Международный банк реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран механизмов координации и управления.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………….3
1. Группа всемирного банка……………………………………………….……..5
2. Международный банк реконструкции и развития..……………….……...….7
3. Структура и цели МБРР ……………………….…………………….………...9
4. Деятельность Банка………………...……………………………….………...12
5. Россия и МБРР………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсов Международный Банк Реконструкции И Развития.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

О значении МВФ  и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

В связи с  изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны лицами; сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того, Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР находится в затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.

Банк выдает структурные кредиты для регулирования  национальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной  и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских  государств.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

- среднесрочное и долгосрочное  кредитование инвестиционных проектов;

- подготовка, техническое  и финансово-экономическое обоснование

инвестиционных проектов;

- финансирование программ  структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.

Банк выступает  в качестве партнера для стран  с развивающейся экономикой и  расширяющимися рынками, с целью  улучшить качество жизни людей. В  отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет  гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер. Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Займы банка  можно разделить на две категории:

1. Займы для  развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для  беднейших стран, которые являются  обычно не

кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатитььпроценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях  займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов. Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Одним из приоритетов  Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий. Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования.

Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития. Критерии Банка, по которым оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги.

Например, прежде, чем проект может квалифицироваться  как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую  отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется  в соответствии со многими двусторонними  заимствованиями, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам. Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками.

Другой неизбежный источник неопределенности - система  долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет. Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее , Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку.

Существует  только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний. Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов:

    • определение объекта,
    • подготовительная работа,
    • предварительная оценка стоимости,
    • переговоры и предоставление проекта руководству Банка,
    • практическое осуществление и контроль за ним,
    • оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур. Институт экономического развития занимается организацией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы. Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены.

С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием. Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения.

Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной  группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах. Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Перечислим экологические  проекты, финансируемые МБРР:

проект интегрированного управления природными ресурсами (водными, лесными, рыбными и минеральными) "Mato Grosso" в Бразилии (стоимость проекта - 205 млн. дол.); проект интегрального управления лесами (через параллельное управление смежными ресурсами - почвами, водой, дикой флорой и фауной, агролесными системами) в Индии (стоимость проекта - 124 млн. дол.).

Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят экологическую оценку (ЭО), которая регламентируется документом "Операционная директива по экологической оценке". Согласно этому документу, все проекты классифицируются по признаку их потенциального влияния на окружающую среду. Выделяют три категории проектов.

Категория А. Проекты с широким спектром негативных экологических эффектов, значительно воздействующих на окружающую среду. Для подобного рода проектов необходима ЭО в полном объеме. Примеры проектов: плотины и водохранилища; лесные проекты; крупные промышленные предприятия; крупные тепловые и гидравлические электростанции; трубопроводы; порты; добыча нефти и газа; производство, транспортировка и использование опасных (токсичных) материалов; операции по захоронению опасных (токсичных) материалов; все проекты (независимо от отраслевой принадлежности), которые создают потенциальную угрозу жизни и здоровью персонала.

Категория В. Проекты, характеризующиеся меньшими негативными экологическими эффектами и меньшим воздействием на окружающую среду. Полная ЭО для них не обязательна, но требуется экологический анализ. Примеры проектов: предприятия общего машиностроения; текстильные фабрики; сельские системы водоснабжения и канализации; туризм (включая строительство и эксплуатацию гостиниц); производство конструкционных материалов; линии электропередач; агропромышленные проекты (небольшие); проекты, связанные с модернизацией и приватизацией предприятий и других объектов; проекты в области телекоммуникаций; производство энергии на базе возобновляемых источников; нефте- и газопроводы (небольшие).

Категория С. Проекты, имеющие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, не требующие ЭО. Примеры проектов: предоставление консультативных услуг; техническая помощь; лизинговые и факторинговые услуги.

Согласно процедурам Банка ЭО проводит заявитель. В некоторых случаях на эти цели может выделяться специальная техническая помощь. Проектная документация вместе с ЭО проходит в МБРР экологическую экспертизу.

Для решения глобальных экологических проблем в 1990 г. МБРР создал Глобальный экологический фонд - ГЭФ (Global Environment Facility). ГЭФ стал международным институтом по финансированию Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.).

Глобальный  фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются  средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.

Целями экологической  политики Банка являются:

1) помощь членам МБРР  в определении приоритетов национальных  экологических политик; создание  эффективной институциональной,  правовой, управленческой, информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (экологические проекты по линии технической помощи);

2) инвестиции в проекты  так называемого "двойного  эффекта" т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;

3) сведение к минимуму  негативных экологических эффектов  при осуществлении кредитно-инвестиционных  операций;

4) участие в решении  глобальных экологических проблем  с помощью Глобального экологического фонда.

Программа Глобального экологического фонда, в частности, предусматривает следующие расходы развивающихся стран на период 1993-2000 гг.: защита атмосферы (21 млрд. дол.); охрана земельных ресурсов (50 млрд. дол.); защита лесов (31,2 млрд. дол.); борьба с опустыниванием (8,7 млрд. дол.); сохранение биоразнообразия (3,5 млрд. дол.); защита морской среды (13,1 млрд. дол.); борьба с опасными отходами (4,2 млрд. дол.); ликвидация твердых отходов (23,3 млрд. дол.); обеспечение населения пресной водой (54,8 млрд. дол.).

 

 

5.Россия и МБРР

Официальные затраты  России, связанные с вступлением  в МБРР, составили 33,3 млн. дол. в обратимой  валюте и 299,9 млн. дол. в рублевом эквиваленте, т.е. всего 333,2 млн. дол.

Доля России в кредитах Всемирного банка в Европе и Центральной Азии составляет 35,6%, а в кредитах государствам СНГ - 69,3%. По состоянию на 1996 г. для России вступили в силу соглашения по займам: реабилитационным, непосредственно связанным с коррекцией платежного баланса (1992 г. и 1995 г. по 600 млн. дол.); приватизационному (90 млн. дол.), нефтяному (610 млн. дол.), развитию служб занятости и социальной защиты (70 млн. дол.).

Информация о работе Международный банк реконструкции и развития