Анализ финансовых результатов деятельности организации и оценка эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в рамках курсовой работы является изучение порядка формирования финансовых результатов и направлений использования прибыли. По результатам исследования предполагается разработать мероприятия, направленные на эффективность использования финансовых результатов организации.
Для достижения цели задачи сформулированы следующим образом:
- ознакомится с особенностями формирования финансовых результатов на предприятии;
- изучить методы анализа финансовых результатов и их оценки;
- рассмотреть информационное обеспечение проведения анализа финансового результата;
- провести анализ структуры и динамики изменения прибыли на примере ОАО «ВАП» и сделать оценку рентабельности деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Виды финансовых результатов, порядок их формирования и отражения в финансовой отчетности
1.2. Методы анализа финансовых результатов и их оценка
1.3. Информационное обеспечение проведения анализа финансового результата
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры и динамики изменения прибыли
2.3. Оценка рентабельности деятельности предприятия
ГЛАВА 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРИБЫЛИ ОАО «ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 156.27 Кб (Скачать файл)

Отчет о финансовых результатах составляется в основном по данным учета таких хозяйственных операций как «Продажи» и «Прочие доходы и расходы».

Таким образом, мы рассмотрели виды финансовых результатов, порядок их формирования и отражения в финансовой отчетности.

 

 

1.2. Методы анализа  финансовых результатов и их оценка

Важной составной частью механизма  управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В  целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий  и результатов ее формирования и  использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

Под методом финансового анализа, в т.ч. и анализа финансовых результатов, понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии3.

На практике существуют следующие  основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод  финансовых коэффициентов; сравнительный  анализ; факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ представляет собой сравнение каждой позиции  с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ –  это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – это сравнение  каждой позиции отчётности с рядом  предшествующих периодов и определение  тренда. С помощью тренда формируются  возможные значения показателей  в будущем, а, следовательно, ведется  перспективный анализ деятельности предприятии.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) предполагает расчет отношений  между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это внутрихозяйственный  анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм, и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния  и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью  детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный  анализ может быть как прямым, так  и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий  результативный показатель. В круг аналитических разработок значительно позже вошли многие математические методы финансового анализа - корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др.

В анализе финансовых результатов  используются следующие показатели прибыли: прибыль от продажи продукции (работ, услуг); прибыль от прочей продажи; прибыль до н6алогообложения; чистая прибыль.

В процессе анализа определяется состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При  изучении динамики и выполнения плана  показателей прибыли применяют  метод сравнения: сравнение показателей  отчетного периода с предшествующим и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

На изменение показателей прибыли  влияют различные факторы. К факторам первого порядка относятся изменения:

  1. прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
  2. прибыли от прочей продажи;
  3. внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь, прибыль от продажи  продукции (товаров, работ, услуг) зависит  от следующих факторов:

- объема проданной продукции;

- полной себестоимости проданной продукции;

- цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся к факторам второго порядка показателей  прибыли.

Анализ структуры и динамики какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия рассматривается  по определенному алгоритму,  например, абсолютное отклонение затрат исчисляется  по формуле: ±З = З1 – З0 (1.1), где З1 – затраты (расходы) отчетного периода; З0 – затраты (расходы) базисного периода; ΣЗ – затраты (расходы), произведенные в отчетном периоде всего.

Изменение каждого вида затрат относительно его общей величины расходов определяется по формуле: ΔЗ = З1 / ΣЗ * 100 (1.2).

Изменение каждого вида затрат относительно его базисного показателя определяется по формуле: ΔЗ = З1 / З0 * 100 (1.3).

По данным «Отчета о финансовых результатах» можно рассчитать рентабельность финансовых результатов базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение прибыли.

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (выручке от продаж): Rп = Пп / В *100% (1.4)

Рентабельность текущей деятельности (Rт) – это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции: Rт = Пп / С * 100% (1.5)

Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) – это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж: Rч = Пч / В * 100% (1.6)

Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) – это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж: Rб = Пб / В *100% (1.7) где  Пп  - прибыль от продаж; Пб  - прибыль до налогообложения; Пч  - чистая прибыль; В – выручка отчетного периода; С  – себестоимость продукции в отчетном периоде. Эффективность использования финансовых результатов может быть рассмотрена на вышеприведенных методах оценки коэффициентов рентабельности. Обязательным элементом анализа финансовых результатов является оценка влияния на прибыль различных факторов.

 Анализ влияния на прибыль  такого фактора как себестоимость  продукции, определяется по формуле: ΔПп (с) = В1 * (УС1 – УС0) / 100 (1.8)                   где ΔПп - степень влияния фактора на прибыль от продаж; В1 и В0  – отчетная и базисная выручка; УС1 и УС0  – уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах; УКР1 и УКР0 – уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах; УУР1 и УУР0 – уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Анализ влияния на прибыль такого фактора как коммерческие расходы, определяется по формуле: ΔПп (кр) = В1 * (УКР1 – УКР0) / 100 (1.9).

