Роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного рынка труда.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

Роль информационных и  телекоммуникационных технологий в  развитии современного рынка труда.

 

 Современные информационные  и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим  потенциалом и быстро снижающимися  издержками открывают большие  возможности для новых форм  организации труда и занятости  в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр  таких возможностей значительно  расширяется - нововведения воздействуют  на все сферы жизни людей,  семью, образование, работу, географические  границы человеческих общностей  и т. д. Сегодня ИТТ могут  внести решающий вклад в укрепление  взаимосвязи между ростом производительности  труда, объемов производства, инвестиций  и занятости. Новые виды услуг,  распространяющиеся по сетям,  в состоянии создать немало  рабочих мест, что подтверждает  практика последних лет. 

 До начала 1980-х годов  информационные и телекоммуникационные  технологии были представлены  главным образом большими ЭВМ  и использовались для нужд  лишь половины корпоративной  "пирамиды", поскольку из-за  их высокой себестоимости было  невозможно автоматизировать решение  управленческих задач. Автоматизация  повторяющихся процессов обработки  информации была сравнима с  автоматизацией ручного труда  на основе применения машин,  заменивших людей. Согласно оценкам,  с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших  или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством  использования традиционных ЭВМ.  Автоматизация рабочих мест, находившихся  на нижних уровнях административной  иерархии, привела к уменьшению  размеров предприятий, но в  то же время не вызвала кардинальных  изменений в общей модели организации  труда. В то время казалось  маловероятным, что ИТТ могут  способствовать стабильному социально-экономическому  развитию; наоборот, факты свидетельствовали  о том, что их роль в повышении  производительности труда, формировании  моделей потребительского поведения,  ориентированных на новые товары  и услуги, создании новых рабочих  мест в отраслях ИТТ по сравнению  с выбытием рабочих мест в  отраслях - потребителях их продукции  была в целом незначительной.

 Начиная с середины 1980-х годов всеобщее распространение  персональных компьютеров и информационных  сетей - вначале в компаниях,  затем среди специалистов и  в домашних хозяйствах - позволило  не только автоматизировать, сколько  информатизировать рабочие места  руководителей; при этом компьютеризация  охватила все сферы офисной  деятельности. ИТТ изменили сам  подход к работе, расширив возможности  людей работать как индивидуально,  так и коллективно. В первое  время многие компании рассматривали  внутреннюю перестройку на базе  использования информационных сетей  как возможность снизить издержки  производства, что было актуальным  в период экономического спада  начала 1990-х годов. Но скоро  стало ясно, что таким образом  можно повысить рыночную привлекательность  товаров и услуг, например, путем  сокращения времени разработки  новых продуктов или улучшения  работы сервисных подразделений.  При этом конечной целью оказывается  создание добавленной стоимости  и обеспечение экономического  роста, а не уменьшение занятости.  Необходимость поддержания конкурентоспособности  - главная причина осуществления  внутренней перестройки компаний  на базе использования ИТТ. 

 Сейчас становится  все очевиднее, что сектор услуг,  понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги  населению и прежде всего высокотехнологичные  услуги, - может обеспечить значительный прирост занятости как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США - еще больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться.

 Производство услуг  может стать "локомотивом"  экономического роста в том  смысле, что они более не играют  дополнительную, вспомогательную роль  по отношению к промышленности; ИТТ позволяют увеличить "обменный  потенциал" услуг, который в  прошлом был весьма ограничен  и таким образом расширить  их рынок, что в свое время  произошло с продукцией обрабатывающей  промышленности. Следовательно, сектор  услуг (например, предприятия по  выпуску программного обеспечения)  сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи  традиционным промышленным производствам.  Затруднение с их восприятием  связано с тем, что они часто  связаны с производством нематериальных  продуктов. Сектор услуг все  больше обогащается за счет  новых сетевых решений. Постепенно  возникает инфраструктура и разрабатываются  методы применения новых высокоскоростных  телекоммуникационных систем, способных  передавать не только цифры  и тексты, но и изображение  и звук (мультимедиа), что раскрывает  содержание возможного сценария  очередного цикла экономического  развития, когда потребителям будут  предложены новые услуги, компании-поставщики  получат доступ к глобальным  рынкам, а в сфере новых видов  деятельности будут созданы дополнительные  рабочие места. Потенциал экономического  развития, который несут в себе  информационные сети, исключительно  высок, поскольку они охватывают  и изменяют различные сферы  человеческой жизнедеятельности:  развлечения и торговлю, финансы  и средства массовой информации, образование и медицину, рекламу,  почтовую связь и т. д. 

