Цели и задачи бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:33, реферат

Краткое описание

Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-планирование помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

Вложенные файлы: 1 файл

Цели и задачи бизнес.docx

— 140.83 Кб (Скачать файл)

Цели  и задачи бизнес-планирования   

Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.  

Бизнес-планирование помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

-          определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-          сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

-          выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

-          выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

-          определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

-          оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

-          предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.   

Основная  задача бизнес-планирования заключается в том, чтобы дать картину перспектив развития фирмы т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

Бизнес-планирование определяет цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу.   

Ценность бизнес-планирования определяется тем, что оно:

•          дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

•          содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);

•          служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.  

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.  

Инвесторы хотят  увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал  и спланировал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.   

Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и вам. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.  

Бизнес-планирование помогает:

-          принимать важные деловые решения

-          подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела

-          получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу

-          предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе

-          поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе

-          расширяться в новых и перспективных отраслях

-          быть более убедительным при поиске финансирования  

Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-планирования в зависимости от того, для кого оно предназначено (соответственно, все они преследуют различные цели):

1.      Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?

2.      Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное ТЭО (Технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.

3.      Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии.

4.      Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.

5.      Бизнес-план для заключения крупного контракта.

6.      Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

7.      Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

8.      Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.

 

 

ИПЫ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

 
 
Практика планирования выделяет несколько  типов бизнес-планов. Каждый тип  бизнес-плана имеет свои особенности.  
 
В России выделяют четыре типа бизнес-планов. 

  1.  
    Внутренний бизнес-план фирмы.
  2.  
    Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств (коммерческого кредита).
  3.  
    Инвестиционный бизнес-план.
  4.  
    Бизнес-план финансового оздоровления.

^

1.1. Внутренний бизнес-план фирмы

 
 
Внутренний бизнес-план не имеет  особых внешних требований. Напротив, внутренний бизнес-план должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе  учета и планирования. 
 
Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и целесообразно управлять. Следует помнить, что громоздкость системы планирования снижает ее эффективность. 
 
Системность планирования предусматривает охват всего цикла от заготовки материальных ресурсов, производства до реализации продукции и получения прибыли. 
 
Структуру внутреннего бизнес-плана необходимо адаптировать к системе контроллинга. 
 
 
Примерная структура внутреннего бизнес-плана. 
 
1. Резюме. 
 
Изложение предпринимательской идеи. Обоснование идеи, ее перспективность. Оценка исходной ситуации. Факторы успеха. Продукция. Клиенты. Анализ рынка, главных конкурентов. Требования к месторасположению, помещениям. 
 
^ 2. Учредители. Фирма. 
 
3. Концепции. 
 
Анализ составляющих концепции. Обоснование организационно-правовой формы. Принципы управления предприятием. Квалификация, количество функций сотрудников. Концепция менеджмента, маркетинга. Логистика, организация производственного процесса. Система внутреннего учета. Учетная политика фирмы. Организация финансового менеджмента на предприятии. Система контроллинга. 
 
4. Планирование. 
 
Первоначальные вложения. Структура капитала. Планирование показателей, обеспечивающих готовность к производству (план инвестиций, план амортизационных отчислений, план издержек, план постоянных издержек). Планирование показателей, предполагающих производственную деятельность (план издержек на персонал, план переменных издержек, план выручки, план прибыли и убытков, план ликвидности). 
 
5. Стратегия управления и планирования. 
 
В разделе «стратегия управления и планирования» целесообразно подробно остановиться на выделении глобальных и локальных целей и соответствующих стратегий, с помощью которых возможно их достижение. Целесообразно уделить внимание альтернативным стратегиям, оценке риска, прогнозированию качественных показателей. 
 
6. Приложение. 
 
В приложении следует поместить результаты маркетинговых исследований, аналитические записки, возможное изменение структуры управления, планирования, учета и другие материалы, раскрывающие содержание основного документа. 
 
Следует также отметить, что при расчете бизнес-плана необходимо использовать полные бухгалтерские издержки. Структура, объем внутреннего бизнес-плана регламентируется внутренними требованиями руководства и службы контроллинга. Для подготовки внутреннего бизнес-плана следует использовать современные программные средства: «Project expert 7.0»; «Marketing expert»; «Plan»; «Аналитик», «Бизнес-план инвестиционного проекта». 
 
Следует особо отметить, что внутренний бизнес-план – это сугубо внутренний документ и используется для реализации программы фирмы. Фирма самостоятельно принимает решение о структуре и объеме бизнес-плана; о формировании таблиц. Поэтому приведенная выше примерная структура внутреннего бизнес-плана может служить только ориентиром, но не стандартом.  
 
Следует также обратить внимание на структуру плана финансового оздоровления предприятия. По нашему мнению многие разделы и рекомендации по их выполнению в значительной степени отвечают требованиям внутреннего бизнес-плана. 
 
^

1.2. Бизнес-план для получения  кредита с целью пополнения  оборотных средств

 
 
По данному типу бизнес-планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное  требование принято во многих странах  мира. Принятая структура бизнес-плана  должна включать в себя следующие  разделы: 

  1.  
    Резюме.
  2.  
    Компания и отрасль, в которой она работает.
  3.  
    Продукция (услуги).
  4.  
    Производство.
  5.  
    Маркетинг.
  6.  
    Менеджмент.
  7.  
    Финансовый план.
  8.  
    Приложения.

