Контроль и надзор за банковской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цeлью даннoй курсoвoй рaбoты являeтся анaлиз рeгулирoвания и нaдзора дeятельности бaнков втoрого урoвня.

Содержание

Ввeдeниe…………………………………………………………………………...3
1. Тeoретичeские oснoвы рeгулирoвaния и надзoрa бaнкoвскoй деятeльнoсти………………………………………………………………………5
1.1. Цeли, принципы и зaдaчи гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния и нaдзoра бaнкoвскoй дeятeльнoсти………………………………………………5
1.2. Прaвoвые оснoвы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния бaнкo в втoрoгo уровня………………………………………………………………………….…18
2. Рeгулирoвaниe бaнкoвскoгo сектoрa нa мaкрoурoвнe………………......…26
Заключениe……………………………………………………………………….35
Списoк использoванных истoчников…………………………………….……..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.docx

— 99.85 Кб (Скачать файл)

Кредиты включаются в портфель однородных кредитов с даты их выдачи в сумме, установленной в договоре банковского займа, и не допускается  включение кредитов по остатку долга. Также согласно пункту 39 Правил классификации, не предусматривается вывод отдельных  займов из портфеля в связи с ухудшением их качества.

Портфель однородных кредитов может формироваться отдельно по физическим и юридическим лицам, с разбивкой внутри по соответствующим  признакам однородности.

В соответствии с пунктом 21 Правил классификации критерии, используемые банками при анализе кредитоспособности заемщиков (должников), в том числе  при оценке финансового состояния  заемщика и стоимости предмета залога, а также процедуры принятия и  исполнения решений по созданию провизии (резервов), регламентируются Правилами  классификации, а также внутренними  документами банка, определяющими  кредитную, инвестиционную и учетную  политику и, в том числе, содержащими  требования относительно порядка начисления и приостановления начисления вознаграждения по активам.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса банкам необходимо руководствоваться положениями  МСФО.

Регулирование прав депозиторов  в Республике Казахстан основывается на Законе РК "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан" от 12 января 2007 года № 222-III. Данный Закон  направлен на защиту прав депозиторов - физических лиц и определяет правовые основы функционирования системы обязательного  гарантирования депозитов, размещенных  в банках второго уровня Республики Казахстан, порядок создания и деятельности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участия  банков второго уровня в системе  обязательного гарантирования депозитов, а также иные вопросы взаимоотношений  участников системы.

Целью системы обязательного  гарантирования депозитов является обеспечение стабильности финансовой системы, в том числе поддержание  доверия к банковской системе  путем выплаты гарантийного возмещения депозиторам в случае принудительной ликвидации банка-участника.

Основными принципами системы  обязательного гарантирования депозитов  являются:

1) обязательность участия  банков, осуществляющих прием депозитов,  открытие и ведение банковских  счетов физических лиц, в системе  обязательного гарантирования депозитов

2) обеспечение прозрачности  системы обязательного гарантирования депозитов

3) снижение рисков, связанных  с функционированием системы  обязательного гарантирования депозитов

4) накопительный характер  формирования специального резерва,  предназначенного для выплаты гарантийного возмещения

Депозиторы в основном самостоятельно несут все риски, связанные с вложением денег  в банк, за исключением только гарантируемой  АО "Казахстанский фонд гарантирования депозитов" (далее – Фонд) суммы  остатка по депозиту без начисленного вознаграждения не более максимальной суммы гарантируемого возмещения – 700 000 тыс. тенге.

Согласно Закону Республики Казахстан "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан" с января 2007 года не предусмотрено  право Фонда устанавливать максимальный размера ставок вознаграждения по вкладам (депозитам) физических лиц, что в  целом соответствует современной  международной практике.

Банки получили возможность  привлекать депозиты по самостоятельно устанавливаемым ставкам вознаграждения, без соблюдения ограничения их предельного  максимального размера, ранее определяемого  Фондом. Таким образом, в настоящее  время полностью отсутствуют  квази–регулирующие меры, обеспечивавшие приемлемый "потолок" ставок для  привлечения депозитов физических лиц.

В условиях жесткой конкуренции  некоторые банки проводят агрессивную  политику, в том числе путем  установления ставок вознаграждения по депозитам и кредитам выше среднерыночных, кредитования без требования подтверждения  платежеспособности заемщика, предложения  различных призов и других необычных  бонусов клиентам.

Подобная политика банка  должна вызывать как минимум осторожность и внимательное изучение его показателей  на предмет наличия скрытых проблем  с ликвидностью и возможной неплатежеспособности банков.

В частности, повышенный доход  по вкладам устанавливается банком – к примеру, для привлечения  средств под высокодоходные инвестиционные проекты, продвижения новых продуктов, увеличения доли в розничном секторе  или освоения новых региональных рынков. Однако, высокие ставки по депозитам могут служить признаком рисковой политики банка.

Так, рост массы накоплений влечет увеличение ссудного портфеля банка. Стремясь завоевать нишу либо увеличить свою долю на новых, быстроразвивающихся  рынках, таких как потребительское  кредитование, ипотека, овердрафт по кредитным карточкам, кредитование субъектов малого предпринимательства  и т.д., банки зачастую кредитуют  компании и физических лиц, не имеющих  кредитной истории, без подтверждения  их доходов и наличия залогового обеспечения.

Деятельность банков второго  уровня как участников платежной  системы - банков второго уровня - регулируется Законом "О платежах и переводах  денег" от 29 июня 1998 г. Постановлением Правления Национального банка  РК от 25 апреля 2000 г., который определяет виды и порядок оформления и использования  платежных документов, а также  права, обязанности и ответственность  участников платежей и переводов  денег. В целях регулирования выпуска и обращения чеков, векселей, платежных карточек, использования документарных аккредитивов, порядка прямого дебетования банковского счета и осуществления платежей без открытия банковского счета были разработаны соответствующие нормативно-правовые акты Национального Банка РК.

Для урегулирования отношений, связанных с предоставлением  услуг Казахстанским Центром  Межбанковских Расчетов (КЦМР) по безналичным  переводам денежных средств, постановлением Правления Национального банка  РК №242 от 21 ноября 1998 г. были разработаны  и утверждены "Правила переводов  денег в межбанковской системе  переводов денег" и "Правила  осуществления клиринга в Республике Казахстан", утвержденные постановлением Правления Национального банка  РК 16 июня 2000 г. №273.

Таким образом, государственное  регулирование и надзор за банковской деятельностью направлено на повышение  стабильности банковской системы Республики Казахстан и создание условий  по недопущению нарушений прав и  законных интересов потребителей банковских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Регулирование банковского сектора на макроуровне

Банковский сектор в Республике Казахстан функционирует на принципах  рынка. Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковских секторов в 2000-2007 годах, свидетельствует  о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами  увеличиваются активы и капиталы кредитных организаций, расширяются  их ресурсные базы, особенно за счет внешнего заимствования. Рост доверия  к банкам со стороны кредиторов и  вкладчиков является одним из наиболее важных признаков банковского сектора  в этот период. Сохраняется устойчивая тенденция кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций, качество их кредитных портфелей  остается, в основном, удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц.

Казахстанские банки показывают высокие темпы роста. Активно  происходят качественные изменения  в развитии банковской системы. Кредитные  организации стремятся к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т. д.), различные виды кредитования (потребительские, ипотечные и др.).

Базовым условием успешного  развития банковского сектора является проведение государством взвешенной, последовательной политики в этой сфере. Политика государства в отношении  банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного  начала деятельности кредитных организаций  и на использовании преимущественно  косвенных, то есть экономических методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковские секторы осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов.

Надзорная практика учитывает  различные этапы жизненного цикла  банка лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая их как элементы единой системы. Для  реализации поставленных целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация должна позволять  выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи  возможно более широкое внедрение  нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга. Совершенствование  надзорной практики должно опираться  на соответствующие структурные  преобразования, модернизацию методов  деятельности, максимальную координацию  усилий всех подразделений надзорного блока. Воздействие на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой) характер.

Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов, выбор  которых зависит от объекта и  цели регулирования, а также от степени  зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику  в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.

Национальному Банку Республики Казахстан принадлежит главная  роль в функционировании банковской системы и государства в целом, поскольку именно он способствует достижению макроэкономической стабилизации государства.

На деятельность банковской системы Казахстана Национальный Банк оказывает непосредственное влияние  посредством денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить  на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Национальный Банк, таким  образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень  занятости населения.

Основные инструменты  денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемые центральными банками, являются:

- установление минимальных резервных требований

- регулирование официальной учетной ставки

- рефинансирование коммерческих банков

- операции на открытом  рынке

Установление минимальных  резервных требований - один из старейших  и наиболее применяемых центральном  банком инструментов денежно-кредитного регулирования. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке страны, выступающая обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам. Минимальные резервы устанавливаются в законодательном порядке как процент от общей суммы вкладов. Базой политики обязательных резервов служит банковский мультипликатор. Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.

Эти резервы имеют двойное  назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности  у коммерческих банков, во-вторых, они  являются инструментами для регулирования  денежной массы и кредитоспособности банков. Посредством изменения нормы  минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень  ликвидности коммерческих банков. В  результате повышения нормы обязательных резервных требований уменьшаются  суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков. В последнее время политика установления минимальных резервных  требований как эффективный инструмент денежно-кредитной политики заметно  утратила свое значение.

Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит  право Национально Банка предоставлять  ссуды тем коммерческим банкам, которые  обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств  нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства Национальный Банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это "цена" дополнительных резервов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк имеет право  изменять ее, регулируя тем самым  предложение денег в стране [2, c.361].

Информация о работе Контроль и надзор за банковской деятельностью