Анализ кредитных отношений на примере банка ОАО "Уралсиб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Роль банков в современной экономике можно свести к трем главным моментам.
Во-первых, развитая структура банков дозволяет управлять системой платежей в обществе.
Во-вторых, аккумулируя средства, банки направляют их фактическим заемщикам, при этом, отдавая ценность тем из них, которые сумеют употребить денежные средства наилучшим образом. Таковым образом, банки более целесообразно перераспределяют денежные резервы общества.
В-третьих, банки, действуя в согласовании с денежно-кредитной политикой страны, регулируют количество средств, находящихся в обращении в той либо другой экономической системе.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа кредитных отношений
1.1 Значение и задачи анализа
1.2 Понятие ликвидности баланса банка
1.3 Показатели кредитоспособности клиента банка
1.4 Особенности деятельности банка
2. Анализ кредитных отношений (на примере банка ОАО УРАЛСИБ)
2.1 Анализ динамики и структуры кредитных ресурсов
2.2 Анализ ликвидности баланса банка
2.3 Оценка кредитоспособности клиента
2.4 Пути совершенствования кредитных отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кредитных отношений на примере банка ОАО Уралсиб.docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для коммерческого  банка ликвидность является необходимым  условием устойчивости его финансового  состояния наряду с рискованностью активных и пассивных операций, сбалансированностью  портфелей (ссудного, ценных бумаг, инвестиционного) банка, доходностью операций.

По источникам ликвидность  делится на накопленную и покупную.

Быстрота, с которой можно  осуществить продажу, и величина издержек от такой операции определяют степень ликвидности активов. Они  делятся на высоколиквидные, ликвидные, малоликвидные и неликвидные.

В целях контроля над состоянием ликвидности банка Банк России установил  нормативы ликвидности. Для коммерческих банков существуют следующие нормативы:

Норматив мгновенной ликвидности  ограничивает риск потери банком ликвидности  в течение одного операционного  дня и определяет минимальное  отношение суммы высоколиквидных  активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

Норматив мгновенной ликвидности  определяется как отношение суммы  высоколиквидных активов банка  к сумме обязательств банка по счетам до востребования.

Норматив текущей ликвидности  банка ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших  к дате расчета норматива 30 календарных  дней и определяет минимальное отношение  суммы ликвидных активов банка  к сумме пассивов по счетам до востребования  и на срок до 30 календарных дней.

Расчет данного норматива  позволяет регулировать активные и  пассивные операции банков в интересах  поддержания необходимого уровня ликвидности  их баланса. Фактические значения оценочного показателя могут быть использованы в аналитической работе учреждений банковской системы.

Норматив долгосрочной ликвидности  определяется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка  по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года.

Норматив общей ликвидности  ограничивает общий риск потери банком ликвидности и определяет минимальное  отношение ликвидных активов  к суммарным активам банка.

Характеристика ликвидности  может применяться к активам  банка, к его балансу, к банку  в целом, к банковской системе  и к финансовому рынку. При  этом ликвидность определяется в  зависимости от различных признаков.

Так, например, ликвидность  банка характеризуется своевременностью возврата активов, в то время как  ликвидность активов оценивается  но быстроте возврата. То есть кредит дополнительно  к свойству своевременности возврата должен обладать свойством досрочного возврата или переуступки другому  лицу.

Изучение основных этапов анализа ликвидности коммерческих банков поможет увидеть систему  взаимосвязей ликвидности с другими  показателями деятельности банка и  на основании уже более глубокого  понимания проблемы рассматривать  вопросы управления ликвидностью.

Можно выделить следующие  основные цели анализа банковской ликвидности:

  1. Определение факторов, вызывающих отрицательные тенденции в ликвидности банка, и сведение их воздействия к минимуму;
  2. Уточнение рассчитываемой системы оценочных коэффициентов, выявление возможных недочетов при расчетах и устранение данных проблем;
  3. Выявление реальных или потенциальных отрицательных тенденций ухудшения ликвидности баланса банка и принятие соответствующих мер по их изменению;
  4. Формирование аналитических материалов о состоянии ликвидности банка;
  5. Выработка рекомендаций относительно управления банком и определение стратегии развития с учетом результатов анализа.

Основным источником информации для анализа банковской деятельности, наиболее комплексно ее характеризующим, является баланс банка.

Несмотря на различия в  конкретных методиках, основные направления  и этапы анализа ликвидности  едины, и могут быть сформулированы следующим образом (рисунок 2.).

