Содержание и показатели плана производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по планироаанию.docx

— 400.12 Кб (Скачать файл)

1. Содержание  и показатели плана производства  продукции

2. Технология  планирования производства продукции  предприятия

 

 

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

 В современных условиях  рынок требует производства адресной  продукции потребителям, разнообразия  выполняемых работ и услуг, обновления  товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий  против конкурентов, осуществления  гибких бюджетов и непредвиденных  расходов и т.д. Гибкая производственная  политика предприятий или фирм  может при планировании входить  в конфликт с целями отдельных  подразделений и функциональных  служб, стремящихся к массовому  производству товаров (производственные  службы), ограниченному числу видов  продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планам (плановые  службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным  сделкам (маркетинговые службы), пассивным  действиям против конкурентов (юридические  службы). В этих условиях высшие  руководители-менеджеры должны добиваться  тесного взаимодействия функциональных  подразделений своей организации  в выборе конкретной стратегии  для каждого из них. В зависимости  от выполняемых функций каждое  подразделение при планировании  работы может быть ориентировано  на достижение следующих стратегических  или тактических задач в сфере  своей деятельности:

маркетинг - привлечение и сохранение лояльной группы потребителей своей продукции посредством уникального сочетания таких плановых функций и показателей или рыночных сфер и характеристик, как товар, сбыт, продвижение, цены, реклама и др.;

производство - полное использование имеющихся производственных возможностей для удовлетворения потребностей рынка в выпускаемой продукции, обеспечения высокого качества товаров и снижения отдельных издержек на изготовление и продажу продуктов;

проектирование - создание конкурентоспособной продукции, выявление нововведений, поиск технологических прорывов, улучшение показателей качества продукции и работ;

снабжение - приобретение материалов большими однородными партиями с высоким качеством и низкими ценами, поддержание небольших запасов ресурсов;

финансы - функционирование предприятия в пределах запланированного бюджета, ориентация на прибыльную продукцию, контроль кредита и минимизация стоимости займов для фирмы;

учет - стандартизация отчетности по всем видам деятельности предприятия, тщательная детализация издержек производства, унификация коммерческих сделок;

законотворчество - обеспечение защищенности стратегии предприятия от неправедных действий правительства, конкурентов, поставщиков ресурсов и потребителей товаров.

 

 В процессе планирования  производства и продажи продукции, как свидетельствует опыт американских  фирм, должен достигаться компромисс  между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском и т.п. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения [72. С. 49].

 Планирование производства  и реализации продукции на  отечественных предприятиях представляет  собой процесс разработки и  выполнения основных показателей  годового плана, включающих предвидение  потребностей рынка на ближайшую  и отдаленную перспективу. Для  этого необходимы выбор и обоснование  важнейших направлений производственной  и предпринимательской деятельности, установление объемов производства  и продажи товаров, расчет потребности  всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает  обеспечение сбалансированности  производственной программы и  производственной мощности, конкретизацию  объемов и сроков выполнения  работ и услуг, оперативное регулирование  производственной деятельности  и корректировку исходных плановых  показателей и т.п.

 В современных условиях производители и предприниматели самостоятельно планируют текущую и перспективную производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность, определяют стратегию и программу развития и расширения производства исходя из рыночного спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также необходимости достижения равновесия спроса и предложения, получения высокой прибыли и личных доходов персонала, осуществления других социально-экономических проблем и оперативно-тактических целей или задач в плановом периоде. Все принимаемые планово-управленческие решения, учитывающие взаимодействие основных внутренних факторов и внешних рыночных условий, являются обязательными для руководителей различных уровней управления, специалистов линейных подразделений и функциональных служб, рабочих основных и вспомогательных производств предприятия.

 В годовом плане  производства каждого предприятия  содержится взаимосвязанная система  следующих плановых показателей:

- основная цель производственной  деятельности фирмы и ее отдельных  подразделений на плановый период;

- объемы и сроки производства  продукции, работ и услуг с  указанием конкретных количественных  и качественных показателей по  всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной  мощности предприятия, цехов и  участков, подтверждающий ее сбалансированность  с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;

- определение потребности  ресурсов на выполнение годовой  производственной программы предприятия  и его подразделений, расчет баланса  полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых  работ по основным цехам - исполнителям  рыночных заказов, а также срокам  изготовления и поставки продукции  на рынок;

-  выбор средств и  методов достижения запланированных  показателей, расчет объемов незавершенного  производства, коэффициентов загрузки  технологического оборудования  и производственных площадей;

- обоснование методов  и форм организации производства  запланированных товаров, работ  и услуг и контроля выполнения  планов производства и реализации  продукции.

