Этапы разработки управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:48, реферат

Краткое описание

Эффективность деятельности организаций и предприятий сильно зависит от качества управленческих решений.
Выборочный анализ управленческих решений показывает, что до 25 % решений можно было бы не принимать из-за их неисполнимости. Это происходит по целому ряду причин: нелепости целей, сложности контроля исполнения, отсутствия сроков выполнения, отсутствия определения ответственных лиц и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
1. Решение как процесс………………………………………………….
2. Основные этапы процесса принятия решений……………………...
3. Миссия и цели организации…………………………………….........
4. Планирование работы и обратная связь……………………………..
5. Диагностика проблемы……………………………………………….
6. Методы сбора данных………………………………………………...
7. Выявление сущности и анализ проблемы…………………………...
8. Определение критериев успешного решения проблемы…………...
9. Организация деятельности по выработке альтернатив…………….
10. Оценка выполнимости, приемлемости и уязвимости альтернатив
11. Выбор альтернатив…………………………………………………...
12. Понятие и виды риска. Методы их оценки………………………….
13. Общие подходы к управлению риском……………………………...
14. Организация исполнения решения…………………………………..
15. Контроль над исполнением и анализ выполнения решения……….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольня работа Разработка управленческих решений Плавинская.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Также риски бывают вынужденными и невынужденными. Вынужденный риск является тогда, когда безрисковое решение проблем, стоящих перед организацией, невозможно. Невынужденный риск - это риск руководителя, принимающего решение о вложении средств с положительной вероятностью возможного выигрыша при наличии безрискового альтернативного варианта решения [4, с.269-270].

Е.В.Пирогова в своем ученом пособие «Управленческие решения» представляет следующую классификацию рисков:

- по источникам возникновения: риск, связанный с производственно-хозяйственной деятельностью; риск, связанный с человеческим фактором; риск, связанный с информацией.

- по возникновению: внешние и внутренние риски.

- по уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный риск) и микроэкономический (локальный) риск.

- по продолжительности во времени: кратковременные и постоянные риски.

- по возможности страхования: страхуемые и нестрахуемые риски. Они, в свою очередь, подразделяются на риски, связанные с проявлением стихийных сил природы и целенаправленным действием человека.

- по степени правомерности: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.

Также различают допустимый (угроза), критический (опасность потери) и катастрофические (полная потеря) риски. Существуют простые (статические) и спекулятивные (динамические) риски. Спекулятивные риски несут в себе либо удачу, либо потерю [5, с.115-116].

Таким образом, риски приводят к оперативным и стратегическим приобретениям или потерям в деятельности организации. Позитивное действие управленческих рисков всеми работниками воспринимается как само собой разумеющееся, а негативное вызывает раздражение у руководителей и желание не допускать эти риски в будущем.

 

  1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

 

Управление рисками - система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений [8, с.215].

Большинство управленческих решений носят вероятностный и многовариантный характер. Поэтому ошибки и просчеты - вещь обычная. Однако организация всегда должна стремиться учитывать возможный риск и предусматривать определенные меры для снижения его уровня и компенсации вероятных потерь. Это и есть основная сущность управления риском (риск-менеджмента).

Управление рисками представляет собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента.

Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:

- распознавание, анализ и оценку  степени риска;

- разработку и осуществление  мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;

- кризисное управление (ликвидацию  последствий возникающих убытков  и выработку механизмов выживания  организации) [7, с.118-119].

Для организации очень важно сформировать определенную стратегию управления рисками, однако только формулирования стратегии для управления риском недостаточно, нужно еще иметь систему управления рисками, которая предполагает:

- создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;

- выделение в организации ответственного лица, которому будет поручено управление рисками;

- выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия убытков и потерь.

Способы управления рисками делятся на два основных направления - методы предупреждения и ограничения риска и методы возмещения потерь.

Цель первого направления - снизить уровень риска. Сюда можно отнести следующие методы:

1) Тщательная предварительная экспертиза  вариантов принимаемого решения  и оценка соответствующих уровней  риска.

2) Распределение риска - привлечение  к процессу осуществления решения нескольких участников, каждый из которых принимает на себя определенную долю риска. При этом уровень риска, приходящийся на одного участника, естественно, снижается.

3) Лимитирование риска - установление  предельных сумм издержек, связанных с определенным решением.

4) Использование различного рода  гарантий и залоговых операций  для обеспечения выполнения обязательств  должника.

