Методика бизнес-планирования объекта здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:26, доклад

Краткое описание

Медицинское учреждение как объект бизнес-планирования является объектом с ограниченными ресурсами. Часто для учреждения задаются внешние условия деятельности и нормируется процесс расходования бюджетных и целевых средств.
Методика бизнес-планирования в медицинских учреждениях характеризуется ключевыми определениями: эффективное планирование и управление; нормативное расходование ресурсов; аналитический характер процесса составления перспективной стратегии развития.

Вложенные файлы: 1 файл

12._Методика_бизнес-планирования_объекта_здравоохранения.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)
    1. Методика бизнес-планирования объекта здравоохранения

Медицинское учреждение как объект бизнес-планирования является объектом с ограниченными ресурсами. Часто для учреждения задаются внешние  условия деятельности и нормируется  процесс расходования бюджетных и целевых средств.

Методика бизнес-планирования в  медицинских учреждениях характеризуется  ключевыми определениями: эффективное  планирование и управление; нормативное  расходование ресурсов; аналитический  характер процесса составления перспективной  стратегии развития.

Бизнес-план состоит из следующих  разделов:

    • Раздел 1 «Краткая характеристика учреждения»
    • Раздел 2 бизнес-плана «Аннотация новых направлений деятельности»
    • Раздел 3 «Производственный план – основная лечебная деятельность»
    • Раздел 4 «План маркетинга»
    • Раздел 5 «Организационный план»
    • Раздел 6 «Финансовый план»
    • Разделе7 «Резюме и оценка экономической эффективности»

Раздел 1 бизнес-плана содержит следующие основные подразделы: возможности учреждения; цели учреждения; основные стратегии; внешние финансовые условия работы учреждения; данные о государственной регистрации и другие.

Одним из важнейших этапов разработки целей является выбор приоритетных направлений деятельности, видов  медицинской помощи, программ предоставления услуг потребителю. Объемы услуг  на перспективу привязываются к уровню производственных, финансовых, ресурсных, кадровых и т.п. возможностей организации. Также в них учитываются потребности рынка медицинских услуг и потенциальных покупателей в лице страховых медицинских организаций и пациентов, а также возможности выполнения государственного заказа – гарантированных программ бюджетных видов помощи и помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

При формировании целей ведомственного медицинского учреждения в бизнес-плане  развития предлагается использовать:

- количественные показатели (доли объемов услуг по потокам;  объемы услуг в денежном выражении;  размер прибыли организации и  т. п.);

- качественные показатели, характеризующие  освоение новых медицинских технологий  и новых видов услуг, разработку новых рынков, выбор качественных критериев оценки результатов лечения и т .п.

 

В настоящее время у большинства  медицинских организаций (учреждений) отсутствует стратегия развития в виде сформулированной и документально  представленной позиции. Однако, опыт показывает, что формулирование целей развития, разработка мер по их достижению, которая ведется изнутри, способна даже при незначительных затратах радикально влиять на повышение управляемости организации, а как следствие, и на улучшение его финансового состояния.

Раздел 2 бизнес-плана «Аннотация новых направлений деятельности» характеризует данный документ по направлениям: характеристика правового обеспечения нового направления (договора, соглашения на предоставление услуг); изменения в действующем законодательстве и как это отразится на развитии услуг; налоговая система и ее влияние на условия работы в рамках бизнес-плана; обеспечение прав потребителей услуг и защита прав пациентов в рамках проекта.

Описание сути нового направления, его актуальности, значимости обычно связано с развитием новых медицинских услуг или обеспечением конкурентоспособности для уже существующих методик и технологий лечения. Перечень видов услуг в бизнес-плане развития должен ответить на следующие постановочные моменты: описание услуг; потребность в услугах потенциальная и реальная; на удовлетворение какой потребности направлен бизнес-план, какую призван удовлетворить в первую очередь; насколько изменчив спрос; основные преимущества и недостатки производимых услуг и др.

При разработке перечня медицинских  услуг для перспективного развития медицинского учреждения необходимо помнить  о возможных различиях всех товаров  в зависимости от уровня качества:

новые медицинские технологии (услуги), уникальные методики (относятся к услугам высшего качества);

идентичные конкурентоспособные  услуги на рынке;

идентичные неконкурентоспособные  услуги, имеющие в целом несколько  худшие потребительские свойства, чем  у аналогичных услуг конкурентов.

