Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Вложенные файлы: 1 файл

АФО контрольная.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  
 
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.  
В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.  
Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности1.  
Отчетность используется для текущего руководства деятельностью организаций, ее данные необходимы для анализа производственно-финансовой деятельности. С ее помощью выявляют причины отклонений от заданных параметров, вскрывают неиспользованные резервы производства. Органы статистики широко используют годовые отчеты многих предприятий для различных разработок, которые позволяют определить направление и уровень развития производства.  

 

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ЕЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Финансовая отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.  
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.  
Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.  
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет2.  
Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.  
Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем.  
Бухгалтерская отчетность содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, собранных на синтетических и аналитических счетах. Это обеспечивает ее повышенную достоверность, т.к. формирование информации на счетах осуществляется с использованием таких способов первичного бухгалтерского наблюдения, как документирование, двойная запись и инвентаризация.  
Отличительная черта бухгалтерской (финансовой) отчетности - наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другие отчеты предназначены пояснять и дополнять его данные. Отдельные отчеты, не связанные с бухгалтерским балансом, не обладают характерными чертами бухгалтерской отчетности и являются оперативными, статистическими или налоговыми отчетами. 3 
Бухгалтерская отчетность – единая система показателей, отражающих состояние имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.  
Отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.  
Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.  
Цель бухгалтерской отчетности - обобщение учетных данных за определенной время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.  
Значение бухгалтерской отчетности характеризуется ее возможностью способствовать решению ряда важных задач, связанных с использованием учетной информации:  
1. При составлении бухгалтерской отчетности обеспечивается фильтрация и систематизация учетной информации, выбираются показатели, существенные для характеристики результатов работы организации и устраняется избыточная информация, не имеющая значения для пользователей данного уровня. Отчетные показатели сводятся в систематизированные группы, облегчающие их понимание и использование.  
2. Бухгалтерская отчетность служит источником информации для финансового анализа. На основе ее показателей дается экспресс-оценка состояния имущества организации и его источников, определяется финансовая устойчивость, платежеспособность и доходность организации и выявляются тенденции ее развития.  
3. По информации бухгалтерской отчетности оценивается выполнение плана, формируются сигналы рассогласования фактического состояния финансово-хозяйственной деятельности организации с запланированным. Информация бухгалтерской отчетности служит базой для последующего планирования.  
4. Бухгалтерская отчетность - это основное средство коммуникации, обеспечивающее внешним пользователям возможность оценить финансовое состояние организации.  
Основная проблема средств коммуникации – это формирование информации по определенным показателям на базе бухгалтерского финансового учета и управленческого учета. Эта же проблема стоит перед пользователями отчетной информации.  
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность:  
• собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) организации;  
• органам государственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;  
• другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетности;  
• другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики и договорами организации.  
Каждый из пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчетность, использует отчетные данные для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов, выявления недостатков в работе, разработки текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности организации. Учредители, акционеры, инвесторы, поставщики и другие юридические и физические лица используют отчетную информацию при принятии решений об установлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в ее активы, размещением заказов и т.п. Государственные органы финансового контроля используют отчетность организаций для установления правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством. Производственные объединения, концерны, министерства, ведомства на основании полученных от организаций отчетов формируют сводные данные по основным показателям их деятельности, составляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства. Органы государственной статистики используют отчеты организаций для получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом. 4

 

 

 

 

2. Состав и структура бухгалтерского  баланса.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия являются отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма №2), отчет о собственном капитале (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые детализируют отдельные статьи баланса.

Цель анализа финансовых отчетов - помочь финансовым аналитикам обосновать свои финансовые планы, выявить слабые места в финансовых операциях фирмы, принять соответствующие меры, которые помогут исправить положение, принять решение о наиболее эффективное вложение средств и ресурсов, скорректировать направления будущей деятельности фирмы.

 

Таблица 1- Внешний вид бухгалтерского баланса

 

2.1 Необходимость и сущность горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса организации

Оценку финансового состояния организации начинают с общей характеристики средств организации и источников их образования, показываемых в бухгалтерском балансе.

"Чтение", или знакомство с содержанием, баланса позволяет установить  основные источники средств (собственные  и заемные); основные направления  вложения средств; соотношение средств  и источников и другие характеристики, позволяющие оценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация, представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамику показателей, и недостаточна для обоснования решений. Поэтому наряду с абсолютными величинами при анализе бухгалтерского баланса используются различные приемы анализа, предполагающие расчет и оценку относительных показателей. К ним относится горизонтальный, вертикальный анализ и расчет коэффициентов.

Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.

При горизонтальном анализе строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, т.е. просчитывается изменения абсолютных показателей в сумме и в процентах.

