Затратный подход к оценке стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе и раскрытии одного из подходов (методов) по оценке стоимости предприятия (бизнеса).
Для достижения цели автор решает в работе определённые задачи :
- Определить и исследовать общетеоретические положения по оценке стоимости предприятия ( бизнеса)
- проанализировать и на практике исследовать методологию ценки стоимости предприятия ( бизнеса )
Объект работы – оценка стоимости предприятия

Содержание

Введение..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. общетеоретические положения по оценке стоимости предприятия (БИЗНЕСА)...........................................5
1.1. Предприятие как объект купли-продажи.................................................5
1.2. Необходимость оценки предприятия.......................................................7
1.3. Принципы оценки предприятия...............................................................10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)....................................................................17
2.1.Основные методы оценки.....................................................................17
2.2. Применение на практике методов оценки предприятия ( бизнеса)......20
Заключение........................................................................................................30
Список литературы...........................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 97.54 Кб (Скачать файл)

Затратный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. общетеоретические положения по оценке  стоимости предприятия (БИЗНЕСА)...........................................5

1.1. Предприятие как объект купли-продажи.................................................5

1.2. Необходимость оценки предприятия.......................................................7

1.3. Принципы оценки предприятия...............................................................10

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)....................................................................17

2.1.Основные  методы оценки.....................................................................17

2.2. Применение  на практике методов оценки  предприятия ( бизнеса)......20

Заключение........................................................................................................30

Список литературы...........................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Формирующаяся стремительными темпами рыночная экономика Россия требует развития такой важной сферы, как оценка. Необходимость в определении действительной стоимости предприятий обусловлена теми возможностями, которые открываются перед предпринимателями, и теми хозяйственными ситуациями, с которыми они объективно сталкиваются при осуществлении своей деятельности. Так, например, без оценки бизнеса сегодня просто немыслимыми становятся купля-продажа предприятия, их аренда, разрешение имущественных споров, операции залога, определение стоимости пакетов акций, слияние, банкротство предприятий и т.п. При этом в каждой конкретной ситуации следует определять свой особый вид стоимости, например для купли-продажи предприятия определяется рыночная стоимость, в случае банкротства – ликвидационная, при страховании – стоимость замещения и т.п.

В то же время методология оценки предприятий (бизнеса), применяемая в России, например, относительно государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов, что не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка. Балансовая стоимость, хотя бы и скорректированная, зачастую весьма далека от реальности. Не последнюю роль в этом сыграли и ежегодно проводимые в соответствии с Постановлениями правительства переоценки основных фондов, слабо коррелирующие с фактической динамикой цен, и отсутствие реальной оценочной стоимости земли в балансах большинства предприятий, а также многие другие факторы.

В зарубежной практике накоплен значительный опыт оценки стоимости предприятий (бизнеса) в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации. Он включает в себя множество методик, объединенных в три принципиально различных подхода : затратный (или имущественный), сравнительный (или рыночный) и доходный. При этом имущественный подход основан на определении рыночной стоимости совокупности активов предприятия, уменьшенной на стоимость его обязательств. Рыночный – базируется на сравнении оцениваемого предприятия с другими аналогичными предприятиями, стоимость которых уже определена рынком. Основное для применения доходного подхода – это определение настоящей стоимости всех будущих выгод, которые предположительно может генерировать оцениваемая собственность.

В настоящее время объективно существуют трудности применения доходного и рыночного подходов к оценке. Одна из причин – узость рынка купли-продажи компаний и пакетов их акций, закрытость информации. После августовского экономического кризиса в России эта ситуация еще более усугубилась вследствие замораживания деятельности ряда отечественных компаний. Кроме того, существуют и объективные трудности, связанные с достоверностью прогнозов развития компаний, с определением всех тех выгод, которые они способны генерировать в будущем. Также зачастую весьма проблематично правильно оценить риск инвестиций в то или иное предприятие, на основе которого должна определяться соответствующая ставка дисконтирования.

В этой связи имущественный подход становится одним из наиболее доступных с информационной точки зрения. Кроме того, он более традиционен для отечественных экономистов, что также повышает его адаптационную способность к условиям существующей в настоящее время в России всё ещё переходной рыночной экономики.

