Сущность, функции, задачи и значение понятия «бизнес-план»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по _Бизнес - план, его сущность и значение.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

     В разделе  бизнес-плана, посвященном маркетингу, освещаются способы достижения  намечаемых объемов продаж и  доведения выпускаемой продукции  до потребителя. Необходимо, чтобы  в плане была указана общая  стратегия маркетинга, принятая  на фирме, схема ценообразования  и реализации товара, а также  методы стимулирования роста  объемов продаж. Большое значение  имеют также организация послепродажного  обслуживания клиентов, реклама  выпускаемых товаров и формирование  общественного мнения о товарах  и фирме, их выпускающей.

     Раздел "Планы  производства" включается в бизнес-план  только теми предпринимателями, которые собираются заниматься  производством товаров. Главная  задача здесь - убедить потенциальных  партнеров, что фирма будет в  состоянии производить необходимое  количество товара требуемого  качества в нужные сроки. Иными  словами, предприниматель должен  показать, что он действительно  в состоянии организовать эффективное  производство. Обычно производственный  план включает в себя следующие  структурные элементы:

 

1. Характеристика производственного  цикла.

2. Анализ размещения предприятия  с точки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличие квалифицированных  трудовых ресурсов, транспортные  расходы, уровень развития инфраструктуры.

3. Оценка необходимых  факторов производства и динамика  их изменения.

4. Оценка поставщиков  сырья и материалов с точки  зрения их надежности, опыта сотрудничества  и др.

5. Нормативные акты, касающиеся  производства, а также, влияющие  на характер и сроки открытия  и функционирования предприятия.

6. Издержки производства  и динамика их изменения.

     В разделе "Оценка  риска и страхование" освещаются  проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:

 

* перечень возможных рисков  с указанием вероятности их  возникновения и ожидаемого ущерба  от этого,

* организационные меры  по профилактике и нейтрализации  рисков,

* программа страхования  от рисков.

 

     Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо  посвятить оценке потенциала  фирмы и планированию ее финансовой  деятельности с целью достижения  жизнеспособности компании и  эффективного использования имеющихся  денежных средств. В данном разделе  содержатся следующие планово-отчетные  документы:

 

* оперативный план;

* план доходов и расходов;

* план движения денежных  средств;

* балансовый отчет.

     Указанные  документы носят планово-отчетный  характер. Планирование осуществляется  на основе прогноза будущей  деятельности фирмы в рамках  определенного периода времени. Отчет составляется за прошедший  период времени. Приведенные в  этих документах данные используются  далее для анализа финансового  состояния фирмы.

     В разделе "Стратегия  финансирования" излагается план  создания новой фирмы или расширения  уже функционирующей. При составлении  этой части бизнес-плана предприниматель  обязан рассмотреть следующие  вопросы:

* средства, необходимые для  реализации предлагаемого проекта;

* источник инвестиций;

* сроки окупаемости и  размеры ожидаемого дохода от  реализации проекта.

     Помимо указанных  разделов бизнес-плана, целесообразно  также включить в него организационный  план, содержащий краткую характеристику  организационной структуры компании, сведения о персонале, информацию  о правовом обеспечении деятельности  фирмы.

В конце бизнес-плана приводится фактографическая информация, а именно: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

     Следовательно, бизнес-план является сложным  по структуре документом. Его  параграфы и разделы должны  охватывать все аспекты деятельности  предприятия. Состав разделов может  видоизменяться в зависимости  от типа решаемой задачи.

     При формировании  бизнес-плана особое внимание  надо уделить языку и стилю. В рамках подготовки плана  правильно выбранный стиль изложения  часто оказывается залогом успеха  при привлечении инвесторов. Обратим  внимание на двойственный характер  бизнес-плана. С одной стороны, это  серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью  нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным  партнерам. Часто специалист, составляющий  бизнес-план, использует в тексте  сленг своей профессиональной  среды.

     Он понятен  только людям, работающим в той  же отрасли, но малопонятен для  инвестора, который обычно является  специалистом в области финансового  менеджмента и не разбирается  в производственных тонкостях. Следует  также сказать и об орфографии  и пунктуации. Ошибки в этой  области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.

     При составлении  бизнес-плана необходимо также  помнить, что информация, представленная  в нем, должна быть емкой, четкой  и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели  при составлении бизнес-планов  используют прилагательные весьма  экспрессивной окраски, однако лучше  избежать излишней эмоциональности  при изложении, а вместо этого  включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более  эффективно воздействуют на потенциальных  деловых партнеров. Однако, при большом  количестве различных цифровых  материалов их восприятие и  оценка затрудняются, особенно при  первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется  проверенный метод свертывания  информации: ее классифицируют по  определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда  возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются  намного легче, а значит и результативнее. Рекомендуется кроме того, привести  цитаты солидных авторов, которые  подчеркнут идею, излагаемую в  проекте. Конечно, ссылка на авторитетный  источник не сможет заменить  творческую мысль, но цитата может  быть приведена, чтобы снять у  читателя напряжение от восприятия  потока новых идей, незнакомого  материала или обильной цифровой  информации.

     Что касается  полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом  зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана  может варьироваться автором  по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя  могут быть выпущены важные  разделы, касающиеся, например, цифровых  значений доходов. Наоборот, чем  больше и доказательнее будет  такого рода информация, тем эффективнее  будет воздействовать бизнес-план  на потенциального участника  бизнеса.

