Анализ безубыточности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии и определение критического объема производства.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
- рассмотреть сущность анализа безубыточности предприятия;
- изучить основы метода «издержки-объем-издержки»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 4
1.1 Маржинальный подход в определении безубыточности фирмы 4
1.2 Метод «издержки-объем-издержки» 8
2. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАКТИКЕ 16
2.1 Расчет безубыточности методом «издержки-объем-издержки» для ОАО «ПЕКАРЬ» 16
2.2 Основы разработки оперативной производственной программы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ безубыточности производства.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Данные, полученные по итогам 1 квартала, можно использовать при  финансовом анализе последующих  месяцев, но при условии, что постоянные затраты остаются практически неизменными. Но если руководство решит приобрести новые основные средства, чтобы увеличить товарооборот более чем на 40%, производство перейдет на иной релевантный уровень.

Современные системы  управления базируются на анализе зависимости  между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. ОАО «Пекарь» работает с клиентами по системе предварительных заказов. Это значит, что предприятие производит ровно столько продукции, сколько может продать.

С целью перспективного планирования целесообразности приобретения необходимых для производства объектов основных средств рекомендуем проведение маржинального анализа, который показывает, как изменится прибыль при наилучшем и наихудшем развитии событий.

Ознакомившись с результатами вычислений, руководство может принять решение вкладывать ли деньги в развитие производства, несмотря на повышенный предпринимательский риск, связанный с этим или нет.

Расчетные данные, полученные по итогам трех месяцев, можно использовать при финансовом анализе последующих месяцев, но при условии, что постоянные затраты остаются практически неизменными. Но если  руководство  решит  приобрести  новые  основные  средства,  чтобы увеличить товарооборот более чем на 40%, производство перейдет на иной релевантный уровень.

Таким образом, маржинальный анализ позволит руководству предприятия планировать свою деятельность на перспективу, принимать эффективные управленческие решения и вырабатывать правильную производственную и конкурентную политику.

 

 

 

 

2.2 Основы разработки оперативной производственной программы

 

В условиях выхода из кризиса  и в посткризисный период актуализируется  проблема разработки оперативной производственной программы, ориентированной на достижение промышленным предприятием высокого финансового  результата. Как нам представляется, в ходе разработки программы необходимо руководствоваться стоимостными ориентирами, в первую очередь должно учитываться обеспечение избранным альтернативным вариантом программы необходимой рентабельности производства, финансовой стабильности и платежеспособности промышленного предприятия, высокого финансового результата (выручка, прибыль, сумма покрытия).

Исследование показало, что при планировании производства на оперативном уровне следует учитывать  влияние постоянных и переменных затрат на результат. Известно, что постоянные затраты не реагируют на изменение объема деловых операций, а переменные затраты зависят от изменения объемов производства. [9, С. 90-91]

При прежнем затратном  методе учета и калькулирования  себестоимости в плановых расчетах принимались во внимание все затраты, как постоянные, так и переменные, что, на наш взгляд, в современных условиях препятствует корректному анализу и реалистичному планированию и приводит к ошибочным результатам.

К сожалению, в отечественной  практике многими промышленными предприятиями до сих пор используется метод общей калькуляции, предполагающий прямую зависимость затрат от объемов производства и не учитывающий того факта, что предельные затраты (затраты, которые производитель дополнительно несет при производстве каждой новой единицы продукции) возникают под влиянием различных факторов.

Только разделение затрат, по нашему мнению, должно стать основой для определения критической выручки (выпуска) на основе использования анализа безубыточности (покрытия) (рис. 2).

Рис. 2. Графическое представление точки безубыточности и суммы покрытия

 

Как показало проведенное нами исследование, соотношение выручки (стоимости, цены), объема производства и структуры затрат имеет решающее значение в достижении промышленным предприятием положительного финансового результата в оперативном периоде. Анализ данной связи указывает на то, что выручка зависит не только от количества проданного продукта (мы предполагаем, что объем производства равен объему продаж), но и от доли постоянных затрат, которые приходятся на единицу продукции.

Необходимо обратить внимание, что смысл нахождения точки безубыточности заключается в расчете того объема производства продукции, который позволит промышленному предприятию полностью окупить издержки и при дальнейшем наращивании производства начать получать прибыль. [29, С. 101]

 Конечно, при этом следует сделать допущение о том, что стоимость единицы продукции достаточно высока для того, чтобы не только покрыть все переменные затраты на ее производство, но и получить операционную маржу (вклад), обеспечивающую покрытие части постоянных затрат. Если при этом объем продукции превысит уровень безубыточности, вклад от продажи каждой последующей единицы продукции будет формировать прибыль. Другими словами, чем больше сумма покрытия, полученная с оборота, тем быстрее будет достигнута точка безубыточности (точка покрытия), и в результате получена большая чистая прибыль.

Важным моментом, имеющим  отношение к влиянию структуры  затрат на точку безубыточности (покрытия), является знание того, что изменение  соотношения постоянных и переменных затрат меняет положение точки безубыточности.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что методика определения  безубыточности уместна только для  тех плановых решений, которые принимаются  в пределах приемлемого диапазона  стоимости, затрат и объемов производства и продаж.