Цель работы состоит в анализе и раскрытии одного из подходов (методов) по оценке стоимости предприятия (бизнеса).

Для достижения цели автор решает в работе определённые задачи :

- Определить  и исследовать общетеоретические  положения по оценке стоимости  предприятия ( бизнеса)

- проанализировать  и на практике исследовать  методологию ценки стоимости предприятия ( бизнеса )

Объект работы – оценка стоимости предприятия

Предмет исследования в работе - конкретно затратный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

        Объект и предмет работы, непосредственно связаны с сущностью темы и экономическими отношениями, возникающими в процессе различного рода деятельности.

Таким образом, изучение методов или подходов определения стоимости предприятия (бизнеса), основанных на оценке активов предприятий, и конкретно – затратного подхода, представляются и сегодня весьма актуальными. Особенно если учитывать, что работ по теоретическому анализу, обобщению и даже описанию методик или подходов затратного (имущественного) подхода к оценке предприятий не так уж и много.

 

 

ГЛАВА 1. общетеоретические положения по оценке  стоимости предприятия (БИЗНЕСА)

1.1. Предприятие как объект купли-продажи

 

На современном этапе развития рыночных отношений можно говорить и о значительном развитии в России института частной собственности. Действительно, за годы после 1991 г. было образовано достаточно большее число предприятий негосударственной формы собственности. Одновременно многие бывшие государственные предприятия были приватизированы и сегодня имеют организационно-правовой статус акционерных обществ. В связи с этим можно говорить о том, что предприятие, а точнее капитал предприятия как собственность, становится объектом купли-продажи и приобретает некоторые  черты товара. В самом деле, каждый желающий при соответствующих возможностях может приобрести пакет акции предприятия, стать его собственником. В дальнейшем как собственник он может свободно распоряжаться своей собственностью, в частности продать, заложить, застраховать, сдать в аренду и т.п. [7. с8].

Какими же свойствами обладает собственный капитал предприятия, как объект купли-продажи? Как и всякий товар, предприятие должно обладать стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость предприятия определяется затратами труда на его создание. Затраты труда на создание предприятия с аналогичной полезностью при средних общественных условиях определяют его стоимость.

Основа полезно ли предприятия, которая определяет его потребительную стоимость, – способность воспроизводить, возможность формировать иную конкретную экономическую систему, способность создавать товар, имеющий своего потребителя, качественно совершенствовать свою деятельность и приносить доход. Полезность предприятия для покупателя определяется всей совокупностью его свойств – качественных, количественных, временных, пространственных. Однако все полезные свойства предприятия фокусируются в конечном свойстве – способности приносить определенный доход и перспективе его положительно направленной динамики.

Таким образом, предприятие действительно обладает притоками товара, который имеет свою стоимость, выражаемую издержками на его воспроизводство и формирующую цену предложения предприятия, и имеет потребительную стоимость, поскольку может удовлетворять потребности собственника в будущих прибылях. Потребительная стоимость обусловлена полезностью предприятия и отражает стоимость спроса на него.

Вместе с тем предприятие – это товар особого рода, характеризующийся определенными специфическими особенностями, среди которых можно выделить следующие[11. с.23]:

1) предприятие – это инвестиционный товар, т.е. товар, отдача от вложения средств в который происходит через определенный временной период и связана с известной долей риска. Следовательно затраты и отдача разъединены по времени;

2) предприятие является системой, но продаваться может как целиком, так и по отдельным элементам или определенным совокупностям элементов;

3) потребность в этом товаре, а значит и спрос на него, зависят от процессов, которые происходят и во внешней среде, и внутри самой системы, самого товара, т.е. внутренние изменения, происходящие на предприятии, могут изменить его потребительские качества;

4) предприятие может быть объектом купли-продажи при определенных законодательно установленных соответствующими государственными органами условиях, при наличии отлаженного механизма процессов купли-продажи предприятий, а также при  непосредственном участии государственных структур в формировании цен на предприятия, в их оценке.

