Анализ дебиторской и кредиторской задолжности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей. В 1994-1996 гг. подобные неденежные отношения стимулировались государством, эмитировавшим так называемые "налоговые освобождения". В условиях высокой инфляции "налоговые освобождения" снижали объем денежной массы и служили антиинфляционной мерой.1

Содержание

Введение
2
1.Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами
5
Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
10
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
18
2.1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости.
18
2.2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
45
Заключение
47
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ дебиторской и кредиторской задолжности.DOC

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Как показывают нижеследующие расчеты, скидку следует предоставить.

Преимущество  скидки

Увеличение рентабельности:

Средний остаток дебиторской задолженности  до изменения политики: 14000000$/(12/3 = 4)= 3500000$

Средний остаток дебиторской задолженности  после изменения политики: 14000000$/(12/2 = 6)=2333333$

Уменьшение среднего остатка дебиторской задолженности  1116667$

Норма прибыли         0,15

Доход           175000$

Недостатки  скидки

Сумма скидки 0,30 x 0,25 x 14000000$   105000$

Чистое преимущество скидки      70000$

Изменение кредитной  политики

Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. 10

Пример 9

Продажная цена за единицу  продукции   120$

Переменные затраты  на единицу продукции  80

Фиксированные затраты  на единицу продукции 15

Годовой объем продаж в кредит    600000$

Сбор денежных платежей      1 месяц

Минимальный доход       16%

Если происходит либерализация  кредитной политики, тогда планируется, что:

- объем продаж увеличится  на 40%;

- период сбора денежных  средств по всем счетам увеличится до двух месяцев;

    • безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%.

Предварительные вычисления:

Текущее количество единиц продукции (600000$/120$)   5000

Дополнительное количество единиц продукции (5000 X 0,4)  2000

 

Преимущество  изменения политики

 

Дополнительная рентабельность:

Увеличение объема продаж      2000 единиц

X Маржинальная прибыль  на единицу 

(Продажная цена - Переменные затраты) 120$ - 80$ x 40$

Увеличение рентабельности      80000$

 

Недостаток  изменения политики

 

Увеличение безнадежного долга:

Увеличение количества единиц X Продажная  цена 

(2000 X 120$)         240000$

Процент безнадежного долга     x 0,05

Дополнительные безнадежные долги     12000$

 

Первый этап в определении  возможной стоимости инвестиции, помещенной в дебиторскую задолженность, представляет расчет новой средней себестоимости единицы:

 

   Себестоимость  Общая

       Единицы X единицы = стоимость

Текущее количество единиц               5000 X 95$        475000$

Дополнительное количество единиц        2000 X 80$        160000$

Итого        7000      635000$ 

 

Общая стоимость

Новая средняя себестоимость  единицы = --------------------- =

Количество единиц

635000$/7000 = 90,71$

Следует отметить, что  при неиспользуемой мощности постоянные затраты остаются неизменными, следовательно, дополнительная себестоимость представляет собой только переменные затраты в размере 80$ за единицу. Таким образом, средняя себестоимость единицы уменьшится.

Теперь рассчитаем альтернативную стоимость капитала, помещенного в дебиторскую задолженность.

Средняя инвестиция в дебиторскую  задолженность после изменения политики:

 

       Объем продаж в кредит                Себестоимость единицы

----------------------------------------    x    ---------------------------

оборачиваемость дебиторской задолженности           Продажная цена

 

840000$/6 x 90,71$/120$ = 105828$

Текущая средняя инвестиция в дебиторскую задолженность:

600000$/12 x 95$/120$ = 39583

 

Дополнительная инвестиция в дебиторскую задолженность   66245$

Минимальный доход          X 0.16

Альтернативная стоимость  денежных средств,

заложенных в дебиторскую  задолженность      10599$

Чистое преимущество ослабления кредитных стандартов:   

Дополнительная прибыль        80000$

Минус:

Дополнительные потери безнадежных долгов  12000$

Альтернативная стоимость     10599 22599

Чистые сбережения          574018

Компания может теперь решить, предоставлять ли полный кредит покупателям, пользующимся в настоящее время ограниченным кредитом, или покупателям, не пользовавшимся кредитом.

 

 

Пример 10

 

Категория

Процент безнадеж-

ного долга

Период сбора денежных средств

Кредитная политика

Увеличение годового объема продаж, при ослаблении кредитных ограничений

X

2%

30 дней

Неограниченный кредит

80000$

Y

5%

40 дней

Ограниченный кредит

60000$

Z

30%

80 дней

Без кредита

85000$


 

Валовая прибыль составляет 25 процентов от продаж. Минимальный доход на инвестицию равен 12%.