Для каждой группы услуг  в бизнес-плане определяется место в «выпуске», в реализации. Каждой группе соответствует своя ценовая политика, направленная на поддержание рыночных позиций и безубыточной работы.

Главная цель раздела 3 «Производственный план – основная лечебная деятельность» показать, что учреждение в состоянии реально производить планируемое количество услуг, необходимого объема и качества, добиваясь при этом поставленной стратегической цели развития. В этом разделе составляется сметный диагноз объекта на основе норм, лимитов, нормативов по прямым и накладным расходам; расчет количественных показателей локальной эффективности факторов производства услуг; нормирование оборотного капитала; лимит денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета; тарифы стоимости медицинской помощи по программам ее предоставления.

Оценка социально-экономической  эффективности деятельности учреждения осуществляется на основе анализа количественных показателей по факторобразующим группам (капитал; труд; материальные затраты; финансы; организация). Основой экономических расчетов является план по объему услуг учреждения в прогнозируемом периоде, базирующийся на данных диагноза и отвечающий стратегической цели развития учреждения – безубыточности.

В разделе 4 «План  маркетинга»  целесообразно представлять: описание рынков сбыта (сегментация пациентов), характеристику конкуренции на данном рынке, стратегии ценообразования и стимулирования продаж.

Общепринятое описание рынков сбыта  предполагает ответы на вопросы: на каких  рынках действовать и какие их типы использовать; каковы сегменты рынков по каждому виду услуг; что влияет на спрос на этих рынках; каковы перспективы изменения потребности в каждом сегменте рынка; как предполагается реагировать на изменения рынка; как проводится изучение спроса (самостоятельно или с привлечением специалистов); какова емкость каждого сегмента; какие прогнозы развития емкости; какая реакция на новые услуги на рынке; как осуществлять тестирование рынка или пробные продажи новых услуг с применением варьирующей ценовой политики; какова оценка потенциальной емкости рынка, потенциального объема продаж и реальных возможностей.

В пятом разделе  «Организационный план» можно выделить следующие подразделы:

1. Организационная структура учреждения (схема управления, количество уровней управления, состав подразделений и их функции, координирование между службами и их взаимодействие).

2. Рабочая сила – потребность  в кадрах по специальностям, квалификационные  характеристики и требования, форма  привлечения к труду, заработная плата по категориям, возможности повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, режим труда и сменяемость в работе, дополнительные льготы для сотрудников, доплаты, страхование профессиональной ответственности, медицинское страхование, дотации на питание, административно-управленческий персонал (возраст, образование, права, обязанности, полномочия), системы стимулирования труда.

3. Кадровая политика (принцип отбора  сотрудников, возможности контрактной  формы трудового договора, планирование профессиональной подготовки, оценка качества труда медицинского персонала, система продвижения по службе).

Раздел 6 «Финансовый план» включает планирование финансового ресурса и финансовой устойчивости учреждения и эффективное использование денежных средств. В этом разделе объединены подразделы, связанные с разработкой планово-отчетных документов: оперативный план, план доходов и расходов по предпринимательской деятельности, план движения денежных средств и возможности взаимозачетов, балансовый отчет.

Как известно, наличие у объекта  бизнес-планирования значительных капитальных  вложений и недостаточно высоких  доходов от реализации услуг приведет к необходимости в дополнительных финансовых средствах, а выявится это  может по балансу.

В данном разделе бизнес-плана целесообразно попытаться планировать свои права-получателя бюджетных средств, а также целевые поступления финансовых средств за счет внебюджетных источников.

В разделе 7 «Резюме и оценка экономической эффективности» в концентрированном виде представляются наиболее важные выводы, утверждения, позиции бизнес-плана. Данный раздел содержит следующие моменты: цель бизнес-развития; задачи учреждения, способствующие достижению поставленной цели; материально-технический, кадровый и финансовый потенциалы учреждения, способствующие достижению поставленной цели; расчетные объемные показатели деятельности, способствующие достижению цели развития и планирования; доказательства финансовой устойчивости учреждения или отсутствия вероятности банкротства; другие основные количественные характеристики развития учреждения, выгодно его характеризующие.

 


Информация о работе Методика бизнес-планирования объекта здравоохранения