 
Приведенная выше структура является примерной, рекомендуемой и не может  быть абсолютной догмой. Однако, следует заметить, что многие банки, инвестиционные структуры разработали собственные стандарты, формы бизнес-планов. В этой ситуации необходимо ознакомиться с требованиями кредитора и постараться их выполнить. 
 
Сложившаяся в России ситуация существенно затрудняет процесс получения кредитов производственными структурами. Учесть многообразие требований различных банков к бизнес-плану очень трудно. Чаще всего под каждого кредитора целесообразно готовить самостоятельный вариант бизнес-плана. Такое положение вызвано стремлением банка к индивидуальности, желанием защитить себя от невозвратности кредита, а порой и желанием предоставления дополнительных платных услуг (составление бизнес-плана). 
 
Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес-плана, существует целый ряд общих рекомендаций. 
 
Составляя бизнес-план рассматриваемого типа, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну Вашей фирмы, проекта. Практика показывает, что отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов, коммерческих сделок. В то же время следует заметить, что информация должна быть представлена сбалансировано. По мере «продвижения» бизнес-плана к реальному кредитору можно расширить диапазон представления информации, соблюдая при этом все же принцип коммерческой тайны. 
 
Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретных кредиторов. Однако, необходимо иметь в виду, что главные интересы кредитора – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользование кредитом. Необходимо помнить, что любой кредитор руководствуется, прежде всего, не гуманными соображениями, а принципами коммерческой выгоды. Очень часто фирмы, чтобы убедить кредитора в бизнес-плане, показывают сверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условий предоставления кредита не в пользу фирмы, поэтому не стоит показывать сверхрентабельность (очень высокую прибыль). Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора, доказать способность фирмы их реализовать. 
 
Необходимо помнить, что фирма обеспечивает возврат коммерческого кредита за счет получения выручки, а не из прибыли. Особое внимание необходимо уделить порядку уплаты процентов по кредиту. 
 
Во-первых, проценты уплачиваются в соответствии с условием кредитного договора (ежемесячно, ежеквартально и др.). Оплата должна производиться в определенный день месяца. В случае задержки платежа кредитор, в соответствии с условиями договора, имеет право изменить условия кредитования, ввести систему штрафных санкций и пени. 
 
В отличие от возвратности самого кредита, проценты за пользование кредитом могут быть выплачены частично за счет выручки и частично за счет чистой прибыли. В соответствии с российским законодательством проценты по кредиту включают в издержки при условии, что их величина не превышает ставку рефинансирования Центробанка РФ более чем на 3 пункта. Оставшаяся часть процентов выплачивается за счет чистой прибыли, т.е. после уплаты налога на прибыль.

 

Маленькая грудь? Увеличение груди дома на 2 размера  за 15 мин! СМОТРИ...



^

1.3. Инвестиционный бизнес-план

 

Инвестиции могут быть:

  •  
    материальные (реальные) - в производство, строительство;
  •  
    финансовые (долевое участие в производстве и капитале);
  •  
    нематериальные (вложения в НИОКР).

^

При оформлении финансовой заявки и  поиске кредиторов нужно ответить на вопросы:

  •  
    Сколько средств необходимо для реализации проекта?
  •  
    На какие цели они будут израсходованы?
  •  
    На какой срок?
  •  
    Каковы условия возврата?
  •  
    Чем гарантируется возврат вложенных средств (залог, гарантия, поручительство)?

^

Кредит не может быть использован  на:

  •  
    производство табачной и алкогольной продукции;
  •  
    военное производство;
  •  
    любое производство, наносящее вред окружающей среде и представляющее угрозу для исчезающих видов животных и птиц;
  •  
    спекуляции ценными бумагами;
  •  
    валютные спекуляции;
  •  
    развитие игорного бизнеса.

^

Классификация инвестиционных БП.

  1.  
    Тип БП:
  •  
    технический;
  •  
    экономический;
  •  
    организационный;
  •  
    социальный;
  •  
    коммерческий;
  •  
    смешанный.
  1.  
    Класс БП (по составу и структуре проекта):
  •  
    монопроект;
  •  
    мультипроект;
  •  
    мегапроект - при разработке программ целевого развития региона, области.
  1.  
    Масштаб БП:
  •  
    мелкий;
  •  
    средний;
  •  
    крупный;
  •  
    очень крупный;
  1.  
    Длительность:
  •  
    краткосрочный – до 3 лет;
  •  
    среднесрочный – от 3 до 5 лет;
  •  
    долгосрочный - более 5 лет.
  1.  
    Сложность проекта:
  •  
    простой;
  •  
    сложный;
  •  
    очень сложный.
  1.  
    Вид проекта (предметная область):
  •  
    инновационный;
  •  
    научно-исследовательский;
  •  
    организационный;
  •  
    учебно-образовательный;
  •  
    смешанный.
  1.  
    Качество БП.
  1.  
    Характер и степень участия государства.
  2.  
    Ограниченность ресурсов.
  3.  
    Ёмкость рынка.