5) Диверсификация рисков (инвестирование  капитала организации в различные  виды деятельности, сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах, хранение ценностей в разных местах и т.д.)

6) Ориентация на среднюю норму  прибыли, ведь погоня за более  высокой прибылью резко увеличивает  риск.

7) Применение эффективных систем  контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери.

Ко второму же направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, относятся такие методы управления риском, как резервирование и страхование.

Резервирование - создание специальных страховых или резервных фондов.

Страхование рисков в страховых организациях. Этот способ предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности.

Необходимо отметить, что управление рисками является весьма сложной областью менеджмента, ведь она находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыков использования методов прогнозирования, финансового и инвестиционного менеджмента, математического моделирования, применения элементов стратегического, знания специфики страховой деятельности.

 

 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ

 

Практика управления свидетельствует, что именно реализация решений, будучи наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений, занимающим основную часть времени и ресурсов, является также и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности организации.

В настоящее время наблюдается разрыв между принятием управленческого решения и его реализацией (затягивание сроков осуществления, недостаточная эффективность реализованных решений), что, в свою очередь, является следствием недостаточного внимания управленцев к сфере распорядительства. Дело в том, что ни одно решение не реализуется автоматически, для его осуществления необходимо прилагать определенные усилия. Поэтому одной из основных функций менеджмента является руководство, суть которой составляет личное распорядительство. Составляющими руководства являются распорядительство и власть. Власть в организации выражается в реальной возможности единолично принимать окончательные решения, а распорядительство - в организации и контроле их выполнения (в распределении ресурсов, подборе и расстановке исполнителей, создании эффективных стимулов для исполнения решений).

В условиях современного управления с участием большого числа специалистов в процессе разработки и принятия решений, решения приобретают все более коллегиальный характер. Центр тяжести в деятельности руководителя перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения, а также поддержания непрерывности и стабильности всего процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Но это нисколько не снижает, а даже повышает ответственность менеджеров.

Для успешной реализации решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадия реализации управленческого решения состоит из разработки плана реализации решения, управления реализацией, контроля выполнения решения, оценки результатов реализации.

Следовательно, можно определить следующие основные задачи процесса организации исполнения решения:

- разработка плана реализации решения;

- определение комплекса необходимых работ;

- определение необходимого объема ресурсов;

- определение числа исполнителей;

- распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам;

- управление реализацией решения;

- проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями;

- личное распорядительство в ходе выполнения решений.

- оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей;

- контроль выполнения решения;

- контроль за соблюдением сроков реализации;

- внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения;

- оценка результатов реализации;

- прогнозирование окончания срока эффективного действия решения;

- определение необходимости в корректировке действующего нового решения;

- накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений [7, с.123-125].

15 КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ И АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ

 

Контроль – одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке [6, с.106].

Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения [1, с.86]

 Основная причина необходимости контроля - неопределенность, присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем.

Отсутствие надежной системы контроля и эффективной обратной связи, зачастую может привести организацию к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало причиной краха многих крупных организаций.

Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести соответствующие коррективы.

Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы. Система контроля также позволяет выявить положительные и отрицательные аспекты, сильные и слабые стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности [4, с.274-275].

Функция контроля является всеобъемлющей. Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ по реализации решения. На данном этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа будет осуществляться в правильном направлении.

Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения работ в соответствии с принятыми решениями. Он осуществляется непосредственным    руководителем и основан на измерении фактических результатов проделанной работы. Основным инструментом осуществления контроля является обратная связь. Обратная связь, т.е. текущая учетная и отчетная информация позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на результаты выполненной работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ [1, с.87-88].

Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий.

Стандарты - это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена [6, с.107-108]. Для каждой цели должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.

Измеримость степени достижения цели - вторая составляющая процесса контроля. На этой стадии важно определить норму допустимого отклонения от стандарта. На этой стадии также принимается решение о целесообразности корректировки принятых ранее решений.

Третья составляющая контроля – принятие необходимых корректирующих решений.    Необходимость принятия таких решений возникает, если отклонения результатов реализации принятого ранее

решения от стандартов превышают допустимую норму [6, с.108].

В целом, контроль должен быть своевременным и непрерывным, ориентированным на решение поставленных задач и соответствовать им.

Эффективное функционирование системы контроля невозможно без использования возможностей, предоставляемых современной вычислительной техникой и современными информационными технологиями, сопровождающими процесс выработки и принятия управленческих решений.

Информация о работе Этапы разработки управленческого решения