Вне этого диапазона  стоимость реализации единицы продукции  и переменные издержки на единицу  продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без  учета таких ограничений, могут  привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами методика безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу. [12, С. 76]

Имеющиеся ограничения  серьезно сужают область применения методики безубыточности, что, в свою очередь, актуализирует проблему поиска направлений ее совершенствования.

При расчете точки  безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов  производства (продаж) без учета  возможностей скачка, например вследствие сезонности выпуска и сбыта или  непредвиденных плановых ситуаций.

В рыночной экономике  возникают ситуации, когда руководству  промышленного предприятия приходится сталкиваться с рядом проблем  и необходимостью выбора и принятия специального планового решения.

Так, в условиях экономического кризиса и актуализации проблемы выживания многие промышленные предприятия при планировании производства и в процессе формирования ассортимента вынуждены включать в производственную программу продукты, не приносящие высокий доход.

Ввиду отсутствия спроса предприятия рассматривают предложения, на первый поверхностный взгляд не выгодные для производства. Таким образом, не всегда и не весь объем выпуска оказывается рентабельным. Данные обстоятельства вызывают необходимость пересмотра методических подходов к определению ключевой точки принятия решения о включении продукта в ассортиментный набор планируемого периода.

Для того чтобы определиться с подходом к нахождению точки  безубыточности (покрытия) и точки  принятия специального планового решения, обратимся к методам математического анализа. В рамках подхода с фиксированной стоимостью реализации продукции (ФСРП) стоимость реализации товара предполагается неизменной. В предлагаемом подходе стоимость р зависит от объема производства (продаж)товарах. Объем производства равен объему продаж (х = q). Спрос на продукцию линейный:

 

q = b0 + b1p, (2.1)

 

Совокупные издержки линейно зависят от объема производства. Использование линейной функции  спроса не очень ограничительно, поскольку  на небольшом промежутке изменения  цен любая гладкая функция спроса может быть приближена к касательной.

Коэффициент b1 показывает, на какую величину изменяется объем продаж при возрастании стоимости на 1 руб./ед. товара. По экономическому смыслу Ь1 < 0. Коэффициент bо показывает, каков максимальный объем спроса при р = 0 (рис. 3).

Рис. 3. Приближение гладкой функции спроса к линейной

 

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения  многих проблем планирования и управления, поскольку при комбинированном  применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования плановых решений в производственной практике.

Использование методики расчета точки безубыточности в  плановой практике можно признать достаточно распространенным благодаря ее простоте, а также формируемой у специалистов-плановиков уверенности в случае проведения планово-контрольных расчетов на ее основе в покрытии затрат и дальнейшем получении промышленным предприятием прибыли.

Ее главный недостаток - это игнорирование зависимости  между стоимостью (доходом, выручкой) и объемом производства (продаж). Нет никаких гарантий, что стоимость единицы продукции обеспечит тот объем продаж, исходя из которого она была рассчитана. Особенно опасна ситуация, когда объем продаж оказывается ниже выбранного уровня: данный метод подталкивает к дополнительному повышению стоимости для сохранения уровня рентабельности.

Принимая во внимание сделанные замечания, считаем полезным дополнить определение ключевой точки принятия оперативного планового  решения о включении низкодоходных ассортиментных позиций в продуктовую программу промышленного предприятия проведением анализа чувствительности и эластичности спроса (объема производства), чтобы достичь наиболее оптимальных плановых результатов. [20, С. 155]

Проблема определения ключевой точки возникает и в ситуациях, когда необходимо принять или отклонить дополнительный заказ, установить цену на продукцию, производить самим или покупать на стороне, выбрать технологию производства. Этот круг вопросов так или иначе интересует каждое промышленное предприятие при разработке производственной программы. В данных ситуациях, как показало исследование, для принятия планового решения необходимо использование методов, основанных на прямых или приростных издержках. Кроме того, в отличие от традиционной затратной методики планирования производства и установления фиксированной стоимости продукции при современном подходе планирования, ориентированном на результат, принимая специальное плановое решение на отдельные заказы (предложения) в соответствии с конкретными обстоятельствами, предприятие сможет не только установить безубыточный уровень производства, но и сформировать продуктовую программу, позволяющую получить наибольший финансовый результат.

Исследования показывают, что ключевая точка принятия специального планового решения о низкодоходных ассортиментных позициях в производственной программе на планируемый период должна быть не ниже нижней (левой) границы, обозначенной как нижняя ключевая точка.

Например, в случае поступления  дополнительного заказа производства продукции по цене ниже себестоимости при разработке производственной программы промышленного предприятия, прежде чем принимать плановое решение, необходимо определить ключевую точку (нижнюю границу), обратив внимание и на наличие свободных производственных мощностей.

Ограничением для увеличения выпуска продукции в краткосрочном  периоде являются производственные мощности предприятия. Если имеется  свободное оборудование, то ключевая точка принятия специального планового  решения (нижняя граница) на предлагаемый промышленному предприятию заказ соответствует величине предельной себестоимости, т.е. дополнительных издержек, связанных с его выполнением. Если же производственные мощности используются до предела, то выполнение дополнительного заказа возможно лишь при условии отказа от уже включенных в производственную программу ассортиментных позиций.

Проблема компенсации  расчета дополнительного выпуска  должна решаться в этом случае за счет уменьшения суммы покрытия остальных  видов продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление  затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Информация о работе Анализ безубыточности производства