна соответствовать действующим законодательным нормам и актам. При этом у государства в целом и предпринимателя в частности цели диаметрально противоположные. Если государственные службы пытаются принести больше денег в бюджет страны, то предприниматель, наоборот, отстаивая свои интересы, желает платить в казну как можно меньше средств. Существенную помощь для достижения необходимого в сложившейся ситуации компромисса оказывает аудиторская деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Теоретические основы аудиторской деятельности…………………………..4
Аудиторская тайна. Сущность и содержание………………………………8
Практическое задание. Вариант №5………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………...…………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Основы аудита.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3

Теоретические основы аудиторской  деятельности…………………………..4

Аудиторская тайна. Сущность и содержание………………………………8

Практическое  задание. Вариант №5………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………...…………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность  любого субъекта экономики в любом  случае происходит в рамках и должна соответствовать действующим законодательным  нормам и актам. При этом у государства  в целом и предпринимателя в частности цели диаметрально противоположные. Если государственные службы пытаются принести больше денег в бюджет страны, то предприниматель, наоборот, отстаивая свои интересы, желает платить в казну как можно меньше средств. Существенную помощь для достижения необходимого в сложившейся ситуации компромисса оказывает аудиторская деятельность.

Аудиторская деятельность по своей сути представляет собой  особую разновидность предпринимательской  деятельности, включающую в себя проведение аудиторских проверок финансовой отчетности и любой другой информации, а также предоставление разного рода консультационных услуг в соответствии с профилем деятельности.

Актуальность данной работы определяется ее особой ролью в процессе управления экономической деятельностью предприятия и обеспечения экономической эффективности его деятельности. Ведь любая форма аудиторской деятельности направлена на оказание максимальной помощи предприятию в минимизации налоговой нагрузки при применении абсолютно законных методов.

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы аудиторской  деятельности

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» аудиторская деятельность, аудиторские услуги, деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Кроме того, аудиторы могут оказывать прочие аудиторские услуги.

 

В указанном Законе определена сфера аудита — проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной  теории и практике аудита признана следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями  или индивидуальными аудиторами в целях объективной оценки достоверности  бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта во всех существенных отношениях.

Внутренний  аудит — деятельность по проверке и оценке работы организации в  интересах руководителей. Цель внутреннего  аудита — помочь сотрудникам организации  эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проводит внутренний аудит ревизионная комиссия или аудиторская организация на основе договора на осуществление внутреннего аудита.

Внешний аудит подразделяется на обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям. Последние два вида для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются прочими аудиторскими услугами.

Обязательный  аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законах.

Инициативный  аудит — это аудит, который  проводят по решению руководства  организации или его учредителей. Инициативный аудит проводится по той  же методике, что и обязательный аудит.

Различие  между обязательным и инициативным аудитом заключается в том, что  одни организации (предприятия) обязаны  проводить аудит, определенный Федеральным  законом (обязательный аудит), а другие организации (предприятия) имеют право  это делать, но не обязаны.

Тот факт, что необходимость аудита в некоторых  случаях установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических  субъектов, имеет свои причины и  определенные последствия как для  аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины проведения обязательного аудита:

1) на  макроэкономическом уровне аудит  — неотъемлемый элемент рыночной  инфраструктуры;

2) бухгалтерскую  отчетность используют для принятия решений ее заинтересованные пользователи, в том числе руководство, участники и собственники имущества предприятия (организации), реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом;

3) бухгалтерская  отчетность может быть искажена, в частности, применением оценочных  значений и возможности неоднозначной  интерпретации фактов хозяйственной  жизни; 

4) достоверность  бухгалтерской отчетности не  обеспечена автоматически, так как ее составители могут быть пристрастны и заинтересованы в ее искажении;

5) степень  достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть  самостоятельно оценена большинством  заинтересованных пользователей  из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

По периодичности  аудиторских проверок различают  первоначальный и периодический  аудит. Первоначальный аудит — это аудит, который впервые проводит аудиторская организация или индивидуальный аудитор на конкретном предприятии (организации). Периодический (повторяющийся) аудит — это аудит, который проводят аудиторская организация или индивидуальный аудитор на конкретном предприятии (организации) в течение нескольких лет подряд, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более глубокую оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная  классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской  деятельности.

Аудит по специальным аудиторским заданиям представляет собой «мини-аудит» и включает проверку отдельных статей бухгалтерской отчетности, юридической и экономической экспертизы договоров и др. При этом предусмотрена выдача специального заключения.

Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита и оказанию различных аудиторских услуг. Она может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. В штате аудиторской организации должны состоять не менее трех аудиторов.

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций  аудиторов. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве либо работника аудиторской организации, либо индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» цель аудита — выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью Закона задачами аудита являются:

- подготовка аудиторской проверки, включающая составление письма  о согласии на проведение аудита;

- заключение договора на проведение  аудита;

- изучение и оценка систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля аудируемого лица;

- проведение  аудиторской проверки общих документов предприятия, всех разделов и счетов бухгалтерского учета;

- подведение  итогов проведенного аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторская тайна. Сущность и содержание

 

Вопросы правового  регулирования общественных отношений  по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе.

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим  лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия; 

2) сведений о заключении с  аудируемым лицом договора о  проведении обязательного аудита;  

3) сведений о величине оплаты  аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 307 и другими федеральными законами.

Передача сведений и  документов, составляющих аудиторскую  тайну, третьим лицам в случаях  и порядке, которые предусмотрены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской  тайны.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена  подпунктом в части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьей 183 Уголовного кодекса РФ.

В случае разглашения  аудиторской тайны аудиторской  организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом  по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации - юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

По правовому  положению субъекты аудиторской  тайны подразделяются на две группы: собственники информации, составляющей аудиторскую тайну (физические и юридические лица, обладающие правами владения, пользования и распоряжения такой информацией в полном объеме), и владельцы информации, составляющей аудиторскую тайну (физические и юридические лица, осуществляющие владение и пользование такой информацией, а также реализующие полномочия по распоряжению в

Правовой режим  информации, составляющей аудиторскую  тайну, включает в себя следующие  основные элементы:

1. Порядок документирования  информации, составляющей аудиторскую  тайну.

Документирование  аудита является одним из важнейших  условий его квалифицированного проведения. Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение  того, что проверка проведена надлежащим образом (глубоко и качественно), раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, дают примерный  перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудитора или аудиторской организации:

Информация о работе Аудиторская тайна. Сущность и содержание