Управление швейным предприятием в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:06, курс лекций

Краткое описание

Управление предприятием – это сложный процесс, который имеет как определенную форму, так и определенное содержание. Управление с одной стороны, играет вполне определенную роль на предприятии, а с другой стороны, как бы пронизывает всю его организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы его деятельности. Эти аспекты управления и рассматриваются в дисциплине «Управление шейным производством в современных условиях».

Содержание

1.цели и задачи курса.
2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
3. Особенности развития предприятий малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

вспомогат курс швейн.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Организация управления предполагает решение следующих  вопросов:

  • создание структуры предприятия;
  • распределение полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.1.

Факторы, влияющие на структуру предприятия

 

Признаки оптимальной  структуры

Факторы

1

2

Небольшое подразделение с высококвалифицированным персоналом

 

Небольшое число уровней  руководства

 

Наличие в структуре  групп специалистов

 

Ориентация графиков работы на потребителей

 

Быстрая реакция на потребителей

 

Высокая производительность

 

Низкие затраты

Технология

 

 

 

Внешнее окружение

 

 

Размер предприятия

 

 

Стратегия бизнеса

 

 

Имеющийся персонал

 

Система решений

 

Сложившаяся структура

 


 

4.2. Организация  управления новым и сложившимся  предприятием

 

Для сложившегося действующего предприятия ключевым в словосочетании «предпринимательское управление» является слово «предпринимательское». Если же говорить о новом предприятии, то ключевым будет слово «управление».

Предпринимательское управление на новом предприятии требует:

  • концентрации внимания на рынке. Доход поступает от покупателя, все остальное – издержки;
  • финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
  • заблаговременного создания управленческого звена.

Управленческая структура  продумывается с упреждением, а  не подстраивается под сложившуюся ситуацию;

  • умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей.

Руководители нового предприятия должны исходить из основополагающего  принципа – ассортимент продукции  или услуг определяется не производителем, а потребителем. Иными словами вся деятельность нового предприятия должна ориентироваться на запросы потребителя, его ожидания и ценностные установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Управление  на стадиях жизненного цикла  предприятия

 

Важным компонентом  менеджмента является концепция  жизненного цикла (ЖЦО), предприятия, фирмы.

Таблица 4.2

Управление  на различных стадиях жизненного цикла предприятия

 

Стадии

Главная цель

Вопросы, имеющие особое значение

Рождение

 

Детство

 

 

Юность

 

 

Ранняя зрелость

 

Промежуточная зрелость

 

Окончательная зрелость

 

 

Старение 

 

 

Возрождение

Выживание

 

Кратковременная прибыль

 

Ускоренный рост

 

 

Систематический рост

 

Сбалансированный рост

 

Формирование индивидуальности и имиджа

 

Сохранение

 

 

Оживление

Все новое и необычное 

 

Конкурентоспособность

 

 

Изучение сектора рынка

 

Координация

 

Интеграция

 

 

Балансировка всех интересов

 

 

Продолжение существования

 

 

Обновление и развитие


 

Способность предприятия  к самосохранению, к гибкости характеристик позволяет осуществлять его деятельность долгие годы, не боясь «морального износа», потери работоспособности и банкротства.  

 

 

 

 

Тема 5. Управление производством

 

1. Сущность и функции  управления производством.

2. Стратегические решения в области производства.

3. Особенности организации  производства в малом бизнесе.

4.  Управление конкурентоспособностью. 

 

5.1. Сущность  и функции управления производством

 

Управление  производством – это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия по созданию качественных товаров и услуг.

Управление производством  включает:

  • определение оптимальной структуры и организации производства;
  • управление техническим развитием производства и качеством продукции и услуг;
  • управлением производственным персоналом.

Управление производством  осуществляют руководители предприятия  и его производственных подразделений (цехов, участков, бригад и т.д.).

 

5.2. Стратегические  решения в области производства

 

Для того чтобы реализовать  цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции и услуг и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство. Ведь именно в производственной системе предприятия закладываются возможности получения продукции и услуг того или иного качества, возможности совершенствования продукции, освоения ее новых видов. Задача менеджера заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать, оценить, и применять ряд важнейших стратегических решений, от которых зависит уровень организации производства.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.1

Стратегические  решения в области производства

 

Стратегические решения

Характеристика

Выбор способа организации  процесса производства

 

Решение по производственным мощностям

 

Вертикальная интеграция

 

 

Организация рабочей силы

 

Технология

 

 

Материально-технические  запасы

 

 

