Гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Гигиена (от греч. hygieinós— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Гигиена детей и подростков, отрасль гигиены, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гигиенических навыков у младших школьников
Значение гигиенических навыков в развитии младших школьников

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Методика формирования гигиенических навыков у младших школьников
Глава 2. Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников
2.1. Обследование гигиенических навыков младших школьников.
2.2. Обработка результатов диагностики.
2.3. Рекомендации для родителей по формированию гигиенических навыков младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование гигиенических навыков у младших школьников.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

Одним из самых эффективных  инструментов направленных на формирование, а так же профилактику утраты сформированных навыков, является режим дня школьника.

Режим дня - это распределение  времени на все виды суточной деятельности, отдыха и культурного досуга с  учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Включаясь  в режим дня, выполняя бытовые  процессы, ребенок осваивает серию  гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения  в быту. Вся жизнь ребёнка, связана  с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят  его личное самочувствие, общение  со сверстниками и взрослыми.

Рационально построенный  режим способствует оптимальной  работоспособности, предупреждает  утомление, укрепляет здоровье и  способствует формированию всех гигиенических  навыков младшего школьника.

Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе  и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

С ростом и развитием ребенка  режим дня претерпевает изменения  в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически  обусловленный характер.

Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим  регламентом.

В основе режима дня лежит  условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая  организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время  и, значит, облегчает выполнение этой работы.

При построении рационального  режима дня следует учитывать  биоритмы функционирования организма.В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.

Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное  восстановление клеток коры головного  мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается  в наше время.

Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (" 1 час) как элемент облегчения адаптации  к школьному периоду жизнедеятельности.

Хроническое недосыпание  ухудшает функциональное состояние  коры головного мозга, является основой  для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.

Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление  кислорода в органы и ткани, стимулирует  окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.

Пребывание на воздухе, как  мощный оздоровительный фактор, для  школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления  уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного  отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной  школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов. Нужно  учесть, что в свободное время  дети должны также оказывать посильную  помощь в семье (уборка жилья, мытье  посуды, садово-огородные работы).

Главное место в свободном  времени должны занимать экскурсии  в общественные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные предприятия службы быта. Экскурсии  эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что ученикам поручается выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции.

Это способствует овладению  младшими школьниками некоторыми практическими  навыками общения в условиях новой  для них обстановки. Следует постоянно  использовать для закрепления умений общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в  несколько человек) выполнение тех  ли иных работ, тем самым ставя их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками школы. Нужно заметить, что в ходе работы в данном направлении у школьников закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Кроме того, следует широко использовать посещение детьми различных  внешкольных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты школьников с их работниками, другими детьми, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые  игры.

Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)

Одним из обязательных элементов  режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом  и состоянием здоровья и требует  определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его  количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении  с дошкольным периодом в связи  со спецификой этого этапа жизнедеятельности  ребенка. Повышается потребность в  свежих овощах, фруктах, в разнообразных  витаминах, минеральных веществах.

Таким образом, все основные моменты режима дня (Утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели, завтрак, дорога в школу, учебные занятия, дорога из школы, обед, отдых, прогулка на воздухе, приготовление уроков, прогулка на воздухе, ужин свободное время, вечерний туалет, сон) содержат в себе благоприятную  основу для развития всех гигиенических  навыков младших школьников.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

С возрастом по мере овладения  культурно - гигиеническими навыками дети осознают правила поведения, которые  их определяют. И такие правила  начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение  ребенка становитс

 

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной  системы. По данным физиологов, к 7 годам  кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции  коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие  школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем  школьном возрасте отмечается неравномерность  психофизиологического развития у  разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и  девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков. Указывая на это, некоторые  авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной  и той же партой сидят дети разного  возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это  различие и не в календарном возрасте”.

           Первый класс школы – один  из наиболее важных и трудных  периодов в жизни детей. Поступление  малыша в школу приводит к  эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип  поведения, возрастает психоэмоциональная  нагрузка.

           Школа с первых же дней ставит  перед ребенком целый ряд задач,  не связанных непосредственно  с его предыдущим опытом, но  требующих максимальной мобилизации  интеллектуальных и физических  сил. На ребенка влияет комплекс  новых факторов: классный коллектив,  личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение  двигательной активности и, конечно,  появление новых, не всегда  привлекательных обязанностей.

           Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.

           Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной  ситуации развития ребенка. Он  становится “общественным” субъектом  и имеет теперь социально значимые  обязанности, выполнение которых  получает общественную оценку.

           Ведущей в младшем школьном  возрасте становится учебная  деятельность.

Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

           А.С. Выготский отмечал интенсивное  развитие интеллекта в младшем  школьном возрасте. Развитие мышления  приводит, в свою очередь, к  качественной перестройке восприятия  и памяти, превращению их в  регулируемые, произвольные процессы.

           Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит  конкретными категориями. Затем  переходит к стадии формальных  операций, которая связана с определенным  уровнем развития способности  к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся 1 – 2 – ого класс выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3 – 4 – ому классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

           Младший школьник в своем развитии  идет от анализа отдельного  предмета, явления к анализу связей  и отношений между предметами  и явлениями.

К характерным особенностям младшего школьного возраста можно  отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и  это неповторимое своеобразие данного  возраста.

           Как правило, младшие школьники  выполняют требования учителя  беспрекословно, не вступают с  ним в споры, что, например, свойственно и типично для  подростка. Они очень доверчиво  воспринимают оценки и поучения  учителя, подражают ему в манере  рассуждать, интонациях. Если на  уроке дано задание, то дети  тщательно выполняют его, не  задумываясь над назначением  своей работы. Такие психологические  особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного  обучения и воспитания. Вместе  с тем безраздельное подчинение  авторитету учителя, бездумное  выполнение его указаний могут  в дальнейшем отрицательно сказаться  на процессе обучения и воспитания.

           Очень сильна направленность  ребенка на внешний мир. Факты,  события, детали, производят на  него сильное впечатление. При  малейшей возможности учащиеся  подбегают ближе к тому, что  их заинтересовало, стараются взять  незнакомый предмет в руки, фиксируют  внимание на деталях. 

           У младшего школьника сильна  потребность в движении. Он не  может долго сидеть на уроке  неподвижно. Особенно ярко такая  подвижность проявляется на переменах.  Именно поэтому необходимо предоставлять  детям возможность больше двигаться. 

           Постепенно у ребенка появляется  и потребность в самооценке: он  начинает руководствоваться в  своем поведении не только  оценкой взрослых, но и собственной. 

   Определенный уровень  развития самосознания в дошкольном  возрасте – один из показателей  готовности ребенка к обучению  в школе. Дошкольник осознает  себя не изолированным, а находящимся  в системе человеческих отношений,  т.е. у него появляется переживание  себя  как существа социального.  Этот уровень развития самосознания  непосредственно связан с возникновением  особого личностного новообразования  – внутренней позиции школьника.  Стремление к позиции школьника  характеризует личность ребенка  в целом, определяя его поведение,  деятельность и систему отношений  к действительности и к самому  себе.

            Литературный анализ свидетельствует,  что период 6-8 лет - один из самых  трудных периодов жизни ребенка.  Здесь происходит возникновение  сознания своего ограниченного  места в системе отношений  со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

Информация о работе Гигиена