 Как видно, планирование  производства продукции предусматривает  систему взаимодействия комплекса  экономических ресурсов и внутрифирменных  факторов, направляемых на достижение  выработанной стратегии и поставленных  задач на основе полного использования  технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

 Переход отечественных  предприятий к рыночным отношениям  означает самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрифирменного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение  производственно-технического и  социально-экономического развития  всех организаций за счет собственных  финансовых ресурсов;

2) высокую материальную  заинтересованность персонала предприятия  в достижении необходимых конечных  результатов трудовой, производственной  и финансовой деятельности;

3) полную ответственность  высшего руководства и специалистов  фирмы за общие результаты  рыночной деятельности, выполнение  всех договорных обязательств  с заказчиками продукции, налоговыми  службами и кредитными организациями;

4) получение планируемых  доходов или прибыли как необходимой  финансовой основы выполнения  годовой производственной программы  предприятия и дальнейшего развития  его потенциала;

5) установление прямой  зависимости между планами производства  и продажи продукции и общими  доходами, уровнем эффективности  производства и личными доходами  работников.

 План производства  и реализации продукции является  для каждого предприятия в  условиях рынка, как уже отмечалось, базой комплексного 

 

Рис. 5.1. Схема планирования деятельности предприятия

 

 социально-экономического  планирования всей внутрифирменной  деятельности (рис. 5.1.). На его основе  разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные  и другие разделы долгосрочного  и текущего планов. На современных  предприятиях количество разделов  или частей плана, а также их  название и перечень применяемых  показателей могут различаться  в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера  предприятия, численности персонала, корпоративных особенностей, других  факторов. Могут изменяться также  методика и порядок планирования: на частных фирмах планы разрабатываются  самостоятельно по принципу «сверху  вниз» или «снизу вверх». На  государственных и муниципальных  предприятиях годовые планы задаются  директивным образом в виде  заказов-нарядов. Однако содержание  плановой работы в целом мало  зависит от существующих форм  собственности.

 Каждое предприятие  разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Например, планы закупок сырья, материалов и комплектующих непосредственно связываются не только с производственным, но и с финансовым планом предприятия, а также со сроками выпуска и продажи продукции. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям и т.п. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции, а также

 

Рис. 5.2. Механизм взаимодействия планов

ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности (рис. 5.2).

 В планах производства  при необходимости можно также  устанавливать основные источники  и размеры финансирования по  каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты  по этапам и видам работ, конечные  результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления  денежных средств. В ходе внутрифирменного  планирования каждое структурное  подразделение, цех или отдел  разрабатывают свои планы производственной  деятельности, которые затем увязываются  с общим планом предприятия. По  уровням управления производственные  планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях  разрабатывается, как правило, общий  план производственно-хозяйственной  деятельности.

На большинстве отечественных предприятий действует целевая программа долгосрочного планирования, содержащая главные стратегические ориентиры и текущие плановые показатели производственной деятельности структурных подразделений. Долгосрочные цели учитываются не только в перспективных, но и в тактических и оперативных планах предприятия. С течением времени общие долгосрочные цели конкретизируются в текущие задания по проектированию новой продукции, разработке технологии производства, закупке ресурсов, освоению производственных процессов, продаже товаров и т.п. После освоения производства новой продукции выдвигаются, разрабатываются или обосновываются новые стратегические цели и процесс планирования производственной деятельности на предприятии непрерывно повторяется или бесконечно продолжается.

 Взаимоувязка и корректировка долгосрочных и оперативных планов осуществляется высшим руководством предприятия на всех  этапах их разработки и выполнения. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности [73. С. 321].

 В годовых планах  производства и реализации продукции  решаются следующие детализированные  задачи:

- определение основных  плановых заданий каждым подразделением  предприятия;

- выявление и устранение  возникающих нестыковок в межцеховых  планах;

- взаимодействие основных  показателей долгосрочных и текущих  планов производства;

- распределение производственных  ресурсов между подразделениями  предприятия.

Информация о работе Содержание и показатели плана производства продукции