Амортизация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - исследование теоретических и практических основ учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
организация учета амортизации основных средств;
исследование методов начисления амортизации;
обоснованное начисление амортизации и определение сроков полезного использования;
правильное документальное оформление начисления амортизации;
своевременное отражение в учете операций, связанных с начислением амортизации;

Вложенные файлы: 1 файл

Амортизация основных средств.docx

— 137.95 Кб (Скачать файл)

Если выбывший объект основных средств подвергался переоценке, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации:

Дебет 83 «Добавочный капитал»

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Для определения остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств», на котором остаточная стоимость формируется в результате следующих записей:

-  дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» кредит 01 «Основные средства» - списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

- дебет 02 «Амортизация основных средств» кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма амортизации, начисленной по этому объекту за время эксплуатации (за период с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, до конца месяца, в котором объект выбыл).

При продаже основных средств составляются следующие бухгалтерские записи:

- дебет 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» кредит 91-1 «Прочие  доходы» - продажная стоимость согласно  договору купли-продажи;

- дебет 91-2 «Прочие расходы»  кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам» -сумма налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из продажной стоимости;

- дебет 91-2 «Прочие расходы»  кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - остаточная стоимость переданных покупателю основных средств;

- дебет  91-2 «Прочие расходы»  кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - сумма расходов, связанных с выбытием основных средств (демонтаж, транспортные расходы и др.);

- дебет 91-9 «Сальдо прочих  доходов и расходов»  кредит 99 «Прибыли и убытки» - сумма прибыли  от продажи;

- дебет  99 «Прибыли и  убытки»  кредит 91-9 «Сальдо прочих  доходов и расходов» - сумма убытка  от продажи.

В случае списания основных средств вследствие недостачи и порчи, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. При этом остаточная стоимость объектов списывается на счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» или 99 «Прибыли и убытки» соответственно.

Списание основных средств в случае морального или физического износа осуществляет комиссия, назначенная руководителем организации, в состав которой входят соответствующие должностные лица (главный инженер или заместитель руководителя - председатель комиссии; начальники соответствующих структурных подразделений (служб); главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств). Если организация обладает большим количеством основных средств, то может быть создана постоянно действующая комиссия.

Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию; устанавливает его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции и др.); выявляет конкретных лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации; устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку. В компетенцию комиссии также входит контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса.

Сведения о фактическом наличии имущества отражаются в инвентаризационной описи основных средств (форма №ИНВ-1), которая составляется в двух экземплярах. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При этом машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Списание основных средств отражается в учете следующими записями:

- дебет  01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»   кредит 01 «Основные средства» - сумма первоначальной стоимости;

- дебет  02 «Амортизация основных средств»  кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - сумма амортизационных отчислений

- дебет  91-2 «Прочие расходы» кредит 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - сумма расходов, связанных со списанием основных средств (демонтаж, разборка, транспортные расходы);

- дебет 10 «Материалы»   кредит 91-1 «Прочие доходы»- рыночная стоимость запасных частей и вторичного сырья;

- дебет  99 «Прибыли и убытки»  кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - сумма убытка от списания основных средств.

По окончании инвентаризации, оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. В случае установления расхождений составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма №ИНВ-18). В указанную ведомость включаются только те объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация. Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости в результате следующих записей:

- дебет  01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»  кредит 01 «Основные средства» - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта  основных средств;

- дебет 02 «Амортизация основных  средств» кредит 01 «Основные средства»,субсчет «Выбытие основных средств» - сумма начисленных амортизационных отчислений;

- дебет 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»  кредит 01 «Основные средства», субсчет  «Выбытие основных средств» - остаточная  стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств

В ООО «БРУТ» в марте 2012 г. было приобретено основное средство стоимостью 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб., на условиях рассрочки платежа. В том же месяце основное средство (оборудование, не требующее монтажа) введено в эксплуатацию. По условиям договора организация оплачивает основное средство в течение 4 месяцев (с марта по июнь 2012 г.) ежемесячно равными долями по 29500 руб., в том числе НДС 4500 руб.

Рассмотрим операции по поступлению основных средств, проводившееся ООО «БРУТ». В учетной политике ООО «БРУТ» отражает на счете 01.

ООО «БРУТ»15.08.2012г. оформило в банке кредит на сумму 600 000 руб. на приобретение объекта основных средств сроком на 6 месяцев под 18% годовых. 17.08.2012г. кредит получен и денежные средства перечислены поставщику.

Объект основных средств поступил и введен в эксплуатацию в сентябре.

Условиями кредитного договора предусмотрена ежемесячная уплата процентов. Срок возврата кредита 17.02.2012г. Бухгалтерские проводки по данной операции выглядят следующим образом:

- дебет 51 «Расчетные счета»  кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 600 000 руб. - получен банковский кредит;

- дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит 51 «Расчетные счета» - 600 000 руб. - перечислен аванс поставщику.

За период с 17 по 31 августа начислены проценты за пользование кредитом в сумме 4200 руб. (600 000 руб. х (18 / 365 дн. х 14 дн.)) / 100.

