Анализ учетной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..4
1.1 Понятие и формирование учетной политики…………………………........4
1.2 Требования к учетной политике организации……………………………..6
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………………...8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………………...9
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ……………… 12
ГЛАВА 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СБЕРБАНКА РОССИИ……………….17
2.1.Рабочий план счетов бухгалтерского учета………………………………19
2.2.Первичные учетные документы………………………………………….. 19
2.3.Урегулирование взаимной задолженности……………………………… 20
2.4.Порядок проведения отдельных учетных операций и документооборот20
2.5.Порядок проведения инвентаризации…………………………………….20
2.6.Методы оценки отдельных статей баланса……………………………… 21.
2.7.Бухгалтерская отчетность………………………………………………….24
2.8.Подготовка и формирование годового отчета……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУХУЧЕТ.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения учета влияют различные факторы.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

 
1.4 Изменение и  раскрытие учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства  РФ или нормативных актов по  бухгалтерскому учету;

- разработки организацией  новых способов бухгалтерского  учета. Применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  предоставление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверности информации;

- существенного изменения  условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;

- не считается изменением  учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения. Если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной политики не с начала отчетного года.

При изменении или дополнении учетной политики нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые уже в действующую учетную политику предприятия.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Информация о существенных изменениях учетной политики раскрывается обособленно и включает причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год; указание на то, что в отчетных данных произведены необходимые корректировки.

Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).

Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

- согласно законодательству  Российской Федерации;

- согласно учредительным  документам;

- по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.

Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам.

В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:

- учредителей (участников) организации  или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском  учете);

- территориальные органы  государственной статистики по  месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском  учете);

- орган, уполномоченный управлять  государственным имуществом —  для государственных и муниципальных  унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона  о бухгалтерском учете);

- вышестоящий орган —  для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

- налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика. (п. 24 ПБУ 1/2008).

1.5 Нормативная  база по созданию учетной политики  в РФ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

- - ПБУ 1/2008 «Учетная политика  организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н)

, - ПБУ 6/01«Учет основных средств(утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н)

- ПБУ 9/99 «Доходы организации», (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н)

- ПБУ 10/99 «Расходы организации(утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006№ 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н)

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных  активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов  по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

- ПБУ 19/02 «Учет финансовых  вложений», (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н)

 Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет договоров строительного  подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций, а также Инструкция  по его применению, утвержденные  приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Указания об объеме  форм бухгалтерской отчетности  и Указами о порядке составления  бухгалтерской отчетности, утвержденные  приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;

- Методические рекомендации  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности, утвержденные  приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах  налогового законодательства появилась  запись о необходимости формирования  учетной политики для целей  налогообложения.

В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения организации следует применять учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом руководителя организации.

При этом учетная политика для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям:

1) применяется с 1 января  года, следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным  документом руководителя организации;

2) учетная политика для  целей налогообложения, принятая  вновь созданной организацией, утверждается  не позднее окончания первого  налогового периода и считается  применяемой со дня создания  организации;

3) является обязательной  для всех обособленных подразделений  организации.

С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

Информация о работе Анализ учетной политики организации