Горизонтальный анализ-это оценка темпов роста(снижения) показателей бухгалтерского баланса за отчетный период. Он помогает оценить темпы роста (или снижения) по каждой группе средств организации и их источников за рассматриваемый период.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные финансовые показатели дополняются данными об относительных темпах роста или снижения этих показателей. Степень обобщения статей баланса определяет бухгалтер. Как правило для анализа используют полученные на основании опыта темпы роста за ряд лет и сравнивают их с реальными результатами за рассматриваемый период. Это позволяет не только определить изменения по отдельным балансовым статьям, но и делать прогнозы на будущее.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. На практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы , так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях. Они позволяют сравнивать бухгалтерский баланс у организаций, совершенно разных породу деятельности.

Проведение горизонтального анализа целесообразно. только если имеются несколько исследуемых периодов. Тогда становиться возможным, проследить за динамикой изменения средств и их источников.

Горизонтальный анализ не информативен в условиях инфляции, когда увеличение объемов той или иной группы активов и пассивов обусловлено в основном ростом цен, а не собственно деятельности организации. В этом случае данные горизонтального анализа можно использовать, например, для сопоставления деятельности нескольких организаций в условиях инфляции.

Для горизонтального анализа преобразуют абсолютные значения показателей баланса в относительные. Для этого данные на начало рассматриваемого периода по каждой статье активов и пассивов принимают за 100 % и исходя из этого рассчитывают значения по статьям на конец рассматриваемого периода.

Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные элементы, составляющие это целое. Его широко используют для объективной оценки результатов работы организации.5

При рассмотрении результатов баланса вертикальный анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в общем итоге , определить структуру средств и их источников, а так же произошедшие в них изменения.

Первой особенностью вертикального анализа является расчет относительных показателей по значениям абсолютных показателей, представленных в бухгалтерском балансе. Относительные показатели позволяют сглаживать внешние экономические воздействия,, которые на абсолютные показатели способны оказывать сильное влияние (например инфляция), выявляя таким образом результаты деятельности собственно организации.

Второй особенностью вертикального анализа является обязательное присутствие показателей на разный момент времени. Это позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия в динамики.

Таким образом, к преимуществам вертикального анализа относиться возможность:

·  изучать результаты финансово-хозяйственной деятельности на основе относительных показателей, сглаживающих влияние субъективных внешних факторов, которое имеет место при работе с абсолютными показателями и затрудняет их сопоставление в динамики;

·  проводить межхозяйственные сравнения различных организаций, различающихся по величине используемых ресурсов и другим показателям объема.

 

2.2 Источники аналитической информации горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса организации

 

Источниками аналитической информации горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса организации является сам баланс а точнее его разделы и статьи. Балансовые статьи объединяются в три группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

   
   
   
   
   

 

Статьи актива располагаются по определенной системе. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи ("не материальные активы", "основные средства", "долгосрочные инвестиции" и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах), т.е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

Группировка балансовых статей актива баланса, начиная с отчетности 2000 года в активе два раздела:

♦ внеоборотные активы;

♦ оборотные активы.

Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Второй раздел состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.6

В актив баланса организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов оборота организации, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Активы – это имущественная масса, которая должна "активно работать", приносить прибыль. Если имущество "не работает", то это рассматривается как потери, т.е. как убыток.

Так, в разделе 1 баланса "Внеоборотные активы" отражаются: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения и незавершенное строительство.

Раздел 2 "Оборотные активы" объединяет статьи, включающие запасы, затраты, денежные средства, средства в расчетах. Оборотные активы постоянно меняются, переходят из одного вида в другой, в силу этого находятся в организации не для собственного потребления, а для отчуждения. Назначение данной группы средств – служить производственным целям, обслуживать производство.

Актив, как правило, строится в порядке возрастающей ликвидности, при которой в первом разделе баланса показывается недвижимое имущество. При построении актива в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров и запасов незавершенного производства, дебиторов и др.

Пассив баланса показывает источники финансирования средств по видам (капитал, резервы, прибыль, займы, кредиторская задолженность); по целевому характеру (уставной, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, социальной сферы, потребления, кредиты банков, другие займы, кредиторская задолженность, поставщикам и подрядчикам, по оплате труда, перед бюджетом и другими кредиторами) и по срокам погашения (долгосрочные – подлежащие погашению более чем через год и краткосрочные, подлежащие погашению до года).

Независимо от избранного варианта применяется управление:

Активы = Пассивы

Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации, а активы – имущество и права, данное равенство можно представить в следующем виде:

Имущество + Права = Капитал + Обязательства

Балансовые статьи объединяются в три группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Это равенство называют основным уравнением баланса. Правая часть дает ответ на вопрос об источниках финансирования предприятия, а левая, куда направлены капиталы.

Для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. Балансовые статьи обобщены в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальные взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находится против пассива, источниками образования некоторых статей выступают. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива:

Информация о работе Анализ финансовой отчетности