Местоположение

Индивидуальное,  мелкосерийное

 

Какой размер предприятия

 

 

Покупать или выпускать  самим ряд деталей

 

Специализация труда

 

Лидерство или использование  опыта других

 

Производство на склад или по конкретным заказам

 

Рядом с рынками или  источниками сырья


 

5.3. Особенности  организации производства в малом  бизнесе

 

Предприятия сферы услуг, а это в основном малые предприятия  имеют ряд важнейших особенностей с точки зрения организации производства и предоставления услуг:

  • в сервисном бизнесе потребитель обычно присутствует производственном процессе, т.е. контакт, или взаимодействие, с потребителем теснее, чем в сфере промышленного швейного производства;
  • в сфере услуг требуется высокая степень индивидуализации обслуживания в соответствии с требованиями потребителя;
  • работы в сфере услуг более трудоемки, чем в промышленности.

Таким образом, управление производством в сервисном бизнесе  труднее, чем в промышленности, с  точки зрения обеспечения эффективности.  

 

 

 

5.4.  Управление конкурентоспособностью

 

Выживаемость и успех малого бизнеса в решающей степени зависит от конкурентоспособности его товаров и услуг.

Конкурентоспособность – это характеристика товара или услуги, отражающее его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на его удовлетворение.

Два элемента – потребительские  свойства и цена – являются главными составляющими конкурентоспособности  товара или услуги.

Формула конкурентоспособности  имеет вид:

 

Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Управление трудовыми ресурсами

 

1. Критерии подбора персонала.

2. Формирование работоспособных  групп.

 

6.1. Критерии подбора персонала

 

Формирование коллектива предприятия малого бизнеса имеет  ключевое значение для успеха дела.

Работа с кадрами  состоит из следующих составляющих:

  • оценка потребностей и определение критериев подбора кадров;
  • подбора кадров и приема на работу;
  • обучения кадров;
  • руководства кадрами;
  • оценки качества работы персонала.

Таблица 6.1

Критерии подбора  персонала в малом бизнесе

 

Критерий

Характеристика критерия

 

Физические данные

 

 

Образование и опыт

 

 

Интеллект

 

 

 

 

Личные черты

 

 

 

Диспозиция

 

 

Здоровье, возраст, внешность, манеры

 

Профиль и уровень  образования, стаж работы, специальные  навыки

 

Способность быстро схватывать суть проблемы, свободно выражать сои мысли, умение слушать, желание учиться

 

Трудолюбие, инициативность, упорство, честолюбие, позитивное отношение  к жизни

 

Лидерство, чувство ответственности, общительность, хорошее отношение  к людям, организованность


 

На основе рассмотренных критериев составляется весь набор требований конкретной должности.

6.2. Формирование  работоспособных групп

 

Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует  ее задачам, в составе которой  находятся люди с непохожими чертами  характера, чьи взгляды способствуют достижению целей организации, где здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

Таблица 6.2

Факторы, влияющие на эффективность работы группы

 

Факторы

Характеристика факторов

 

Размер

 

 

 

Состав

 

 

Групповые нормы

 

 

 

 

Сплоченность

 

 

Конфликтность

 

 

 

 

 

Статус членов группы

 

 

Роли членов группы

 

От 3 до 9 человек.

Предпочтительное число  членов – 5 человек

 

Люди с непохожими чертами характера

 

Нормы, принятые группой, определяют, какое поведение и  какая работа ожидается от членов группы

 

Тяготение членов группы друг к другу и к группе

 

Различия во мнениях  повышают уровень эффективности  работы, т.е. предпочтительно не единомыслие, а здоровый уровень конфликтности 

 

Имеющие высокий статус члены группы не доминируют

 

Члены группы способствуют достижению целей и социальному  взаимодействию

 


 

Тема 7. Управление конфликтами

Конфликт – явление  социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны  социального бытия, место и роль человека в нем.

Назначение конфликта  было и есть преодоление чрезмерно  обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействия субъектов  социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей.

Основные черты конфликта:

1. Конфликт – явление  осознанное, действие обдуманное.

2. Конфликт – явление  широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Они неизбежны как  неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

3. Конфликт – это  такое взаимодействие, которое протекает  в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или  общественных сил, интересов,  взглядов, позиций, по меньшей  мере, двух сторон.

4. Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.

Задача менеджера заключается  не в том, чтобы непременно воспрепятствовать  возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт, а  в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное  русло. Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться, в конечном счете, положительного исхода и предотвращения возможных негативных последствий.

Информация о работе Управление швейным предприятием в современных условиях