 Следует отметить, что  не все виды услуг одинаково  подвержены влиянию ИТТ. Оно  велико в области оказания  новых финансовых и страховых  услуг и услуг компаниям, где  существенно возрос "обменный  потенциал" услуг и расширились  их предложение, а следовательно,  и занятость. В сфере же промежуточных  услуг (торговля, транспорт и связь)  влияние ИТТ в большей степени  способствовало повышению производительности  труда, чем рыночной экспансии,  и не привело к увеличению  занятости. Наконец, в области  социальных и персональных услуг,  которые в немалой степени  обуславливают создание новых  рабочих мест в третичном секторе,  возможности применения ИТТ оказались  пока ограниченными. В будущем  они, скорее всего, возрастут,  особенно в образовании, культуре, науке, профессиональном обучении  и здравоохранении. 

 Сегодня ИТТ могут  внести решающий вклад в укрепление  взаимосвязи между ростом производительности  труда, объемами производства, инвестиций  и занятости. Новые виды услуг,  распространяющиеся по сетям,  в состоянии создать немало  рабочих мест, что подтверждает  практика последних лет. 

 Согласно экспертным  оценкам, в США вклад информационного  сектора (информационные системы  и телекоммуникации, средства массовой  информации) в ВВП в следующем  десятилетии удвоится, что приведет  к созданию 3 - 5 млн. новых рабочих  мест главным образом в малых  и средних инновационных фирмах. Только вокруг Интернета уже  возникло более полумиллиона  рабочих мест.

 Исследователи, занимающиеся  вопросами сферы труда в информационном  обществе, концентрируют внимание  на работе с использованием  телекоммуникационной техники, которая  может быть полностью выполнена  на дому или попеременно в  домашних условиях и с явкой  на предприятие. Несомненно, уже  современная информационно-коммуникационная  техника позволяет выполнять высококвалифицированную работу на дому. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин. В Германии в конце XX века насчитывалось примерно 5 тыс. таких рабочих мест, хотя истинное состояние этого сектора рынка труда требует тщательного анализа.

 Новые возможности  в области занятости меняют  само представление о возникающих  рисках. Высокая готовность откликнуться  на предложение работы, изоляция  в трудовом процессе, трудности  в обмене опытом с коллегами,  отсутствие (или ограничение) контакта  с коллективными защитниками  профессиональных интересов, а  зачастую и не соответствующие  требованиям эргономики рабочие  места показывают, что новые формы  труда нуждаются в тщательном  регулировании. Чтобы повысить  шансы новых форм труда и  снизить связанные с ними риски,  необходимо адекватное законодательство. Прежде всего, требуется заново  дать определение понятию наемной  рабочей силы. Новые формы занятости  нуждаются в разработках общественно-договорных  норм, благодаря чему будут закреплены, в частности, индивидуальные права  наемной рабочей силы. Есть, однако, веские аргументы, ставящие под  вопрос широкое внедрение новых  форм труда. Дело в том, что  перемещение рабочего места в  домашнюю обстановку затрудняет  разработки "ноу-хау", которые  являются продуктом взаимного  общения работников на предприятии. 

 Влияние развития информационно-коммуникационной  техники (ИКТ) наиболее четко  проявляется в сфере так называемых  виртуальных предприятий. Компьютерная  отрасль, сектор массовой информации, банки, страховое дело являются  пионерами в области создания  виртуально связанных рабочих  мест с использованием телекоммуникации. Уже появились многочисленные  промежуточные формы интернационального  обмена данными. Развитие в  этом направлении впечатляет: кажется,  что классическая форма предприятия  исчезает, заменяется виртуальной.  На виртуальных предприятиях, функционирующих  без жестких правил и личных  взаимоотношений, локальная борьба  за реальные рабочие места  обретает характер стремительной  и неконтролируемой девальвации  социальных и экологических стандартов  в мировом масштабе, что сравнимо  с валютными спекуляциями на  международном рынке. Тем самым  предприятие и наемная рабочая  сила уходят из сферы влияния  национально-государственной трудовой  и социальной политики. Последствия  перехода к виртуальным предприятиям  могут оказаться такими же, какие  несет с собой безработица.  В связи с этим, необходимо  приспособить правовые рамочные  условия к изменениям на рынке  труда, сохранив основные принципы  участия наемных работников в  управлении предприятием и принятии  решений, включая в эти процессы  и коллективных представителей  их интересов. 

