Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное

развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства,

регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.

Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных

операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает

ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых

компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все

задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются

автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков

информации является одной из главных задач любой крупной финансовой

организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания

вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие

информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными

финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на

компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией,

предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию

должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения.

Содержание

1. Особенности автоматизации банковской деятельности. 3



1.1. Компьютеризированные банковские системы БС. 4

1.2. Функции БС 5

1.3. Критерии выбора БС 6

1.4. Некоторые характеристики популярных БС 8



2. Корпоративные сети банков 10



2.1. Требования к корпоративной сети банка 10

2.2. Архитектура корпоративной сети банка 11

2.3. Использование интегрированной передачи данных 11

2.4. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей

13

2.5. Конкретный пример построения корпоративной сети банка

(Сеть Центробанка в Вологде) 15

2.6. Заключение 18



3. Системы банк-клиент 19



3.1. Банковские услуги на дому 19

3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными

способами обслуживания 20

3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент" 21

3.4. Провайдеры систем электронного документооборота 22

3.5. Перспективы развития систем "банк-клиент" 23

3.6. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ 24



4. Использование банками сети Internet в коммерческих целях 27



4.1. Роль Internet в банковской деятельности 27

4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями 28

4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи

финансовой информации 29

4.4. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность

расчетов. 29

4.5. Финансовая информация в сети Internet 31

4.6. Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций в

Internet 34

4.7. Пример банковского WWW-сервера в России (Сервер банка

"Российский Кредит") 35

4.8. Заключение. Перспективы развития. 36



5. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций 38



5.1. Банкоматы 38

5.2. Популярные модели банкоматов 39

5.3. Режимы работы банкоматов 40

5.4. Способы построения сети банкоматов 40

5.5. Заключение 41



6. Автоматизация межбанковских операций. 42



6.1. Подходы к построению систем межбанковских расчетов 42

6.2. Национальные системы межбанковских взаиморасчетов 42

6.3. Международная система SWIFT 44



7. Заключение 47

Вложенные файлы: 1 файл

Автоматизация банковской деятельности.docx

— 78.83 Кб (Скачать файл)

общем,  ознакомиться  со  всем  спектром   услуг   предоставляемых    банком

"Российский Кредит"

 

      Важно, что  сервер  характеризуется  продуманным   дизайном  и  наличием

динамических страниц, которые  формируются сервером в зависимости  от  запроса

посетителя. Существует поисковая  система  и  возможность  выбора  различных

кодировок, что для российских пользователей весьма существенно.

      Сервер работает  на платформе UNIX BSD и  использует  как  собственные,

так  и  сторонние  разработки  для  предоставления  информации  и  связи   с

клиентами. Сейчас это,  в  основном,  информационный  сервер,  служащий  для

знакомства с услугами банка и привлечения клиентов.

      В  дальнейшем  на  основе  сервера  WWW  банка   "Российский   Кредит"

планируется создание приложений  для  работы  клиентов  банка  с  различными

банковскими службами.

      Кроме   того,  банком  ведутся   работы   по   созданию   межбанковской

информационной системы, о чем было рассказано выше (пункт 4.2).

 

      Понятно,  что наиболее полную информацию  можно найти на  самом  сервере

банка "Российский Кредит" - http://www.roscredit.msk.ru

 

 

8 Заключение. Перспективы  развития.

 

      Internet и вообще  банковские услуги на дому  оказывают свое влияние  на

отделения банков, банкоматы  и банковские центры обращения.  Однако,  сегодня

системы такого типа еще  не  очень  распространены.  Развитие  таких  систем

сильно сдерживается отсутствием  четких правовых основ коммерческих  расчетов

в киберпространстве. Кроме  того, остаются актуальными проблемы  безопасности

таких расчетов.

      Нужно   отметить,  что  качество  линий   в  России  пока   ограничивает

надежность работы в режиме on-line. Скорости передачи ограничены, что  ведет

к существенному увеличению времени при работе с  большими  объемами  данных,

особенно через международные  шлюзы.

      Все вышеупомянутые  проблемы  сильно замедляют внедрение  технологий  на

базе Internet в Российских банках. Клиенты в основном  не  имеют  доступа  к

отделениям   банка   через   электронную   почту   или   узел   Web.   Самым

распространенным   применением   Internet   российскими   банками   остается

распространение рекламной  информации в WWW.

      Однако не  следует забывать,  что  сейчас  сеть  Internet  представляет

собой единую глобальную систему, которая объединяет все существующие в  мире

компьютерные сети -  от  национальных  до  частных.  К  ней  подключены,  по

последним оценкам, около 50 млн. компьютеров.  Эта  всемирная  "сеть  сетей"

является наиболее быстро развивающейся компьютерной  структурой  в  мире,  а

общее  число  ее  пользователей   увеличивается   каждый   месяц   на   12%.

Относительная простота  использования  и  невысокая  стоимость  способствуют

быстрому  росту  числа  пользователей  услугами  Internet.  Это  значительно

расширяет аудиторию, на которую  нацелены коммерческие компании.

      Прогресс  в области использования сети Internet банками (в том числе   и

российскими) неизбежен, и  в  скором  времени  невозможно  будет  представить

себе деятельность банка  без использования Internet.

 

 

5 Применение банкоматов  для автоматизации розничных  операций

 

 

1 Банкоматы

 

      Использование  банкоматов (или Automatic  Teller  Machine,  АТМ)  стали

первой попыткой банков предоставить  клиенту  возможность  работы  со  своим

счетом в любое удобное  для него время и практически  из любого места.  Сейчас

активно  развиваются  системы  “банк-клиент”,  однако,   для   частных   лиц

банкоматы еще долго будут  единственным средством удаленного доступа в банк.

      В  общем   случае  банкомат  представляет  собой  устройство,   которое

выполняет следующие типовые  финансовые операции:

. выдачу наличных денег  с различных счетов (текущего, срочного  и  со  счета

  по кредитным карточкам);

. прием вкладов на текущий,  срочный и др. счета;

. перевод денег с текущего  на срочный и, наоборот, со счета  КК на текущий;

. платежи: списание с  текущего или срочного счетов, наложенные платежи.

 

      Использование   банкоматов  требует  больших   инвестиций,  поэтому   их

используют  только  крупные  банки.  Показателем  для  оценки  эффективности

использования банкоматов можно  считать количество  используемых  пластиковых

карточек на один  банкомат.  Для  наиболее  популярных  сетей  банкоматов  в

Англии, США этот показатель составляет 2-4 тыс. карточек/банкомат. При  этом

каждый банкомат в среднем  используется 1000 раз в неделю или  около  150  раз

в день. В большинстве случаев (67%) банкоматы  доступны  с  улицы  а  в  24%

случаев банкоматы устанавливаются  непосредственно в помещениях банков.

 

      Обычно банкомат  состоит из:

персонального компьютера (обычно ПК с процессором i286 или i386);

. монитора или специального  табло;

. клавиатуры (цифровой и  функциональной);

.  специального  "узкого"  принтера  для  выдачи  квитанций   о  проведенных

  операциях;

. устройства считывания  с пластиковых КК;

. хранилища денежных единиц  различных номиналов и соответствующие  механизмы

  проверки их подлинности,  счета и подачи.

 

      Кроме   того,  необходимо  специальное   прикладное  ПО  для  управления

работой всех блоков и телекоммуникационное оборудование для подсоединения  к

компьютерной сети.

 

 

2 Популярные модели банкоматов

 

      Рассмотрим  различные  модели  банкоматов  на   примере   конфигураций

банкоматов фирмы DEC. (Табл. 2)

                                                                   Таблица 2

                        Популярные модели банкоматов

 

|Характеристики|Модели банкоматов                                      |

|              |Размен денег |Транзакцион-н|Информационны|Полифункцио|

|              |(Quick Cach) |ый           |й            |-нальный   |

|              |Р6625        |(Transaction |(Information |(Full      |

|              |             |Cash Syst.)  |Cash Syst.)  |Function   |

|              |             |P6621        |Рб622        |Cash Syst.)|

|              |             |             |             |P6628      |

|Принтер для   |+            |+            |-            |+          |

|печати        |             |             |             |           |

|квитанций     |             |             |             |           |

|Принтер для   |+            |+            |-            |+          |

|печати        |             |             |             |           |

|отчетной      |             |             |             |           |

|документации  |             |             |             |           |

|Принтер для   |+            |+            |-            |+          |

|печати        |             |             |             |           |

|системных     |             |             |             |           |

|документов    |             |             |             |           |

|Монитор 9",   |+            |+            |-            |+          |

|LCD           |             |             |             |           |

|Монитор 10",  |-            |-            |+            |+          |

|VGA, цветной  |             |             |             |           |

|Табло         |+            |-            |-            |+          |

|информационное|             |             |             |           |

|Функциональная|-            |+            |+            |+          |

|клавиатура    |             |             |             |           |

|Размеры, мм   |506х686х1210                              |506х686х156|

|              |                                          |0          |

|Вес, кг       |250...400                                              |

 

 

3 Режимы работы банкоматов

 

      Банкоматы  могут работать в двух режимах: off-line и on-line.

      При работе  в  off-line режиме, банкоматы не связаны  с центральной БС в

режиме  реального  времени  и   работают   независимо   (реализуется   режим

отсроченных  платежей).  Обычно  банкоматы,  работающие   в   этом   режиме,

фиксируют (записывают) информацию о проведенной операции в  своей  памяти  и

на специальной магнитной  полоске КК  (например,  на  обратной  стороне  КК).

