Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:40, контрольная работа

Краткое описание

задаЧа 4 Определить сумму и уровень издержек обращения торгового предприятия па плановый год по следующей информации: 1. Объем товарооборота в отчетном году - 900 тыс. руб. 2. Издержки обращения в отчетном году - 110 тыс. руб., в т.ч. переменные - 70 тыс. руб. В планируемом году намечается увеличение объема товарооборота по сравнению с отчетным периодом на 12 %.

Содержание

Теоретическая часть:
Планирование – основная функция управления предприятием,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,...............................................................3
Планирование общего объема товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………......................9
Практическая часть:
задаЧа 1 14
задаЧа 2 18
задаЧа 3 21
задаЧа 4 25
задаЧа 5 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

КР планирование на предприятии.docx

— 92.07 Кб (Скачать файл)

2.Уровень  производства отдельных предметов  потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.Соотношение  товарного и нетоварного потребления.  На объем

розничного  товарооборота по продуктам питания  влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4.Нормы  потребления пищевых продуктов  и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения  жилищно-бытовых условий обслуживаемого  населения. В связи с расширением  жилищного строительства резко  увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным  застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

В соответствии с этим могут быть выделены следующие  группы товаров:

- продукты  питания, часть потребностей в  которых удовлетворяется за счет  нетоварных источников потребления  (мясо, картофель и т.п.);

- продовольственные  товары, вся потребность в которых  удовлетворяется за счет покупок  в торговле (колбасные изделия,  соль, чай и т.п.);

- непродовольственные  товары;- товары длительного пользования,  спрос на которые зависит от  степени обеспеченности населения  этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и  т.п.), поэтому следует учитывать  наличие у обслуживаемого населения  предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.

Методы  прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

опытно-статистический;

экономико-статистический;

экономико-математического  моделирования;

комплексной увязки основных показателей хозяйственной  деятельности торгового предприятия.

Однако  при использовании любого из методов  следует иметь в виду, что составление  плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет  данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений). Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году. Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота. Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота. Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли. 

Динамика  квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно  отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов. Остановимся на основных из них.

  1. Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.
  2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах имеется некоторая стабильность. Однако при планировании товарооборота нельзя механически переносить в план сложившиеся в прошлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходящих в экономике района торговли.
  3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерческого отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года.

задаЧа 1

 

Определить  план товарооборота и его структуру  по следующей информации:

- ожидаемый  рост цен в планируемом году -15 %;

- площадь  торгового зала повысится на  12 %;

- спрос  населения, вероятно, снизится на 2-3 %;

- в декабре планового года предполагается на 15 дней закрыть секцию «Рубашки» в связи с перепланировкой торгового зала.

Статистические  данные за предшествующие годы представлены в таблице:

Таблица - 1

         Показатели

 

 

Годы

2001

 

2002

 

2003

 

2004

план

факт за 9 мес.

Товарооборот

350

410

450

500

350

в т. ч. по тов. группам (%)

         

костюмы

38

41

43

44

44

пальто, куртки

17

23

29

32

32

брюки

17

13

14

12

10

рубашки

28

23

14

12

14


 

 

Решение

  1. Определяем ожидаемый в 2004 году объем товарооборота:

Tож 2004 = Tф.9м + Tож.IVкв = Tф.9м + Тпл  2004/4 ,             (1)

 

где Тож 2004- ожидаемый объем товарооборота за 2004 год, руб.; 

Тф.9м - фактический  объем товарооборота за 9 месяцев  2004 года, руб.; 

Tож.IVкв - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб. 

Tож 2004 = 350 + 500/4 = 350 + 125 = 475

  1. Важным  условием  при  планировании  товарооборота  является  обеспечение сопоставимости  его  объема  с  точки  зрения  изменений  в  материально-технической  базе торгового  предприятия (открытие  или  закрытие  филиалов,  палаток,  ларьков,  других структурных подразделений): 

 

Tсопс = Тож + Кув - Кум,          (2)

 

где Tсопс - сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; 

Кув -  корректив на  увеличение  объема  товарооборота,  который равен объему товарооборота (исходя  из  среднемесячного оборота)  структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.; 

Кум -  корректив  на  уменьшение  объема  товарооборота,  который  равен  объему товарооборота  структурных  подразделений  за  период  времени,  который  они  в  отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб. 

Закрытие  секции рубашки на 15 дней в декабре 2005 года учитывать не будем, так как  на общий годовой товарооборот данный факт повлияет слабо. Других корректив  не было и не предвидеться в будущем, поэтому сопоставимый объем товарооборота  будет равен ожидаемому.

Tсопс = Тож 2004 = 475

 

  1. Определяем общий плановый товарооборот на 2005 год:

Тобщ. пл. 2005 = Tсопс * РЦ * ПЗ * СН = 475* 1,15 * (1,12 – 0,05) * 0,97 = 567

Коэффициент ПЗ, учитывающий увеличение площади  торгового зала корректируем на 5% в  сторону уменьшения.

  1. Определяем структуру товарооборота на 2005 год методом, основанном на расчете коэффициентов эластичности, отражающих  изменение  оборота  по  отдельным  товарам  в  зависимости  от  изменения общего объема товарооборота торгового предприятия: 

Эi =             (3)

где Эi - коэффициент эластичности по i-му товару, %; 

∆Ti -  прирост товарооборота по i-му  товару  в отчетном  году  по  сравнению с предшествующим годом, %; 

∆Т - прирост  общего объема товарооборота торгового  предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %. 

Коэффициент  эластичности  показывает,  на  сколько  процентов  изменяется товарооборот  по i-й  товарной  группе  при изменении общего  объема  товарооборота торгового предприятия на 1%.  Причем,  чем крупнее берутся товарные  группы,  тем надежнее расчеты. 

∆Тi. п .г =             (4)

Расчетное  значение  товарооборота  по i-й  товарной  группе  на  планируемый год составит: 

Тi. п .г =         (5)

где Тi. п .г - товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.; 

Ti o.г - товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.; 

∆Tп.г -  прирост общего  объема  товарооборота торгового предприятия в

планируемом году по сравнению с отчетным годом, %; 

∆Ti п.г -  прирост товарооборота i-й  товарной  группы  в планируемом году  по сравнению с отчетным годом, %. 

Информация о работе Планирование на предприятии