     Таким образом, бизнес-план должен быть написан  деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается  использование профессиональных  терминов, непонятных неспециалисту  в данной области. Необходимо  отметить, что банки и инвестиционные  компании ежедневно рассматривают  множество предложений. Поэтому  бизнес-план должен быть подготовлен  с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

    Еще одно, весьма  важное соображение. При разработке  программы бизнеса очень важно, чтобы она, по возможности, не  была ориентирована только на  одного партнера. Важно учесть, что  на российском рынке имеется  слишком много компаний, "складывающих  все яйца в одну корзину", и это одна из причин сохраняющейся  экономической нестабильности. Фирмы, делающие ставку на единственного  клиента, имеют все шансы оказаться  не у дел, если у заказчика  возникают серьезные проблемы; ведь  его некем заменить. Так, компания "Техоснастка" в течение 5 лет  поставляла комплектующие из  полимерных материалов для завода  АЗЛК, полагаясь на его стабильное  положение. Бизнес "Техоснастки" на 90 процентов составляли заказы  АЗЛК. Однако с тех пор как  завод практически встал, фирма  была вынуждена отправить половину  своих работников в неоплачиваемые  отпуска, а большую часть остальных  переключить на производство  товаров народного потребления (рукомойники  для дач, чашки, блюдца, подносы). АЗЛК  с октября 1995 года должен фирме 1 млрд рублей.

Руководители "Техоснастки" составляли свою производственную программу на год, рассчитывая на нужды АЗЛК. Компания даже построила новый цех для нужд этого клиента, но не изготовила в нем ни одной детали. Эксперты по менеджменты считают, что рассчитывать на одного клиента не стоит в любом случае и расширять клиентуру или пытаться обезопасить себя другим способом надо задолго до возникновения кризиса. Очевидно, что если компания зависит в основном от одного поставщика, значит менеджер не сделал свою работу.

     После того, как из жизни отраслей исчез  такой мощный заказчик как  государство, многие предприятия  до сих пор не приспособились  к независимому существованию  и не научились искать новых  партнеров. Кроме того, самостоятельность  предприятия нередко ограничена  из-за неполноценной приватизации. Там, где и после приватизации  бывшие подразделения предприятия  получили лишь частичную юридическую  независимость, проблема замкнутых  отношений стоит острее всего. Это относится в первую очередь  к стратегическим отраслям, таким, как топливно-энергетический комплекс  и оборонная промышленность.

Еще одно препятствие на пути диверсификации предприятий имеет политический характер. Местные администрации зачастую своей волей ограничивают количество деловых связей компаний, находящихся на их территории, с тем, чтобы удержать цены на более низком уровне.

В результате замкнутости на одного партнера или группу партнеров закрепощается конкуренция, растут задолженности между предприятиями, долги банкам и бюджету. Получая независимость бывшее подразделение какого-либо предприятия теряет гарантированный кусок хлеба, но лучшие результаты получаются именно тогда, когда его нет.

 

Заключение.

     О бизнес–плане  можно сказать, что это постоянно  действующий документ, в который  вносят изменения и дополнения, при этом он имеет свою структуру в которую включены следующие пункты: краткое описание (резюме); бизнес и его стратегия; рынок и маркетинговая стратегия; производство и эксплуатация; управление и процесс принятие решений; юридический план; финансовый план; учет возможных факторов риска.

     Составляют  план таким образом, чтобы инвесторы  могли легко отыскать в нем интересующие их параграфы, так как не каждый из них захочет читать весь бизнес-план целиком. На первой странице плана помещают содержание. Также предусматривают функциональное разделение глав. Использование таблиц, диаграмм и графиков обычно способствует более полному восприятию информации. При составлении большинства планов для представления финансовой информации часто используют развороты.

     Чаще всего  бизнес-план содержит конфиденциальную  информацию о фирме и ее  бизнесе, поэтому его распространение  тщательно контролируется. Некоторые  бизнесмены нумеруют каждый экземпляр. Иногда, при первом знакомстве  с потенциальным инвестором, его  снабжают его кратким обзором  или сводкой данных и только  в том случае, если инвестор  выразил свою заинтересованность, представляют ему детальный план. Целью любого инвестора, будь  то инвестор-акционер, участвующий  в прибыли, или кредитор, дающий  ссуды под проценты, является  получение прибыли. Он должен  быть уверен в том, что вероятное  вознаграждение стоит того риска, на который он идет, давая фирме  или предпринимателю ссуду. Хорошо  подготовленный бизнес-план помогает  им убедить инвестора в привлекательности  своего бизнеса. В глазах потенциального  инвестора наиболее важным фактором  являются ваши личные качества, а также личные качества всего  руководящего состава вашей фирмы. Потенциальные кредиторы хотят  увидеть вашу заинтересованность, энтузиазм, искренность, а также  многие другие качества, которые  свидетельствовали бы о вашем  таланте руководителя и компетентности  и явились бы залогом успешного  выполнения ваших планов.

     И в заключении  можно сказать, что бизнес-планирование  необходимый этап в управлении  и организации предприятия для  достижения фирмой экономического  успеха, который может быть выражен  в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих  финансовых показателях.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, функции, задачи и значение понятия «бизнес-план»