Анализ использования основных средств на примере конкретного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является совершенствование бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных средств на предприятии.
Исходя, из указанной темы курсовой работы ее основными задачами являются:
- отражение нормативного регулирования бухгалтерского учета использования основных средств;
- рассмотрение принципов бухгалтерского учета использования основных средств на предприятии;
- отражение особенностей анализа эффективности использования основных средств;
- характеристика объекта исследования;
- оценка системы внутреннего контроля;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика основных средств
1.1. Сущность основных средств 6
1.2. Классификация основных средств и их оценка 9
1.3. Документальное обеспечение, аналитический и синтетический учет основных
средств 16
1.4. Методика проведения анализа исполнения основных средств 24
2. Анализ использования основных средств на примере конкретного предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2 Документальное оформление и аналитический учет основных средств 31
2.3. Синтетический учет поступления и выбытия основных средств
2.3.1. Бухгалтерский учет поступления основных средств 35
2.3.2. Бухгалтерский учет выбытия основных средств 43
Выводы и предложения 46
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 85.66 Кб (Скачать файл)

Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода  в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:

- Акт о приеме-передаче объекта  основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1);

- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);

- Акт о приеме-передаче групп  объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее  двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту  основных средств.

Данные приема и исключения объекта  из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу  учета объектов основных средств (формы  №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

Очень часто объекты основных средств  перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения  в другое. Для оформления и учета  таких перемещений применяется  Накладная на внутреннее перемещение  объектов основных средств формы  №ОС-2.

Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную  карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

Оформление и учет приема-сдачи  объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется Актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы №ОС-3.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6).

В соответствии с пунктом 68 Методических указаний №91н, в целях организации  контроля за своевременным получением основных средств из ремонта, инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

Списание пришедших в негодность объектов основных средств также  оформляется документально. Для  этих целей применяются следующие  документы:

- Акт о списании объекта основных  средств (кроме автотранспортных  средств) (форма №ОС-4);

- Акт о списании автотранспортных  средств (форма №ОС-4а);

- Акт о списании групп объектов  основных средств (кроме автотранспортных  средств) (форма №ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или  уполномоченным им лицом.

Учет оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта  основных средств, оформляется Актом  о приеме (поступлении) оборудования (форма №ОС-14). Акт составляется в  двух экземплярах комиссией, уполномоченной на прием основных средств, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

В том случае, если при поступлении  на склад невозможно провести качественную приемку оборудования, акт составляется по наружному осмотру и является предварительным.

Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если монтажные работы проводятся подрядным  способом, в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной  монтажной организации. В этом случае, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма №ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное  хранение уполномоченный представитель  монтажной организации расписывается  непосредственно в акте, и ему  передается копия акта.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или  испытания, а также по результатам  контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16).

Зачисление смонтированного и  готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации  оформляется по формам №ОС-1 или  №ОС-1б.

Учет основных средств в организациях и на предприятиях ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе  инвентарных объектов.

Инвентарный объект как единица  учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств  каждому инвентарному объекту, находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается  инвентарный номер.

Следует отметить, что пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках на бумажных или электронных носителях информации. Они открываются отдельно на каждый объект. Приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. Обязательными реквизитами карточек являются: наименование и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изготовитель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характеристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первичных документов -- актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др.

Учет объектов основных средств  по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой  формы, данные которого должны быть идентичны  записям в инвентарных карточках (книгах).

В течение отчетного месяца инвентарные  карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации  объектам хранятся в особой ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в запасе (резерве) или  на консервации, карточки в картотеке  бухгалтерии отделяются специальным  разделителем. По данным инвентарных  карточек и ведомостей расчета амортизации  в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе видов (групп) основных средств.

Для учета основных средств действующим  Планом счетов предусмотрен ряд синтетических  счетов.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в  эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к  учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся  в собственности двух или нескольких организаций, отражается на этом счете  в соответствующей доле.

Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для отражения накопленной  амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации  на правах собственности и сданных  в аренду, включая финансовую аренду.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения  информации о наличии и движении вложений организации в часть  имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые за плату  во временное пользование (временное  владение и пользование) с целью  получения дохода.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, а также о затратах по формированию основного стада, рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, которые учитываются в составе средств в обороте). К счету могут быть открыты субсчета: 1 «Приобретение земельных участков»; 2 «Приобретение объектов природопользования»; 3 «Строительство объектов основных средств»; 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 8 «Выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ» и др.

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных или причитающихся  к оплате организацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому  счету могут быть открыты субсчета; 1 «НДС при приобретении основных средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и др.

Счет 80 «Уставный капитал» применяется  для обобщения информации о состоянии  и движении уставного (складочного) капитала организации. Увеличение и  уменьшение уставного капитала, в  том числе за счет имущества, относящегося к основным средствам, осуществляется после внесения соответствующих  изменений в учредительные документы  организации.

Счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации, на нем отражается прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоценки, а также сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Счет 90 «Продажи» используется для  обобщения информации о доходах  и расходах» организации и  выявления финансового результата за отчетный период. К нему могут  быть открыты несколько субсчетов.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода. На этом счете находят отражение  поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным  получением активов, а также расходы  по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и  пользование, расходы на консервацию  объектов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 1 «Прочие  доходы»; 2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо  прочих доходов и расходов».

Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Предназначен для обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Здания и сооружения, строительство  которых завершено, приобретенное  оборудование, не требующее монтажа, завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающие  их первоначальную стоимость, зачисляются  в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита  счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку.

Поступление основных средств может  быть связано с их получением в  счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная  учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы  организации» при поступлении объекта  по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления  основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость  на дату оприходования на основе типовых  документов приемки-передачи.

Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются  организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта. На величину этой стоимости в течение срока полезного использования объекта формируется финансовый результат в качестве внереализационных доходов.

Списанию с бухгалтерского баланса  подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или  постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности  и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений  нормальных условий эксплуатации, а  также в связи с продажей, безвозмездной  передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением  предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По дебету отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Информация о работе Анализ использования основных средств на примере конкретного предприятия