 

      Категория Y Категория Z

Валовая прибыль =  Степень увеличения

продаж X

X Норма валовой 

прибыли

6000008 X 0,25          150000$

8500001 X 0,25             212500$

Минус; Безнадежный долг = Увеличение продаж X

X Процент безнадежного  долга 

600000$ X 0,05       -30000

850000$ X 0,30          -255000

Увеличение средней  инвестиции в 

дебиторскую задолженность

40/360 X (0,75 X 600000$)    500000$

80/360 X (0,75 X 8500005)        141667$

Альтернативная стоимость  дополнительной инвестиции

в дебиторскую задолженность

x 0,12 -6000 X 0,12 -17000

Чистая прибыль       (59500)$

114000$

Кредит следует распространить на категорию Y

Когда принимается решение, стоит  ли ослаблять кредитные стандарты, следует рассмотреть влияние валовой прибыли на увеличенный объем продаж и альтернативной стоимости, связанной с большими остатками дебиторской задолженности и расходами по бору денежных средств.

 

Пример 11

 

Компания собирается либерализировать кредитную политику для поощрения большего числа покупателей, приобретающих товары в кредит. В настоящее время 80 процентов продаж осуществляется в кредит и валовая прибыль составляет 30 процентов. Норма прибыли на инвестиции равна 10 процентам. Другие исходные данные:

 

В настоящее время      Предложение

Продажи        300000$    450000$

Продажи в кредит      240000    360000

Расходы по сбору денежных средств

(по инкассированию)   4% от продаж           5% от продаж

  в кредит               в кредит

Оборачиваемость дебиторской 

задолженности      4,5     3

 

Анализ предложения приводит к следующим результатам:

 

Валовая прибыль:

Ожидаемое увеличение продаж в кредит      120000$

Норма валовой прибыли         x0,30

Увеличение валовой  прибыли        36000$

Альтернативная стоимость:

Средний остаток дебиторской  задолженности

(Продажи в кредит/Оборачиваемость  дебиторской задолженности)

Ожидаемая средняя дебиторская  задолженность 360000$/3   120000$

Текущая средняя дебиторская задолженность 240000$/4,5   53333

Увеличение средней дебиторской  задолженности X     66667$

Норма прибыли

Альтернативная стоимость денежных средств,

вложенных в дебиторскую задолженность      6667$

затраты инкассирования:

Ожидаемые расходы по сбору денежных средств

0,05 X 360000$           18000$

Текущие расходы по сбору денежных средств 

0,04 X 240000$           9600

Увеличение расходов по сбору денежных средств     8400$

 

Прибыль от более  либеральной кредитной политики:

 

Увеличение валовой  прибыли        36000$

Альтернативная стоимость,         (6667)

вложенная в дебиторскую  задолженность 

Увеличение расходов по инкассированию      (8400)

Чистое преимущество          20933$

 

Для того чтобы определить, выгодно ли предпринимать данную кампанию продаж, следует оценить  получаемую валовую прибыль, торговые скидки и альтернативную стоимость  повышенных остатков дебиторской задолженности.

 

Пример 12 

 

Компания планирует  кампанию продаж, в которой она  может предложить кредитные условия 3/30, нетто/45. Она полагает, что период инкассации увеличится с шестидесяти дней до восьмидесяти. Необходимые исходные данные для планируемой кампании:

  Процент продаж        Процент продаж

       до начала кампании      в течение кампании

Продажи за наличный расчет          40%    30%

Сроки платежей (дни)       

1-10           25%    55

11-100          35    15

Предложенная стратегия продаж, вероятно, увеличит объемы продаж с 6 миллионов долларов до 10. Норма валовой прибыли составляет 30%. Норма прибыли равна 14%. Торговая скидка предоставляется для продаж за наличный расчет

Без кампании продаж С кампанией продаж

Валовая прибыль     2400000$ 0,3 X 10000000$ 3000000$

(0,3 X 8000000$)

Продажи со скидкой 

0,65 X 8000000$     5200000$

0,85 X 10000000$        8500000$

Скидка с продаж     х 0.03 – 156000       х 0.03 – 255000

Инвестиция в среднюю 

дебиторскую задолженность

60/360 X 80000004 X 0,7  933333$

80/360 X 10000000$ X 0,7       1555555$

Норма дохода     X 0,14– 130667  X 0,14 - 217778

Чистая прибыль     2113333$    2527222$

 

 

Компании следует предпринять  кампанию продаж, поскольку доход увеличится на 413889$(2527222$ - 2113333$).

 

 

 

2.2. Выборочный  и сплошной методы анализа  расчетов с дебиторами и кредиторами

В зависимости от размера  дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов. 11

Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).

Существуют и более  сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических  значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п.  В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%», решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-наго уровня, признается несущественным.

 

Заключение

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Одной из задач  финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

2. Увеличение дебиторской  задолженности инициирует дополнительные  издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

3. В зависимости от  размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.

4. Дебиторская задолженность  - элемент оборотных средств, ее  уменьшение снижает коэффициент  покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

4. С целью максимизации  притока денежных средств предприятию  следует разрабатывать широкое  разнообразие моделей договоров  с гибкими условиями формы  оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от  предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

5. Система скидок способствует  защите предприятия от инфляционных  убытков и относительно дешевому  пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.  Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолжности