Использование комнатных и аквариумных растений на уроке биологии для изучения строения корня и корневых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

В процессе изучения данной темы главное внимание обращается на усвоение учащимися знаний о строении корня во взаимосвязи с функциями, связи корня со средой обитания; формирование умений распознавать на натуральных объектах виды корневых систем, ставить опыты по выяснению основных функций корня, выращивать растения и ухаживать за ними. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать как тема «Корень» освещается в школьных учебниках по биологии.
Рассмотреть основные методические приемы при изучении данной темы.
Разработать лабораторное занятие на тему «Виды корней».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.Общая характеристика корня…………………………………..3
1.1 Типы корней…………………………………………………………...3
1.2 Типы корневых систем………………………………………………..4
ГЛАВА 2.Первичное и вторичное строение корня……………………….5
ГЛАВА3.Зоны молодого корня…………………………………………….8
ГЛАВА 4.Лабораторная работа на тему: "Виды корней".……………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Панькив.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

Зона  роста, или растяжения. Протяженность зоны – несколько миллиметров. В этой зоне клеточные деления практически отсутствуют, клетки максимально растягиваются за счет образования вакуолей.

Корневой  чехлик. Образован живыми клетками, постоянно образующимися за счет меристемы. Часто содержат зерна крахмала (обеспечивают положительный геотропизм). Наружные клетки продуцируют слизь, которая облегчает продвижение корня в почве.

 

Через корневую систему в растения поступает  вода и минеральные вещества. С  помощью корней большинство растений укрепляется в почве; запасные, питательные  вещества обычно скопляются в корне, а также аминокислоты, из которых синтезируются белковые вещества. Частично через корни проникает в растение углекислота; при посредстве их многие растения вегетативно размножаются.

Столь разнообразные  функции корней создают и многообразие их форм. Так как в почве необходимые растению минеральные вещества обычно рассеяны в толще, то корни сильно разветвляются и образуют корневую систему, не только распространяясь в пахотном слое, но и часто углубляясь в подпахотный слой. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5.Лабораторная работа на тему: «Виды корней»

Цель: Изучить виды корней комнатных и аквариумных растений.

Задачи:

Образовательная: узнать о видах корней.

Развивающая: развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, производить анализ своей работы.

         

Различают 3 вида корней:

а) Главный - корень, развивающийся из зародышевого корешка семени;

б) Придаточные - корни, возникающие на других органах растений ( стебле, листе, цветке). Первичные придаточные корни у злаков закладываются еще в стебельке зародыша семени и развиваются при прорастании семени почти одновременно с главным корнем. Встречаются узловые или стеблевые придаточные корни (образуются из подземных или надземных узлов стебля, корневищ); листовые придаточные корни (образуются при укоренении листьев бегонии, фиалки и др. растений). Мощные придаточные корни, образуемые на нижних узлах, называют воздушными, или опорными.

в) Боковые - корни, образующиеся на главном и придаточных. В результате их дальнейшего ветвления  появляются боковые корни более  высоких порядков.

 

 

Папоротник  Таиландский крыловидный (аквариумное растение)

Корневище этого растения находится на поверхности грунта, со временем развивается и затем растут маленькие придаточные корешки, которыми растение проникает в грунт, как бы укореняясь.

 

Монстера

Имеются длинные  воздушные корни, поглощающие  влагу непосредственно из воздуха.

 

 

Хлорофитум  хохлатый

Клубневидные  корни

Иногда корни приобретают, казалось бы, совершенно несвойственные им функции  и становятся способными к фотосинтезу. Такие корни имеют зеленый  цвет и называются ассимиляционными. Встречаются они редко, например у водяного ореха и некоторых видов орхидей.

Корни-прицепки развиваются у некоторых  видов лиан. Наиболее известное растение с корнями такого типа — плющ. С помощью корней-прицепок это растение способно удерживаться на совершенно гладких стенах, стволах деревьев и даже на стекле.

 

 

 

 

 

Филодендрон

 

Цепляющиеся корни

 

После рассмотренных растений необходимо зарисовать в альбом виды корней и  обозначить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Использование комнатных растений на уроке биологии.

Биологическая наука в основе своей экспериментальна, так как эксперимент  и  наблюдения поставляют  науке факты, которые  затем  теоретически  осмысливаются  и обобщаются.

Метод эксперимента требует более сложной учебной деятельности школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения для изучения биологических явлений и процессов. Если в процессе наблюдения ученик не вмешивается в биологические явления, то эксперимент связан с созданием определённых  условий для выявления  отдельных сторон, процесса или явления.

Коллекция  комнатных  растений  как составная  часть  оснащения кабинета биологии  может  быть использована  в нескольких направлениях  учебно - воспитательной работы:

1. В качестве наглядных пособий и для изготовления  раздаточного материала, при изучении различных тем курсов  ботаники и общей биологии. 2. Можно провести  практические работы (по курсу ботаники VI класс), по уходу, строению и размножению  комнатных растений. К тому же  уход за цветами помогает  школьникам  вырабатывать  определённые трудовые навыки.

3. Участие в создании композиций из комнатных растений  способствует  эстетическому  воспитанию учащихся.

4. Растения широко и разнообразно используются в исследовательской опытнической работе  кружков юных натуралистов.

Школьный эксперимент  оказывает большое воспитательное  воздействие  на учащихся: убеждает их в реальности  биологических  явлений, в их познаваемости приучает к аккуратности, точности, развивает их мышление, так как требует  поиска путей познания  живой природы. На первых порах изучение  биологии  учащиеся  не располагают  необходимым запасом знаний и умением ставить опыты.  Поэтому их познавательная деятельность носит репродуктивно - поисковый характер. Например, для  доказательства   дыхания семян  учащимся  демонстрируется  опыт, который закладывается  учителем до изучения вопроса на уроке. Большое воспитательное  и познавательное значение имеют опыты, в которых учащиеся принимают активное участие: сами формулируют цель опыта, определяют  технику закладки, выдвигают гипотезу о том, какие  могут быть результаты. Важно

постепенно  усложнять  мыслительную  деятельность учащихся, увеличивать долю поиска, повышать степень их самостоятельности. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Интернет источники:

1. http://sbio.info/page.php?id=82

2. http://do.gendocs.ru/docs/index-225874.html

3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-280810.html

 

 

 


Информация о работе Использование комнатных и аквариумных растений на уроке биологии для изучения строения корня и корневых систем