 

Рисунок 2. Основные этапы  анализа ликвидности банка

 

1.3 Показатели  кредитоспособности клиента банка

 

Хозяйствующие субъекты часто  прибегают к услугам коммерческих банков, чтобы покрыть свою дополнительную потребность в денежных средствах.

Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух равноправных партнеров: кредитора (банка) и заемщика (клиента). Кредитор (заимодавец) передает заемщику объект сделки - ссуженную  стоимость (кредит) на условиях платности, возвратности, срочности и обеспеченности, но при этом остается собственником  объекта сделки.

В каждой кредитной операции для кредитора присутствует элемент  риска - невозврата ссуженной стоимости  заемщиком, неуплаты процентов по ссуде, нарушения ее срока и др. Наличие  подобного риска и его зависимость  от многих факторов (объективных и  субъективных) делают необходимым выбор  банком критериальных показателей, с помощью которых можно оценить  вероятность выполнения клиентом условий  кредитного договора.

Кредитоспособность предприятия - это его способность своевременно и полно рассчитываться по своим  долговым обязательствам с банком. Кредитоспособность выражает сложившееся  финансовое состояние клиента, которое  дает возможность банку сделать  правильный вывод об эффективности  его работы, способности погасить кредит (включая и проценты по нему) в установленные кредитным договором  сроки.

Важно также изучить деловую  репутацию клиента и его поведение  на товарном и финансовом рынках. Перечень показателей, характеризующих кредитоспособность предприятия, зависит от целей и  задач анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений  банка с заемщиком. Определение  кредитоспособности клиента представляет собой комплексную качественную оценку финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита.

Анализ условий кредитования предполагает изучение:

"солидности" клиента,  т.е. своевременности расчетов  по ранее полученным кредитам;

способности заемщика производить  конкурентоспособную продукцию;

его прибыльности (доходности);

финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности  баланса;

эффективности использования  имущества (оборачиваемости и рентабельности активов);

цели испрашиваемого кредита;

величины кредита с  учетом ликвидности баланса клиента;

возможности погашения кредита  за счет залоговых прав, предоставленных  поручительств и гарантий и реализации заложенного имущества;

обеспечение кредита активами заемщика, включая и высоколиквидные  ценные бумаги.

Для определения кредитоспособности клиента необходимо установить критериальный  уровень выбранных оценочных  показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляют условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма  обеспечения, процентная ставка). Клиентов по характеру кредитоспособности банки  систематизируют на три-пять классов. Критериальные показатели на уровне средних величин служат основанием отнесения заемщика ко второму классу, выше средних - к первому, а ниже средних - к третьему классу.

Рейтинг, или значимость показателя в системе, устанавливают специалисты  банка для каждого заемщика в  отдельности исходя из кредитной  политики и ликвидности его баланса. Например, высокая доля кредитных  ресурсов в пассиве баланса, наличие  просроченной задолженности по ссудам банка повышает роль коэффициентов  ликвидности. Отвлечение ресурсов банка  в кредитование постоянных материальных запасов, низкое значение величины чистого  оборотного капитала, т.е. менее 10 % общего объема оборотных активов, повышает рейтинг коэффициента финансовой независимости. Перекредитование клиента выдвигает  на первый план уровень коэффициента общей ликвидности (покрытия).

Общую оценку кредитоспособности осуществляют в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. Первому классу заемщиков условно  присваивают от 100 до 150 баллов; второму  классу - от 151 до 250 баллов; третьему классу - свыше 251 балла. Исходя из величины коэффициентов  ликвидности и финансовой независимости, заемщиков можно условно подразделить на три класса (таблице 1)

 

Таблица 1

Классы кредитоспособности заемщиков

КоэффициентыКлассы1231. Абсолютной ликвидностиБолее 0,20,15-0,2Менее 0,152. Текущей  ликвидностиБолее 0,80,5-0,8Менее 0,53. Общей  ликвидности (покрытия) Более 2,01,0-2,0Менее 1,04. Финансовой независимостиБолее 0,60,5-0,6Менее 0,5

С предприятиями каждого  класса банки по-разному строят свои отношения. Так заемщикам первого  класса банки вправе открыть кредитную  линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке  бланковые (доверительные) кредиты  без обеспечения с взиманием  пониженной процентной ставки на срок до 60 дней.

Кредитование клиентов второго  класса осуществляют на обычных условиях, т.е. при наличии соответствующих  форм обеспечения (залога имущества, договора поручительства, гарантии и т.д.). Процентные ставки зависят от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала, учетной ставки Центрального банка России и других факторов.

Предоставление кредита  заемщикам третьего класса связано  для банка с большим риском неплатежа. Если банк решается на выдачу ссуды заемщику третьего класса, то ее размер не должен превышать величины уставного капитала последнего. Процентную ставку за кредит устанавливают на более высоком уровне, чем для  заемщиков второго класса.

 

1.4 Особенности  деятельности банка

 

Свои особенности имеет  управление банковской деятельностью. При этом они не обязательно одни и те же в разных странах. Наоборот, управление банковской деятельностью  в каждой стране может и даже должно отличаться большими или меньшими уникальными  особенностями. Здесь нас будут  интересовать прежде всего особенности, присущие банковской практике нашей  страны. Однако чтобы такие особенности  были понятны в должной мере, сначала  необходимо выделить особенности самой  банковской деятельности.

Принципиальное своеобразие  деятельности банков в любой стране состоит в том, что она непосредственно  связана с таким вопросом первостепенной государственной важности, как регулирование  денежного хозяйства и тем  самым - обеспечение здоровья финансов страны путем уменьшения или увеличения денежной массы в обращении, сжатия или эмиссии кредитных денег. Это значит, что имеются рыночные денежные операции, которые банки  не могут не выполнять и которые  небанкам не могут быть доверены и  дозволены (прием денег в депозиты от юридических и физических лиц, выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов и некоторые  другие), операции, которые могут  выполнять только банки и НКО, а также операции, которые банки  и НКО могут проводить наравне  с прочими хозяйствующими организациями (в отличие от двух первых групп  операций эти последние не требуют  наличия лицензии центрального банка). Уже из этого видно, насколько  сложна структура деятельности банков. Данное обстоятельство накладывает  весьма серьезные ограничения как  на. внутреннее, так и внешнее  управление банками, в том числе  объясняет предельную жесткость  применяемого к ним государственного надзора и регулирования.

К особенностям банковской деятельности относятся также:

) преобладание в ресурсах  банков привлеченных и заемных  средств, влекущее высокую ответственность  за эффективное использование  прежде всего средств вкладчиков  и кредиторов;

) чрезвычайная подвижность,  изменчивость параметров функционирования  финансовых рынков, вызываемая не  только экономическими, но и политическими,  социальными и иными причинами,  требующая от сотрудников, прежде  всего от управленцев, постоянной  аналитической напряженности и  высочайшей оперативности, причем  не в ущерб качеству анализа  и проведения операций;

) необходимость постоянно  и одновременно работать с  самыми разнообразными клиентами,  представляющими практически все  сферы и отрасли хозяйства,  противоречивые интересы и цели  которых надо согласовывать, на  самых разнообразных рынках, испытывающих  отнюдь не совпадающие тенденции,  со всем богатством существующих  в каждый данный момент финансовых  инструментов, с разнообразными  валютами, что все вместе формирует  комплекс управленческих проблем;

) нематериальный характер  банковских продуктов и необходимость  участия практически всех подразделений  банка в производстве каждого  такого продукта.

Перечисленные особенности  банковской деятельности не обладают какой-либо страновой спецификой. К  ее особенностям, характерным для  современной России, можно отнести:

короткий исторический срок существования российских банков, недостаток у них практического опыта, традиций;

очень небольшие сравнительно с ведущими рыночными странами размеры  собственных капиталов банков;

недостаточная степень оснащенности банков современными техническими средствами коммуникации (для большинства нащих  банков они пока очень дороги);

2. Анализ  кредитных отношений (на примере  банка ОАО УРАЛСИБ)

 

2.1 Анализ  динамики и структуры кредитных  ресурсов

 

Банк ОАО УРАЛСИБ - один из крупнейших российских банков. Согласно рейтинговым исследованиям, УРАЛСИБ  занимает ведущие позиции среди  российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам. В городе Находка кредитно-кассовый филиал банка УРАЛСИБА находится  по адресу: 692900, Приморский край, г. Находка, улица Советская, 3.

В соответствии с результатами исследования, проведенного в 2009 году Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), банк УРАЛСИБ уверенно входит в топ-5 рейтинга узнаваемости российских банков, а также в топ-5 рейтинга самых клиентоориентированных, надежных и социально-ответственных финансовых брендов.

Информация о работе Анализ кредитных отношений на примере банка ОАО "Уралсиб"