Основые законы риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога. Речевое общение возможно только при взаимодействии участников речевой ситуации. Термин «диалог», как и «диалогический» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл, чем это принято. Обычно этот термин означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами», противопоставляется понятию «монолога». Говорящий и слушающий еще со времен античной риторики понимались как активные, действующие лица, соглашающиеся или возражающие, осмысливающие речь оратора и отвечающие на нее. Поэтому-то Аристотель в совей «Риторике» столь большое внимание и уделял «адресату речи», аудитории – она не пассивна, а активна и влияет на говорящего, на содержание его речи. Это влияние всегда обоюдно. Мы слышим не только то, что говорится, не просто какие-то звуки, а придаем этим звукам, словам определенный смысл, не всегда тот, который придает им говорящий. В

Содержание

Законы общей риторики.
Первый закон - гармонизирующего диалога - 2
Второй закон - продвижения и ориентации адресата - 4
Третий закон - эмоциональности речи – 5
Четвертый закон – удовольствия – 6
Правила эффективного речевого общения - 8
Принципы связи говорящего и слушающего – 9
Основные недостатки современного слушания – 10
Правила эффективного слушания -12
Аудирование(осмысление речи) – 13
Роли и типы слушателей -14

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес риторика кр.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)
  •  
    Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
  •  
    Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.
  •  
    Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.

 
Различают также ^ 2 способа слушания: 

  •  
    Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
  •  
    ^ Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.

 
^ Основными приемами рефлексивного слушания являются: 

  •  
    Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, «Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»).
  •  
    Перефразирование - «передача» чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме («Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами Вы считаете...»).
  •  
    Резюмирование - подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными идеями, как я понял, являются...».
  •  
    ^ Подтверждение контакта - приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «Это интересно», «Да», «Понимаю Вас», «Приятно это слышать».

 
Залогом успехов в межличностных  отношениях является соблюдение правил эффективного слушания: 

  •  
    Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.
  •  
    Пытайтесь за фразами собеседника «уловить» его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.
  •  
    Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из - за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается «свободное время».
  •  
    Отключайтесь от внешних «помех», отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2 - 3 дела.
  •  
    Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так.
  •  
    Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами.
  •  
    Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения.
  •  
    Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования.
  •  
    Логически планируйте процесс слушания. «Мысленное опережение» речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.
  •  
    Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.
  •  
    Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место.
  •  
    Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.
  •  
    Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали «критические» для Вас слова, выводящие из состояния равновесия, к примеру, «рост цен», «увольнение», «ограничение заработной платы».
  •  
    Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое).
  •  
    Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.
  •  
    Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге.
  •  
    Не делайте самой распространенной ошибки начинающих менеджеров, коммерсантов: не стремитесь слишком много говорить самим, а слушайте других.В контексте наших размышлений необходимо рассмотреть основные направления совершенствования навыков говорения. 
     

- -


Информация о работе Основые законы риторики