 

1.2. Необходимость оценки предприятия

 

В условиях перехода к рыночной экономике оценка предприятия приобретает особенно важное значение. Во-первых, следует отметить, что на современном этапе большое значение для выхода экономики России из сегодняшнего кризиса принадлежит механизму банкротства и санации предприятий. Использование этого механизма невозможно без реальной оценки стоимости подпадающего под соответствующую юридическую процедуру предприятия. Кредиторы должны точно знать, на что они могут рассчитывать в случае ликвидации обанкротившейся структуры. В случае санации предприятия антикризисному управляющему необходимо иметь представление, каким имуществом он управляет, и какими возможностями по привлечению дополнительных финансовых ресурсов он располагает. Можно даже утверждать, что в известной мере оценка бизнеса позволяет улучшить управление на предприятии. Ведь определяя рыночную стоимость хозяйственной единицы, можно способствовать ее трансформации и, соответственно, подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке[4. с.203].

Процесс оценки является основанием для выработки стратегии предприятия. Он выявляет альтернативные подходы к управлению предприятием и позволяет определить, какой из них обеспечит собственнику максимальную рыночную цену, что в условиях рынка весьма важно.

Необходимость в оценке может возникнуть и при выборе направлений инвестирования средств. Оценка предприятий позволяет ответить на вопрос: инвестиции в какой бизнес принесут наибольшую отдачу? Для ответа в данном случае необходимо сопоставить затраты, связанные с приобретением предприятия, и текущую стоимость всех будущих выгод, которые потенциально это предприятие может генерировать.

Необходимость оценки бизнеса возникает и при заключении сделок купли-продажи, как целого предприятия, так и его чашей в отдельности. Такая необходимость появляется, как правило, либо при разрешении конфликтов между партнерами-совладельцами собственности, либо если кто-то из партнеров действительно решает продать часть принадлежавшего ему предприятия, либо в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств, например смерти одного из соучредителей, когда возникает необходимость определить стоимость его доли.

Поскольку в России достаточно активно идет процесс развития рынка ценных бумаг, то определение стоимости пакетов акций становится одной из важнейших задач стоящих перед оценкой бизнеса.

Развитие залогового кредитования в России объективно требует расширения круга объектов, подлежащих передаче в залог. В этом смысле успешно работающее предприятие может явиться надежным залогом для банка. Однако только реальная оценка стоимости заложенного предприятия может способствовать снижению банковского риска. Кроме того, величина стоимости активов предприятия по бухгалтерской отчетности может существенно отличаться от реальной стоимости этих активов на рынке. Поэтому даже в случае предоставления в залог части имущества хозяйственной единицы оценка бизнеса (в данном случае активов) необходима[8. с.73].

Повышение риска, характерное для экономики рыночного типа, ведет к развитию страхования, которое в свою очередь, также базируется на реальной оценке бизнеса для определения стоимости возможных потерь.

Потребность в оценке предприятий для целей налогообложения объективно возникает благодаря появлению новых взаимоотношений между хозяйственным субъектом и государством, вызванных переходом экономики на рыночные рельсы.

Итак, оценка бизнеса предприятий дает практически полное представление о его стоимости, позволяет, исходя из перспектив, судить о том, как предприятие будет развиваться.

И, наконец, с помощью оценки можно отслеживать некоторые макроэкономические процессы и определять финансово-экономическую конъюнктуру рынка.

Таким образом, все вышеуказанные причины являются основными для проведения оценки стоимости предприятия. Кроме того, в качестве таких причин можно привести и другие, например аренда, переоценка основных фондов, слияния и поглощения предприятий, выделение или переуступка долей в уставном капитале и др. (рис. 1). Следует отметить, что в зарубежной литературе наряду с основными, приводятся и более конкретные ситуации, при которых возникает необходимость в оценке бизнеса. Например, расторжение брака, если супруги совместно владели компанией, определение реальной прибыли на инвестиции, программы участия работников в прибыли предприятия и др. Вообще причины, по которым следует оценивать предприятия, могут быть весьма разнообразными и не исчерпываются вышеуказанными направлениями. Главное, необходимо учитывать, что каждая из причин определяет собой цель оценки предприятия, которая в свою очередь, диктует, выбор того или иного вида стоимости.

Информация о работе Затратный подход к оценке стоимости предприятия