Проценты по кредиту за этот период, как говорилось выше, увеличивают дебиторскую задолженность по выданному авансу:

- дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 4200 руб. - начислены проценты за кредит за август;

- дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» кредит 51 «Расчетные счета» - 4200 руб. - перечислены банку проценты за кредит за август в соответствии с кредитным договором. 04.09.2012г.

Получен объект основных средств от поставщика.

За период с 1-го по 4-е сентября необходимо начислить проценты за кредит:

- дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 1184 руб. (600 000 руб. х (18 / 365 дн. х 4)) / 100 - начислены проценты по кредиту с начала сентября до момента получения объекта основных средств;

- дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 513 859 руб. (600 000 - 91 525 + 4200 + 1184) - получен объект основных средств от поставщика;

- дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 91 525 руб. - отражен НДС по приобретенному объекту основных средств.

Объект основных средств введен в эксплуатацию. За период с 5-го сентября до 15-го нужно начислить проценты и включить их в состав фактических затрат по его приобретению:

- дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 3255 руб. (600 000 руб. х (18 / 365 дн. х 11 дн.)) / 100 - начислены про центы по кредиту со дня получения объекта и до момента ввода его в эксплуатацию;

- дебет 01 «Основные средства» кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 517 114 руб. (513 859 + 3255) - объект основных средств введен в эксплуатацию с первоначальной стоимостью, которая включает в себя проценты по кредиту, начисленные с момента получения объекта до даты ввода его в эксплуатацию.

Проценты за кредит, начисленные за вторую половину сентября, отражаются следующей бухгалтерской проводкой:

- дебет 91 «Прочие доходы и расходы» кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 4500 руб. (600 000 руб. х (18 / 365 дн. х 15 дн.)) / 100 - начислены проценты за кредит с 15-го до 30-го сентября;

- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 91525 руб. - принят НДС к вычету, так как объект основных средств введен в эксплуатацию.

С октября по январь включительно проценты за кредит будут начисляться условно в одной и той же сумме и отражаться следующей бухгалтерской записью:

- дебет 91 «Прочие доходы и расходы» кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»- 8820 руб. (600 000 руб. х (18 / 365 дн. х 30 дн. (условно)) / 100-начислены проценты по кредиту с октября по январь.

- дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» кредит 51 «Расчетные счета» - 8820 руб. - перечислены банку проценты за пользование кредитом. За февраль сумма процентов составляет 5100 руб. (600 000 руб. х (18/ 365 дн. х 17 дн.))/ 100. Начисление и перечисление данной суммы отражается аналогичными бухгалтерскими проводками. Одновременно 17.02.2013 г. в соответствии с кредитным договором возвращается банку вся сумма кредита. Эта операция отражается следующей проводкой:

- дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» кредит 51 «Расчетные счета» - 600 000 руб. - погашение задолженности по кредиту.

На практике встречаются разнообразные способы выбытия основных средств: продажа, ликвидация, передача в счет вклада в уставный капитал другой организации, безвозмездная передача, передача в аренду, по договорам безвозмездного пользования, простого товарищества, обмена и др. (п. 29 ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов прочие доходы и расходы отражаются с использованием счета 91. Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств к счету 01 открывается специальный субсчет 01 «Выбытие основных средств». В дебет субсчета 01 «Выбытие основных средств» списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции с субсчетом 01 «Собственные основные средства». Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 в корреспонденции с субсчетом 01 «Выбытие основных средств». Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается в качестве операционных расходов в дебет субсчета 91.2 с кредита субсчета 01 «Выбытие основных средств».

Рассмотрим учет выбытия объекта основных средств в ООО «БРУТ» на конкретном примере.

Организация в феврале 2011г. приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство стоимостью 70 800 руб. (в том числе НДС 10 800 руб.). В январе 2012г. организация продала вышеуказанное основное средство за 60 000 руб., в том числе НДС.

Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств:

- дебет 01-2 «Выбытие основных  средств» кредит 01-1 «Основные средства  в эксплуатации» - списана первоначальная  стоимость 70 800 руб.;

- дебет 02 «Амортизация основных  средств» кредит 01-2 «Выбытие основных  средств» - списана сумма накопленной  амортизации  16225 руб.;

- дебет 91-2 «Прочие расходы»  кредит 01-2 «Выбытие основных средств»  списана остаточная стоимость  выбывающего основного средства  54575 руб.;

- дебет 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» кредит 91-1 «Прочие  доходы» - Отражена выручка от  продажи основного средства 60000 руб. ;

- дебет 91-2 «Прочие расходы»  кредит 68-2 «Расчеты по НДС» - начислен НДС по реализации объекта основных средств 828 руб.;

- дебет 91-9 «Сальдо прочих  доходов и расходов» кредит 99 «Прибыли и» убытки - заключительные  обороты месяца отражен финансовый  результат (прибыль) от продажи основного  средства (без учета иных прочих  доходов, расходов)- 4597 руб.;

- дебет 51» Расчетный счет»  кредит 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» - на расчетный  счет поступила оплата от покупателя 60 000 руб.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. При этом в бухгалтерском учете производится следующая запись:

Информация о работе Амортизация основных средств