Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение системы учета расчетов по оплате труда. Задачи исследования. Рассмотреть:
- нормативное регулирование учета труда и заработной платы;
- виды ,формы и системы оплаты труда;
- первичные документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;
- синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда;
- учет удержаний, производимых из заработной платы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа БУ садыкова 3.4 г.docx

— 65.13 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Труд  является важнейшей частью экономики - он одновременно товар и причина  появления добавленной стоимости, так как предметы и материалы  при приложении к ним труда  становятся дороже. Отсюда возникает  необходимость оценить и оплатить труд во всех его проявлениях, включив  затем расходы на оплату труда  в рамках установленных государством законов в стоимость продукции. Поэтому учет труда и заработной платы занимает одно из центральных  мест в системе учета. От правильности начисления заработной платы, удержаний  из нее зависит размер налогов  уплачиваемых предприятием. Несвоевременное  и ошибочное ведение учета  расчетов по оплате труда влечет за собой значительные штрафы и другие меры наказания, что отрицательно сказывается  на деятельности всего предприятия.[11]

При переходе к рыночной экономике произошли  кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том  числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между  государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Переход  на рыночные отношения внес изменения  и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической  формой регулирования трудовых отношений  являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда  самостоятельно, исходя из специфики  и задач, стоящих перед предприятием.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования  рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его  рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.[18]

Заработная  плата и, прежде всего ее размер, структура, распределение между  различными категориями работающих, являясь не только экономической, но и социальной категорией претерпевает наибольшее изменение при переходе к рынку.

Структура заработной платы формировалась  в течение длительного времени, когда ей старались придать многочисленные функции, от необходимости стимулирования к труду до внешнеэкономической  деятельности.

Структурная многофункциональность заработной платы породила необходимость введения большого количества доплат, имевшей  не только экономический, но и социальный, а иногда и политический характер. Все это - следствие многих причин: монополизма в промышленности, отсутствие реальных стимулов к труду, инертности командных методов управления. В  условиях перехода к рынку возникла жизненная необходимость вернуть  заработной плате её главную функцию - экономическую. Все остальное - дополнительные расходы по социальной защите работников и прочее - должны принять на себя соответствующие фонды, формируемые  из начислений от прибыли.[13]

В настоящее  время нет единого методологического  подхода к решению вопросов материального  и морального стимулирования труда  в условиях особого экономического перехода - перехода к рыночным отношениям, - не проведен полный анализ и не обобщены теоретические позиции и практика в этой области.

Новые концепции  организации оплаты труда на предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям требуют новых механизмов её реализации, новых подходов к оценке трудового  вклада отдельного работника в результате деятельности всего предприятия.

Основной целью работы является изучение системы учета  расчетов по оплате труда. Задачи исследования. Рассмотреть:

- нормативное регулирование учета труда и заработной платы;

         - виды ,формы и системы оплаты труда;

 - первичные документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;

-  синтетический  и аналитический учет расчетов  по оплате труда; 

-  учет  удержаний, производимых из заработной  платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА  ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

 

1.1Нормативное   регулирование  учета труда   и  заработной  платы 

 

Нормативная база бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование  осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

Первый уровень системы  составляют законодательные акты, которые  принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и Постановления  правительства, регламентирующие прямо  или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня можно отнести  следующие нормативные акты.

1. Конституция РФ. Право граждан на труд закреплено Конституцией РФ, ст.37 которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в редакции на 2013 год  (ред. от 29.12.2012 года). ТК РФ состоит из шести частей, детализированных в 14 разделах, посвященных основным положениям трудового права, которые в свою очередь подразделены на 62 главы и 42 статьи. Концептуальная сторона ТК РФ отражена в основных принципах (ст.2), раскрывающих и дополняющих положения Конституции РФ. ТК устанавливает новый порядок взаимоотношений между работодателем и представителями работников. На работодателя возложена обязанность консультироваться с представительным органом работников и, по возможности, учитывать его мнение, но право окончательного решения принадлежит работодателю.[3]

В ТК РФ предусмотрено, что  работодатель имеет право вводить  режим неполного рабочего времени  на срок до шести месяцев без предупреждения работников за два месяца (ст.73); увольнять  женщин, имеющих детей до трех лет, по соответствующим основаниям (ст.262).

Нормальная продолжительность  рабочего времени не может превышать  сорок часов в неделю. Право  принимать решение о возможности  работать за пределами нормальной продолжительности  рабочего времени по инициативе работодателя, т.е. сверхурочно, предоставлено самому работнику. Необходимо лишь письменно  подтвердить свое согласие (ст.99).

Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133).[3]

3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 2 (вторая) с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2013 года. Главой 23 ”Налог на доходы физических лиц” НК РФ части второй введен налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.[1]

В главе 25 НК РФ части второй ”Налог на прибыль организаций” установлен состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции и  учитываемых при налогообложении  прибыли.

4. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 г. №841 ”О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы, со всех видов пенсий и компенсационных  выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, со стипендий, с пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице ( только по решению суда ).Удержание алиментов также производится с денежного довольствия, получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц.

Взыскание алиментов с  сумм заработной платы и иного  дохода производится после удержания  из этой заработной платы и иного  дохода налогов в соответствии с  налоговым законодательством.

Второй уровень системы  составляют российские стандарты - Положения  по бухгалтерскому учету, устанавливающие  принципы, базовые правила ведения  бухгалтерского учета отдельных  объектов и на отдельных его участках. На этом уровне регулирующим органом  выступает только Министерство финансов РФ. Нормативная база второго уровня включает в себя следующие нормативные  акты.

1. Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности  РФ. Утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.1998 г. №34н. (в редакции  Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н.). Раскрывает  общие положения, правила ведения  бухгалтерского учета и отчетности, документирование хозяйственных  операций, основные правила оценки  статей бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с  внешними потребителями бухгалтерской  информации.

2. Положение по бухгалтерскому  учету ”Доходы организации”. Утверждено  приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.№32н.  Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

3. Положение по бухгалтерскому  учету ”Расходы организации”. Утверждено  приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.  №33н. Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).[9]

Третий уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован  в интерпретации и детализации  положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примером является план счетов.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его  применению. Утверждены приказом Минфина  РФ от 31.10.2000 г. №94н.

По плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с инструкцией  организация утверждает рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и  аналитических счетов.

Четвертый уровень составляют рабочие документы организации, в которых на основе общеустановленных  правил и принципов они формируют  свою учетную политику, свои подходы  к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах. К документам этого  уровня можно отнести приказ об учетной  политике, устав организации, рабочий  план счетов, график документооборота и другие.

Все четыре уровня документов определяют общие правила организации  и ведения учета труда и  заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности  и видов деятельности, поэтому  их следует рассматривать как  нормативы.[15]

В организациях в целях  регулирования взаимоотношений  между работодателем и работниками  трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных  актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

 

1.2Виды, формы и  системы оплаты труда 

 

Оплата труда каждого  работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.

Действующее законодательство предоставляет организациям право  самостоятельно выбирать и устанавливать  системы оплаты труда, наиболее целесообразные в технических условиях работы. Виды, формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, системы  премирования фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых в организации.

Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных  работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и  повременщикам, доплаты и надбавки.

Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты  за неотработанное время, предусмотренные  трудовым законодательством. К таким  выплатам относятся: оплата очередных  отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.[20]

Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.

Повременная - это форма  оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости  от единицы учета отработанного  времени применяются часовые, дневные  и месячные тарифные ставки.[8]

Информация о работе Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда