Аналитический и синтетический учет доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (для казенных учреждений) или планов финансово-хозяйственной деятельности. Обязательным условием является открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.

Содержание

Введение

1 Сущность, значение, задачи учёта доходов и расходов в бюджетных организациях
1.1 Нормативно-законодательная база как методическая основа учёта
доходов и расходов
2 Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
3 Аналитический и синтетический учет доходов и расходов
3.1. Учет доходов
3.1.1 Учет доходов от продажи имущества
3.1.2 Учет доходов от оказания платных услуг
3.1.3 учет доходов от аренды имущества
3.2 Учет расходов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет доходов курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.1 Нормативно-законодательная база как методическая основа учёта доходов и расходов

На современном этапе развития бюджетного учета, в том числе  учета доходов и расходов, можно выделить пять уровней его правового регулирования. Структура правового регулирования представлена на рисунке 1.


                     

 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 


 

 

Рис 1. Структура правового регулирования  бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях

 

Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О Бухгалтерском учете», Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ («О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год», а также другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации получили нормативное закрепление права  и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе, определены основные финансовые механизмы их деятельности при казначейской системе исполнения бюджетов. Статьей 240 Бюджетного кодекса РФ определено, что все доходы, источники финансирования дефицита и расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе его исполнения, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов  и расходов бюджета организации по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.

К прочим законодательным актам, прямо  или косвенно регулирующим деятельность государственных образовательных  учреждений, относятся:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс
  • Трудовой кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

На втором уровне правовое регулирование осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

- Приказ Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

- Приказ Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

- Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского  учета автономных учреждений  и Инструкции по его применению»;

- Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Три плана счетов и  три инструкции по их применению, соответственно, для казенных, бюджетных и автономных учреждений не содержат ничего принципиально  нового, чего нельзя было бы логически  заключить из Единого плана счетов бухгалтерского учета, основных положений Закона № 83-ФЗ и методологии учета, уже сформировавшейся в Инструкции № 148н.

В целом План счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между  инструкциями № 174н и № 183н можно  назвать минимальными. Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируют единую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета и отчетности. План счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета; корреспонденцию счетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета.

Третий уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н (31.01.2011) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета (постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.).

Четвертый уровень правового регулирования формируют нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов, организующих исполнение бюджета доходов и расходов бюджета субъекта муниципальной власти.

К пятому уровню относятся локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкциями по бюджетному учету Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н и от 23.12.2010 № 183н. Такими документами являются: приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.

Сложившаяся в настоящее  время система правового регулирования  бюджетного учета является динамично  развивающейся и связана с  изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы, основными направлениями которой являются:

  • бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;
  • организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;
  • среднесрочное бюджетное планирование.

Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета  и отчетности, позволяющей отслеживать  не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.

Особое место в регулировании  деятельности государственных бюджетных учреждений, занимает система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений нового типа, а также Инструкция по его применению. Определено, что нормы приказа применяются при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

В План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений внесены изменения, как в части нумерации счетов, так и их названий.

Проанализировав новые  правила бухгалтерского учета, можно  выделить основные группы изменений, связанные  с порядком применения счетов. А  именно в Инструкции №174н:

– прописаны дополнительные счета для учета приносящей доход деятельности (затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (счет 109);

– изменены счета санкционирования хозяйствующих субъектов.

При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетными учреждениями отражаются на счетах Плана счетов, содержащих в 24–26-м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухучете бюджетного учреждения (п. 3 Инструкции № 174н).

 

2 Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных  учреждений является то, что все  расходы учреждения должны производиться  в строгом соответствии с утвержденной для него в установленном порядке смете расходов.

Смета расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание. Средства из бюджета на содержание учреждения и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым составляется смета расходов, нормы и расценка для определения  размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период.

Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждений. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные  расходы включают затраты на содержание управленческого персонала, хозяйственного персонала и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря  и т.д.

Операционные расходы – это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы). Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, то есть затрат на расчетную единицу. Различают материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Смета составляется в  начале года, в ней указывается  общая сумма необходимых средств и основные направления расходования с разбивкой поквартально. Все расходы, включаемые в смету, группируются по видам и целевому назначению, при определении суммы строго соблюдается режим экономии. При составлении проекта сметы для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы.

Например ст. 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» включает в себя следующие под статьи:

  1. «Заработная плата»;
  2. «Прочие выплаты»;
  3. «Начисления на оплату труда».

Статья 220 «Приобретение услуг» включает в себя следующие подстатьи:

  1. «Услуги связи»;
  2. «Транспортные услуги»;
  3. «Коммунальные услуги»;
  4. «Арендная плата за пользование имуществом»;
  5. «Услуги по содержанию имущества»;
  6. «Прочие услуги».

Утвержденные сметы  расходов оформляются подписями  руководителя учреждения и главного бухгалтера. При утверждении сметы проверяется необходимость и целесообразность предусмотренных расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, в данном случае – федерального.

При исполнении сметы  бюджетные учреждения производят кассовые и фактические расходы.

Кассовыми расходами  считаются все суммы, выданные банком с бюджетных и текущих счетов как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными деньгами, за вычетом сумм, внесенных в банк на восстановление кредитов. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении сметы и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату. Кассовые расходы могут быть выше или ниже фактических.

Фактическими расходами  являются действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и др. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.

Сметы бюджетных учреждений, не имеющих других доходов кроме  бюджетного финансирования, предусматривают только расходы, тем самым выражая односторонний характер их отношений с бюджетом.

Поступления от деятельности, приносящей доход, планируются в  отдельной смете доходов и  расходов и расходуются в особом порядке.

3 Аналитический и синтетический учет доходов и расходов

Информация о работе Аналитический и синтетический учет доходов и расходов