Анализ влияния на прибыль такого фактора как управленческие расходы, определяется по формуле: ΔПп (ур) = В1 * (УПР1 – УПР0) / 100 (1.10). Показатель в ценах базисного периода, например, выручка (Вб) определяется по формуле: Вб = В1 / Иц (1.11). Индекс изменения цен (Иц) в свою очередь определяется по формуле: Иц = (100 + Уц) / 100 (1.12), где Уц - уровень изменения цены. При этом базисные темпы роста показателя определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему году.

Результаты анализа финансовых результатов служат для выработки  мероприятий, направленных на максимизацию прибыли предприятия.

Анализ формирования чистой прибыли включает исследование изменений каждого показателя формирования конечного финансового результата деятельности предприятия за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ)4.

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от внереализационных операций.

Таким образом, были рассмотрены методы анализа финансовых результатов  деятельности организации и их оценка.

1.3. Информационное  обеспечение проведения анализа  финансового результата

Информация о доходах и расходах находит свое отражение в форме  № 2 «Отчет о финансовых результатах». Отчёт позволяет увидеть, какую прибыль или убыток получило предприятие в результате своей деятельности, какие оно получило доходы и какие осуществило расходы. Отчет о финансовых результатах включает в себя следующие виды доходов и расходов: доходы и расходы по обычным видам деятельности; прочие доходы и расходы.

Показатели отчета о финансовых результатах заполняются на основании данных дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Некоторые показатели заполняются  на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров  или иных аналогичных по назначению регистров), однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской  отчетности остается Главная книга.

Этот отчет состоит из четырех разделов. Заключительным этапом составления первого раздела является определение прибыли или убытка от продаж, которые определяются как разность между выручкой, себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. Второй раздел отражает прочие доходы и расходы. В третьем разделе определяется прибыль (убыток) от налогообложения, в четвёртом - чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

При составлении отчета о финансовых результатах российских предприятий используется многоступенчатый способ, широко применяемый в международной учетной практике, при котором расчет балансового показателя нераспределенной (чистой) прибыли (убытка) производится с исчислением промежуточных показателей финансового результата. Этот способ отображен в таблице 1.1.

 

Табл. 1.1.

Методика составления отчета о  финансовых результатах

№ п/п

Описание этапов

1.

Определение валовой прибыли (убытка) как разницы между доходами в  виде выручки и расходами в  виде себестоимости продаж. При этом у торговых предприятий в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход (маржа) как реализованная торговая наценка. Информация об этих показателях формируется  на счете 90 «Продажи».

2.

Определение прибыли (убытка) от продажи  товаров путем вычета из валовой  прибыли коммерческих и управленческих расходов.

3.

Определение прибыли (убытка) до налогообложения. Данный показатель складывается путем  сложения прибыли (убытка) от продажи  и финансового результата от прочих операций предприятия.

4.

Определение нераспределенной (чистой) прибыли или убытка путем вычета из предыдущего показателя суммы  начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых  и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете 99 «Прибыли и убытки».


 

Ниже приведено описание строк  отчета о прибылях и убытках:

1. Выручка показываются доходы, полученные от обычных видов деятельности. Эти доходы отражаются по кредиту счета 90 «Продажи».

2. Себестоимость продаж. Показываются расходы по обычным видам деятельности организации, выручка от продажи которых отражена по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров…».

3. Валовая прибыль (убыток). Отражается валовая прибыль организации. Она определяется как разница строк «Выручка (нетто) от продажи товаров…», «Себестоимость проданных товаров».

4. Коммерческие расходы. По этой строке показывается сумма расходов, учтенная по дебету счета 44, но не отнесенная на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

5. Управленческие расходы. Указывают косвенные расходы, связанные с управлением предприятием, в частности к данной группе расходов относятся расходы на содержание управленческого персонала предприятия.

6. Прибыль (убыток) от продаж. Показывается прибыль (убыток) от продаж товаров: из выручки от продаж вычитается сумма, отраженная по строкам «Себестоимость проданных…», «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы». Финансовый результат от продаж отражается следующими проводками: дебет 90-9 кредит 99 – получена прибыль от продажи товаров; дебет 99 кредит 90 – получен убыток от продажи товаров.

7. Доходы от участия в других организациях. Показываются поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); стоимость имущества, полученного при выходе из общества или при ликвидации организации; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества).

8. Проценты к получению. Показываются суммы доходов, причитающиеся к получению и связанные с участием организации в уставных капиталах др. организаций. Отражаются по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы и расходы».

9. Проценты к уплате. Показываются проценты, уплачиваемые организацией за полученные во временное пользование денежные средства. Отражаются по дебету счета 91.2 «Прочие доходы и расходы».

10. Прочие доходы. Отражаются доходы, отраженные по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы и расходы».

11. Прочие расходы. Отражаются расходы, отраженные по дебету счета 91.2 «Прочие доходы и расходы».

12. Прибыль (убыток) до налогообложения. Показывается финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации за отчетный год. Определяется: строка «Прибыль (убыток) от продаж + строка «Проценты к получению» - строка «Проценты к уплате» + строка «Прочие доходы» - строка «Прочие расходы».

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности организации и оценка эффективности их использования