^

Для привлечения иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных критериев:

  1.  
    Характеристики местного рынка (размеры, ёмкость рынка, покупательная способность фирм и населения, природные ресурсы и географическое положение).
  2.  
    Доступность рынка, т.е. законы, нормативные положения, обеспечивающие доступ на местный рынок.
  3.  
    Рабочая сила (уровень заработной платы, качество обучения, уровень образования, уровень полезности труда).
  4.  
    Валютный риск - отношение местной валюты к основным твердым валютам.
  5.  
    Защита прав интеллектуальной собственности (право на технологию, результаты маркетинговых исследований и т.д.).
  6.  
    Возможность возврата капитала.
  7.  
    Торговая политика (обменный курс, таможенные пошлины).
  8.  
    Налоговая политика (ставки и стимулы).
  9.  
    Государственное регулирование.
  10.  
    Политическая стабильность, т.е. сохранение «условий игры» достаточно длительное время (связь, услуги страховых компаний, банковские услуги и т.д.).
  11.  
    Макроэкономическая политика (уровень инфляции).
  12.  
    Инфраструктура и услуги (телекоммуникации, транспорт и т.д.)

 
 
 
Источники финансирования 
 
 
 
 
собственные привлечённые и заёмные 
 
 
 
 
прибыль амортизация кредиты долевое участие 
 
- от основной - в производстве 
 
деятельности - в капитале 
 
- от непрофильной  
 
(дополнительной)  
 
деятельности 
 
 
В малом бизнесе источниками финансирования могут быть личные средства, средства других индивидуальных инвесторов, средства от поставщиков ресурсов, от потенциальных заказчиков и др. 
 
^ Типы инвесторов

 
Название инвесторов

 
Характеристики

 
1. Консервативный

 
Надежность вложений, минимальная  угроза риска.

 
2. Умеренно - агрессивный

 
Защита инвестиций, обеспечение  их безопасности, высокая доходность, склонность к риску.

 
3. Агрессивный

 
Высокая доходность вложений, ориентация на ценные бумаги, склонность к риску, высоко ликвидные ценные бумаги.

 
4. Опытный

 
Профессиональные знания, опыт, стабильный рост вложений, капитала, высокая ликвидность.

 
5. Изощренный игрок

 
Стремление к максимальному  доходу даже при угрозе потери капитала.


^

 

1.4. План финансового оздоровления  фирмы

 
 
Данный тип бизнес-плана имеет  особый статус. Во-первых, этот бизнес-план заполняется предприятием, находящимся  в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию. План должен пройти достаточно сложный путь согласования и утверждения. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральным  управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 05.12.94 г. (Распоряжение 98-р). 
 
Необходимо выделить особо и структуру плана финансового оздоровления предприятия:

  1.  
    Общая характеристика предприятия.
  2.  
    Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
  3.  
    Анализ финансового состояния предприятия.
  4.  
    Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
  5.  
    Рынок и конкуренция.
  6.  
    Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
  7.  
    План производства.
  8.  
    Финансовый план.

 
План финансового оздоровления направлен на восстановление платежеспособности и поддержку эффективной деятельности предприятия с учетом предоставления государственной финансовой поддержки  для проведения санационных мероприятий. 
 
Как видим, из структуры вышеприведенного бизнес-плана можно сделать вывод, что бизнес-план финансового оздоровления четко формализован и конкретизирован. Данный тип бизнес-плана самый большой, но и самый сложный. На практике многие внешние управляющие испытывают большие сложности по его составлению. В качестве методической помощи можно рекомендовать приложение № 2 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 г. № 98-р «Методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления» (бизнес-планов). 
 
Следует заметить, что после утверждения плана финансового оздоровления предприятие получает целый ряд преимуществ: разблокируются расчетные счета, кредиторы, утвердив план, не мешают его выполнению, останавливаются штрафные санкции и пени; уточняется реальная кредиторская задолженность; предприятия, в уставном капитале которых свыше 25 % доли государства, имеют право на дотацию. 
 
План финансового оздоровления утверждается на период 18 месяцев для погашения кредиторской задолженности. 
 
При осуществлении плана финансового оздоровления, как правило, фирмы сталкиваются с проблемами реорганизации производства и реструктуризации капитала. Все следует осуществлять на основе последних научных разработок по оценке бизнеса и реорганизации предприятий, реструктуризации его капитала.  
 
С помощью современных технологий фирмы смогут реализовать:

  •  
    инженерные методы анализа и реконструкции бизнес-планов, или реинжиниринг бизнес-планов;
  •  
    методы прогнозирования и анализа данных, или нейронные сети и информационные хранилища;
  •  
    методы динамического планирования, мониторинга и диагностики, или динамические экспертные системы.

 
Все это, в конечном счете, призвано оптимизировать экономические и производственные процессы (операции) с целью роста эффективности производства. 
 
Реинжиниринг позволит управлять технологическими процессами с учетом ограничений и допусков по техническим, ресурсным, финансовым возможностям.

Информация о работе Цели и задачи бизнес-планирования