Развитие малого бизнес в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе описано развитие малого бизнеса в Республике Казахстан, проблемы, пути решения проблем, состояние бизнеса на данном периоде развития государства. В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

Содержание

Введение

1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

1.1 Что такое малый бизнес

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

3. Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане

3.1 Становление и развитие малого бизнеса в Казахстане

3.2 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.57 Кб (Скачать файл)

 

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

 

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

 

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые  предприятия и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

 

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления  и развития малого бизнеса. Для этого  ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в Казахстане малое  предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют  предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей  роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия  от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые  льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость  дифференцированного налогового подхода  к предприятиям разного профиля  деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для  наиболее важных, приоритетных отраслей.

 

Еще одной проблемой, не столько  экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается  ни на каком уровне и ни одна программа  не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в  РК. На уровне центрального правительства  принимается огромное количество решений  в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что  любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и  денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда  те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно  связана со взяточничеством. Поэтому  государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах  РК, так как сами субъекты будут  продолжать такую политику. Им выгодно  это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

 

К настоящему времени сделаны  только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении  формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  Казахстана. Действенной системы  стимулирования образования малых  предприятий не существует, как нет  и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная  программа развития малых предприятий.

 

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РК, должен осуществляться в следующих направлениях:

 

нормативно-правовое;

 

финансово-кредитное;

 

обеспечение безопасности;

 

информационно-техническое;

 

организационное;

 

кадровое и консультационное обеспечение;

 

внешнеэкономическая деятельность.

 

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

 

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

В 1998-1999 годах финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата  с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание  мер прямой и косвенной поддержки  должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых  предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий  от налогообложения. В 1998-1999 годах должны быть сохранены установленные действующим  законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему  учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства в целях  получения основной информации, необходимой  для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается  формирование гарантийного и лизингового  фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты  и предприятия.

 

Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов  средств, поступающих от приватизации в фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления  региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов  объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и  услуг для государственных нужд.

 

3.1 Становление и развитие  малого бизнеса в Казахстане

 

 

Становление и развитие предпринимательства  в Казахстане происходило в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических  условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса  и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

 

Объективные трудности связаны  с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых  финансовых ресурсов для придания сильнейшего  импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

 

Трудности субъективного  характера связаны с тем, что  в обществе до сих пор сильны предрассудки относительно получения прибыли  и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще  широко не укоренилась в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя  с учетом колебаний рыночного  спроса и в условиях жесточайшей  конкуренции за рынки сбыта и  кошельки покупателей. Отсутствуют  навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска  более качественной продукции и  предоставления более совершенной  услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы  с методами современного менеджмента  и маркетинга. При оплате труда  сильная ориентация на уравниловку. Не все еще четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы  мышления. Престиж личности предпринимателя  в обществе невысок, и она нередко  ассоциируется с сомнительными  операциями в сфере торговли, которые  имели место в эпоху постоянного  социалистического дефицита и в  период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

 

Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и  квалификация большей части отечественных  профессионалов достаточно высоки, переход  к рыночным отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения  к работе. Даже квалифицированный  работник часто нуждается в смене  ментальности(поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь  сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен  к профессиональному неформальному  сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным  мотивом для повышения производительности.

 

Кроме того, зачастую и сам  руководитель предприятия, с одной  стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и  механизмы для воспитания в своих  работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и  передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и  следить за профессиональным и карьерным  ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного  бизнеса. Обществу постсоветского периода  предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

 

Но при всех недостатках  и упущениях первых лет становления  предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни  общества и завоевывает все более  устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели  новой волны.

 

Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий  привели к значительному свертыванию  объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий  и производств. Занятость населения  в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

 

Это подтверждается и данными  государственной статистики. Общая  численность занятого населения  по секторам экономики страны снизилась  с 6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных  предприятиях и организациях в указанные  годы соответственно произошло падение  численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел.

 

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих  субъектов предпринимательства, что  составляло 87 % от общего числа хозяйствующих  субъектов в экономике Казахстана.

 

В Казахстане идет процесс  формирования предпринимателя- фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной  собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

Реализация двух государственных  программ поддержки и развития предпринимательства  в период с 1992 по 1996 гг. позволила  заложить основы частного предпринимательства  в Республике Казахстан.

 

Более 38 % малых предприятий  были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти  годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением  инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения  в государственном секторе, часть  которого впоследствии перетекала в  сферу малого предпринимательства.

 

Отрицательное воздействие  на развитие малого предпринимательства  оказало общее кризисное состояние  экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного  спроса и др.

 

Как отмечалось ранее, имеющиеся  официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена  в цивилизованные рамки уличная  торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая  и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом  секторе экономики.

 

3.2 Проблемы казахстанского  предпринимательства и пути их  преодоления

 

 

В последнее время предпринимательство  Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий  и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура  нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят  эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности  от посягательств.

 

Причины этого не только в  ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской  деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что  вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки  предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный  анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.

 

Заключение

 

 

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания  предполагать, что в обозримом  будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Информация о работе Развитие малого бизнес в Республике Казахстан