 Хотя использование  новых технологий открывает широкие  возможности для экономического  роста, для России характерно  как общее отставание в этой  области, так и, вплоть до  последнего времени, отсутствие  стратегической инициативы, необходимой  для развития сектора услуг.  Исходные условия в России, с  точки зрения создания новых  продуктов и услуг и формирования  навыков пользования ими, в  целом менее благоприятны, чем  в западно-европейских странах.  В этой связи, можно выделить  несовершенную нормативную правовую  базу, разрабатывавшуюся без учета  возможностей современных ИКТ;  отсутствие целостной информационной  инфраструктуры и эффективной  информационной поддержки рынков  товаров и услуг; недостаточный  уровень подготовки кадров в  области создания и использования  ИКТ и т. д.). Следует также  отметить недостаточно высокий  уровень компьютерной грамотности,  малую насыщенность домашних  хозяйств электронными технологиями, слабое развитие таких видов  услуг, как электронная торговля, дистанционная занятость, обмен информацией между органами власти, гражданами и фирмами.

 Между тем, в последнее  время Правительством РФ предприняты  определенные усилия по развитию  информационных и коммуникационных  технологий. Как сообщил на российско-японской  конференции по вопросам выработки  "Стратегии развития информационных  технологий и укреплению взаимовыгодных  отношений между Россией и  Японией в этой области"  министр России по связи и  информатизации Л. Рейман, в 2001 г. рынок информационных технологий  в России по сравнению с  2000 г. вырос на 18 %. Согласно данным  за 2001 г., объем услуг в российском  сегменте сети Интернет составил  в 2001 г. 220 млн долл, увеличившись  по сравнению с 2000 г. на 50 %. Число  регулярных пользователей Интернета  в России оценивалось к концу  2001 г. в 4,3 млн человек, число  пользователей, хотя бы раз  посетивших всемирную сеть, превысило  12 млн человек. За последние  2 года российская аудитория сети  Интернет выросла в 2,9 раза, количество  пользователей электронной почты  за этот период увеличилось  в 3 раза, однако по-прежнему основное  количество пользователей сосредоточено  в крупных и средних городах.  По словам Л. Реймана, обновление  парка эксплуатируемых ЭВМ в  2001 г. составило 10 %, а их общее  число превысило 11 млн единиц. Отмечается также увеличение  количества персональных компьютеров  в домашнем использовании. Плотность  персональных компьютеров составляет  в настоящий момент 7,5 штук на 100 человек населения против 6,4 штук  на 100 человек населения годом  ранее. Вместе с тем, занятость  в сфере информационных технологий  в 2001 г. увеличилась по сравнению  с 2000 г. незначительно и составила  около 500 тыс. человек, что составляет  менее 1 % от всего работающего  населения. 

 Важнейшим решением, стимулирующим  развитие ИТТ в стране, стало  принятие Правительством России  в январе 2002 г. Федеральной целевой  программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 гг., целью которой является  создание условий для повышения  эффективности функционирования  экономики, государственного управления  и местного самоуправления за  счет внедрения и массового  распространения информационных  и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный  поиск, получение, передачу, производство  и распространение информации, расширения  подготовки специалистов по информационным  и коммуникационным технологиям  и квалифицированных пользователей. 

 Таким образом, анализируя  различные инновационные технологии  и их роль в решении проблемы  занятости населения, наиболее  перспективными, с точки зрения  автора, являются новые информационные  и коммуникационные технологии. Они открывают большие возможности  для новых форм организации  труда и занятости. Причем спектр  таких возможностей значительно  расширяется - нововведения воздействуют  на все сферы жизни людей,  семью, образование, работу, географические  границы человеческих общностей  и т. д. Эффективное использование  этих возможностей является актуальнейшей  задачей сегодняшнего дня. 

Информация о работе Роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного рынка труда