Банкомат, работающий в режиме off-line, обслуживает специальный сотрудник  -

кассир банка, который  периодически вручную заполняет  банкомат  наличностью,

а также вносит в память банкомата данные о  просроченных  платежах,  счетах,

утерянных карточках и  др. В  более  современных  системах  такая  информация

закладывается в банкомат периодически в специальном сеансе  связи  банкомата

по коммутируемым или  выделенным линиям  связи  с  центральной  базой  данных

банка.

      Другой режим  работы банкомата  -  on-line.  В   этом  случае  банкоматы

связаны с БС напрямую по коммутируемым или выделенным телефонным  каналам  с

использованием различных  протоколов (часто  используется  протокол  пакетной

передачи данных Х.25). Если  банкомат  работает  в  этом  режиме,  он  может

выдавать клиенту  справки  о  текущем  состоянии  его  счета.  Использование

банкоматов в данном режиме требует  надежной  телекоммуникационной  среды  и

значительных вычислительных ресурсов БС. В таком случае  в  БС  должна  быть

предусмотрена возможность  работы с сетью банкоматов в режиме on-line.

 

 

4 Способы построения сети  банкоматов

 

      При использовании  банкоматов необходимо выбрать  один из двух вариантов

организации телекоммуникационной среды:

. обслуживание собственной  сети банкоматов;

. участие на долевых  началах в эксплуатации уже  существующей сети,  которая

  используется совместно  несколькими банками.

 

      При использовании  собственной сети банк имеет  полный контроль над этой

сетью и  предоставляемыми  услугами.  Недостатком  такого  подхода  являются

достаточно большие затраты  на создание и эксплуатацию сети.

      Практика  создания телекоммуникационной  среды с применением  банкоматов

показывает, что более  выгодным для банков является  построение  общих  сетей

банкоматов  и  объединение  уже  существующих   сетей.   Результатом   этого

становится  стандартизация  кредитных  карточек,  от  которой  выигрывают  в

конечном счете все - и  банк и его клиенты.

 

 

5 Заключение

 

      Несмотря  на стремительное развитие таких  средств удаленного доступа   в

банк, как Internet и специализированные системы "банк-клиент", банкоматы  по-

прежнему играют важную роль в этой области.

      К сожалению,  развитие  сетей  банкоматов  в  России  пока  идет  очень

медленно. В Москве  и  Санкт-Петербурге  в  некоторых  крупных  магазинах  и

гостиницах уже появились  банкоматы, но в большинстве других городов их  пока

просто нет. Главными причинами  такого положения вещей являются  неразвитость

(по  сравнению  с   мировым  уровнем)  банковской  системы  и  как  следствие

отсутствие у населения  свободных денежных средств и  потребности в  кредитных

карточках.

      Но,  несмотря  на  это,  в  перспективе   можно  ожидать  повсеместного

внедрения  в  России  такой  важной  части   автоматизированной   банковской

системы, как сети банкоматов.

 

6 Автоматизация межбанковских  операций.

 

 

1 Подходы к построению  систем межбанковских расчетов

 

      В своей  повседневной работе любой банк  постоянно имеет дело с   другими

банками. Возникает необходимость  в надежных системах для  обмена  финансовой

информацией и осуществления  взаиморасчетов.

      Существуют  два подхода к построению таких  систем:

.  построение  системы   передачи  межбанковских  сообщений   и   финансовой

  информации на основе  общедоступных компьютерных сетей;

.   организация   специализированной   системы   на   основе    специальных

  корпоративных компьютерных  сетей.

 

      Очевидным  преимуществом второго подхода  является повышение  надежности

и безопасности передачи данных. Однако, если  вопросы  безопасности  уделено

достаточно внимания, то возможно и использование общедоступных  сетей.

      В  большинстве   стран  есть  свои  собственные   системы  межбанковских

коммуникаций. Наряду с  этим  существует  глобальная  международная  система

SWIFT.

 

 

2 Национальные системы  межбанковских взаиморасчетов

 

      Во  всех  крупных  странах   существуют   национальные   системы   для

осуществления межбанковских  операций  крупных  стран.  В  США  используются

Fedwire  -  сеть  федеральной   резервной   банковской   системы,   CHIPS   -

межбанковская платежная  сеть, Bankwire.  Во  Франции  межбанковские  расчеты

основаны  на  системе  SIT.  В  Великобритании  применяются  системы   CHAPS

(Clearing  Houses  Automated  Payment  System)  и  BAСS  (Bankers  Automated

Clearing Services).

      Рассмотрим  особенности некоторых из этих  систем.

Информация о работе Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети