История развития бизнеса в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:21, лекция

Краткое описание

Вся история человечества, а также современное состояние экономики так или иначе связаны с бизнесом. Существуют различные теоретические толкования определения бизнес. Условно их можно разделить на три основные концепции: позитивная, практическая(критическая) и прагматическая.
-Критическа

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_razvitia_biznesa_v_Rossii_i_za_rubezhom.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

История развития бизнеса  в России и за рубежом.

Теоретические основы истории  бизнеса.

1.Современные концепции  бизнеса

2.Становление и развитие  истории бизнеса как научной  дисциплины

3.Предпринимательский бизнес: сущность и содержание понятия

Бизнес: риск, прибыль, конкуренция, планирование, инновации, маркетинг

1.Вся история человечества, а также современное состояние  экономики так или иначе связаны с бизнесом. Существуют различные теоретические толкования определения бизнес.  Условно их можно разделить на три основные концепции: позитивная, практическая(критическая) и прагматическая.

-Критическая

Из того, что понятие  бизнес объединяет совокупность действий различных субъектов отношений, преследующих цели обогащения за счет др. субъектов. В основе данной концепции лежат принципиальные положения:

-бизнес рассматривается  как явление, характерное только  для рын. Экономики

-концепция определяет  данное явление как одну из  многих разновидностей человеческой  деятельности

-из сферы бизнеса исключается  наемный труд, любые виды творческой  деятельности, здравоохранение, образование.  Критерием разграничения бизнеса  и не бизнеса выступает извлечение  прибыли и связанные с этим  корыстные мотивы в действиях  людей.

-бизнес нацелен на навязывание  частью людей своих корыстных  интересов остальным людям

-бизнес всегда нацелен  на извлечение прибыли любыми  путем

-бизнес – противоречивое  явление, способное порождать  конфликты в обществе

-Б.- нежелательный компонент  в жизни людей, причина криминогенных  явлений

-Б. – исторически проходящее  явление, которое в перспективе  должно уступить место другим, непротиворечивым и бескорыстным  формам экономики.

-Позитивная

Оценивает бизнес как общественно-полезную деятельность людей и отлич. осущ.  В порядке инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для др. людей. Данная концепция популярна в среде преподавателей америк. университетов. Сотрудники университета в штате Техас, в частности шт. Иллинойс, дают определение:

Бизнес – система ведения  дела, создания продуктов, нужных людям, работа, центр. магистраль в нашей  соц.-эконом. системе.

Концепция абсолютизирует полож. стороны современного бизнеса

-Прагматическая 

Под прагматизмом понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный характер.

Бизнес рассматривается  как явление неизбежное.

3 теоретических основания концепции:

-непротиворечивое определение  самого термина «бизнес»: важно подчеркнуть, что слово бизнес, вошедшее в русский язык из английского, имеет абсолютно однозначное толкование, синоним слову «дело»

-положение о необходимости  постоянного преодоления людьми  естественной ограниченности материальных  и нематериальных благ.

-представление о бизнесе  как об обязательном компоненте  деятельности людей вне зависимости  от предмета данной деятельности. Поэтому в качестве субъектов  бизнеса выступают предприниматели,  органы гос. и муницип. власти, потребители, работники по найму, международные организации и их сотрудники.

2.История бизнеса как  научная дисциплина имеет корни  с эк. историей. История становления  бизнеса прошла несколько этапов: 20-е гг XX в. и 1-ая половина 50-х гг XX в. Первый этап связан с США, которые стали лидером в истории становления бизнеса . В 1926 г появился первый специализированный журнал «Business history», на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, коммерческим и производственным аспектам деятельности бизнесменов. В 1924 Грос возглавил 1-ую кафедру истории бизнеса в Гарвардском университете, которая способствовала рождению гарвардской школы.

Второй этап: завершение периода  становления истории бизнеса, гл. характерной чертой которого является описательность. Возникла необходимость  путем разработки новых теорий преодолеть эту описательность. В 1958 г по инициативе преп. Ливерпульского университета Ф, Хайда стал издаваться «Business history». В 1959 г были организованы лекционные курсы и в том же году была опубликована работа Э. Пэнроуз «Теория роста фирмы», в которой она обозн.  3 важных обл., необходимые для изучения истории бизнеса:

-стратегический менеджмент (50-60-е гг)

-организационное поведение

-технологические изменения

В 1966 г. профессор  университета Глазго П.Л.Пэйн потребовал от своих коллег, чтобы они отказались от представления о том, что теория предпринимательства ориентирована на изучение, прежде всего, отдельного предприятия. Он предложил рассматривать данную дисциплину как часть экономической истории, которая в качестве источников привлекает делопроизводственную документацию компаний и берет предпринимателя и фирму за отправную точку исследования.

Третий этап приходится на 70-80-е гг XX в. В 1977 году британский историк Сапл провел границу между двумя дисциплинами и дал следующее определение истории бизнеса: «систематическое историческое исследование делового поведения бизнес-структур и их политики, а также вытекающих из этого последствий для экономики и страны в целом. Однако с Саплом согласились не все специалисты, они сохранили скептический взгляд на развитие истории бизнеса. В 1977 г в США была опубликована монография Чандлера. Историк созд. теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации. Он помог познать предприним. деятельность в эпоху свободной конкуренции, открыл новые направления для исследования и заявил об эволюции предпринимательства.

Четвертый этап связан с образованием научно-исследовательских  центров при университетах: Глазго, в Брюсселе, в Германии, Голландии, Италии.

Пятый этап ( с конца 20 в по настоящее вр.).История развития бизнеса испытала сильное влияние со стороны социальной истории. В частности в Германии были сильны такие настроения. Кроме того на этом этапе было высказано мнение, что историю бизнеса следует делить на …. прошлого на микро- и микроуровнях. Сегодня понятие бизнеса трактуется весьма широко:

-исследование истории  отдельных фирм

-история промышл. секторов

-биографии предпринимателей

-история социальных  институтов

Кроме того, история  бизнеса тесно связана с теорией  менеджмента, социологией, экономикой. Несмотря на взаимодействие с др. отраслями  научного знания, история бизнеса  давно признана самостоятельной  научной дисциплиной.

3.Важно отметить, что отождествление бизнеса и предпринимательства не опирается на серьезные научные основания. Явление бизнеса шире, чем предпринимательская деятельность. При этом предпринимательский бизнес выступает одним из видов деловой деятельности.

В качестве изуч. термина предприниматель употребляется в работах Р. Кантильона,  предприниматель у него – это посредник. А. Смит понимал под предпринимателем собственника предприятия, который своей целью видит получение дохода. Жан Батист Сэй французский экономист считал, что функцией предпринимательства является соединение, комбинация факторов производства (Т,З, К,П). А. Маршалл (1842-1924) уделял большое внимание организаторской функции предпринимателя и считал, что не каждый может стать предпринимателем, для этого нужны предпринимательские способности. Й. Шумпетером, считавшим, что предпринимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц, но можно так будет назвать только тогда, когда он будет внедрять в обращение не использов. ранее приемы деловой деятельности.

Вывод: предпринимательская  деятельность – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который  владея, пользуясь и распоряжаясь полностью или частично благами  самостоятельно или с привлечением наемного труда предпринимает усилия по созданию и сбыту продукции, оказанию услуг и выполнению работы.

Становление и развитие современной системы бизнеса.

1.Предпосылки становления  современной системы бизнеса  (ССБ).

2.Характеристика  ССБ

3.Формирование национальных  систем мирового бизнеса.

1.Современное цивилизованное  предпринимательство появилось  благодаря явлению, которое получило  название  первоначальное накопление  капитала (ПНК). В истории бизнеса  важную роль сыграло прежде всего массовое ПНК, которое происходило, а в некоторых странах происходит и сейчас в период массового выхода предпринимательства на старт делового бизнеса. Обратимся к периоду разложения феодального общества и переходу к рыночной экономике. В этот период возникли разнообразные формы накопления, кот. делятся на 3 группы:

-легальные (создание  мануфактур с использ. феодальных методов прикрепления работников к средствам произ-ва, перепрофилирование землепользования, сопровождающееся сгоном крестьян с земли; накопление капитала в рез-те ростовщичества и спекуляции; включая навязывание гос. чиновниками невыгодных условий кредитования и коммерции; покровительственная таможенная политика гос-ва; раздача гос. служащими и отдельными предпринимателями эксклюзивных прав и монополий на ведение деловой деятельности, накопление капиталов на гос. уровне с использованием навязываемых обществу гос. займов)

-полулегальные (осущ. гос. служащими и предпринимателями коммерч. махинаций с использованием противоречий законодательства, участие гос. служащих в учреждении новых компаний,  созданных в форме АО или иначе; коррупция, взяточничество, вымогательство как форма участия гос. служащих в регулировании предприним. деят-ти; колониальные ограбления зависимых народов, купля=продажа рабов, колониальная торговля)

-нелегальные (убийство, грабежи, прочие тяжкие уголовно  наказуемые преступления)

Национальные особенности  ПНК.

Биржевая торговля в Лондоне заключ. в срочных сделках и в уплате разницы между договорной ценой и биржевой в день сделки. Спекуляция выросла после учреждения южноокеанской биржевой кампании в 1913 году и закончилась кризисом в 20-х гг. Эта кампания получила исключительное право торговли с Юж. Америкой и право собственности на все земли. Чтобы компенсировать безвозмездно переданные казне  деньги, компании пришлось заняться спекуляцией, поднимая курс акций выше их номинала в 100 ф.-стерлингов. Курс возрос со 100 до 300-400 фунтов, затем поднялся на 1000 %. Однако речь шла не только у курсовой разнице. Жажда наживы охватила все население. Из-за этого появились другие акционерные компании с участием аристократии. Эти компании назвали «мыльные пузыри». Все закончилось всеобщей паникой и борьбой южноокеанской компании с мыльными пузырями. Итогом спекуляции стало создание в Лондоне фондовой биржи и оформление акций как норм. объекта биржевых операций. Источником ПНК стала работорговля , пиратство, контрабандная колониальная торговля.

Накопление капитала осуществлялось в сфере кредита  и торговли, осн. источником стало ростовщичество, которое увеличило количество людей, живших на доходы с ценных бумаг. Источником капитала стала и спекуляция.

Напр. деятельность компании «Миссисипи»: в 1716 г казна  Франции имела огромные долги. Для  их оплаты Филипп Второй привлек к  услугам шотландского картежника и  финансового гения Д. Лоу. Был основан королевский банк, которые выпустил бум.-долговые расписки. Их можно было поменять на золото. Была основана компания Миссисипи.

Для Франции характерно поступательно развитие.

Формирование ССБ.

ССБ имеет следующие  характеристики:

-была сформирована  в рыночной экономике (они неразделимы)

-совр. бизнес имеет устойчивый характер, его устойчивость обеспечивается благодаря пост. воспр-ю деловых отношений. Этому способствует взаимная польза предпринимателей антимонопольной политике стран с развитой рыночной экономикой и политикой всего европ. общества.

-совр. деловые отношения представляют собой не статичное, а динамичное явление. Развитие предпринимат. бизнеса – постоянный процесс, в ходе которого отношения усложняются, обогащаются, совершенствуются и приобретают новые формы проявления. Этому способствуют и современная система бизнес-образования, ставшая самостоятельной.

- ССБ охватывает  всю совокупность отношений между  людьми и связанные с ними  общественные интересы субъектов  бизнеса, включая и конфликты  интересов бизнеса, поэтому ССБ  – социальное явление.

-деловые отношения  опираются не только на эк. основы общества, но и на совокупность  национальных и международных  правовых норм.

Совр. бизнес прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой принято называть цивилизованным. Под этим обычно понимается целостность системы бизнеса, внутри которой противостояние субъектов бизнеса не приводят к катастрофическим повреждениям всей системы.

Бизнес не является однородным в различных странах. Современные деловые отношения  дифференцируются в различных странах  по степени развития, уровню зрелости, историческим, социальным и иным признакам. Данные различия обусловлены причинами объективного и субъективного характера. Объективные: уровень развития нац. экономики гос-ва, степень зрелости общественных отношений, особенности становления национальной системы бизнеса.

В каждой стране становление  нац. системы бизнеса и последующий  выход ее на международный уровень  происходил в разное время. В англии становление системы рыночного предпринимательства следует вести от огорож. земель в 17 веке, а затем от реформ Оливера Кромвеля. Основоположником рын. предпринимательства во Франции следует признать Наполеона Бонапарта, знаменитого не только наполеоновскими войнами,  но и классическим законодательным актом Гражданского кодекса (21 марта 1804). В нем были закреплены деловой суверенитет предпринимателей, зафиксированы их права, а также их ответственность перед обществом и гражданами.  Становление современной системы бизнеса в Германии при Отто Бисмарке в 19 веке. Становление сист. бизнеса в Италии было при Викторе Эммануиле во второй половине 19 века.Страны, ставшие на путь рын. экономики во второй половине 20 века формированием своих национальных систем бизнеса обязаны людям в погонах.В данном случае следует упомянуть ориент. диктатора Жуана Перрона, чилийского А. Пиночета, корейского Ро Де У. Т.о., макроэк. стартовые условия предпринимательского бизнеса сформировались в странах по-разному.Объект причины неоднородности национальной системы бизнеса сохраняет свое значение и по сей день. В качестве субъективных причин неоднородности выступают: гос. политика в области бизнеса, которая оказывает определенное воздействие на практику установления и применения правовых норм и правил, на содерж. прав и ответственности предпринимателей, а также на границе их  коридоров независимости и на их делового суверенитета.

Информация о работе История развития бизнеса в России и за рубежом