Государственное регулирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:18, автореферат

Краткое описание

Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.
Особую актуальность проблема предоставления образовательных услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка образовательных услуг высшей.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

СЕМЕНЯК Олеся Владимировна

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 

 

 

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(2.1 – теория управления экономическими системами)

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

Саратов – 2007

 

Диссертация выполнена

в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального  образования

«Московский государственный  университет сервиса»

 

Научный руководитель

доктор экономических  наук, профессор

ВЕСЕЛОВСКИЙ Михаил Яковлевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических  наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

НИКУЛИН Леонид Федорович;

кандидат экономических  наук, доцент

ГОНЧАРОВА Людмила Ивановна

Ведущая организация

Всероссийский заочный 

финансово-экономический  институт


 

 

Защита состоится 26 мая 2007 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета К 502.005.01 в ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» по адресу:

410031, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25, корп. 1, ауд. 336.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина».

 

Сведения о защите и текст  автореферата диссертации размещены на сайте ПАГС (www.pags.ru).

 

Автореферат разослан «25» апреля 2007 года.

 


 

Ученый секретарь 

диссертационного совета             А.Н. Романцов

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования. Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.

Во-первых, возрастает роль знаний в общественном воспроизводстве в связи с внедрением информационных технологий в рыночное хозяйство. Знание рассматривается как важнейший фактор, определяющий формирование нового качества экономики, основанной на знаниях и трансформации общества по пути научно-технического прогресса и роста национального богатства.

Во-вторых, востребованность образовательных услуг, предоставляемых высшей школой, неуклонно возрастает – свидетельство того, что наличие высшего образования у работника является важнейшей компонентой его конкурентоспособности в условиях глобализации социально-экономических процессов.

В-третьих, образование  в целом, а высшее образование  в особенности, становится решающим фактором обеспечения как национальной безопасности, так и национального престижа страны в условиях «открытости» экономики для международного сотрудничества.

В-четвертых, образование  в современных условиях социально  ответственно за формирование и реализацию как национальной, так и международной политики, направленной на созидание и сохранение общемировых ценностей, наращивание экономического потенциала страны для сохранения экономической стабильности в условиях глобальных вызовов человечеству и мировых катаклизмов.

В-пятых, анализ спроса и  предложения на рынке образовательных услуг, предоставляемых высшей школой, свидетельствует о необходимости совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг как экономической системы в целом и, в частности, важнейшей его составляющей – подсистемы рынка образовательных услуг высшей школы.

Особую актуальность проблема предоставления образовательных  услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.

Актуальность и неразработанность проблемы становления, развития и государственного регулирования рынка образовательных услуг в части предоставления образовательных услуг высшей школой как экономической системой обусловило выбор темы исследования.

Степень разработанности  темы исследования. Проблемы формирования и развития рынка образовательных услуг занимают существенное место в работах ведущих зарубежных ученых. В исследованиях П. Скотта, Дж. Юрри, Г. Беккера, Д. Белла, М. Боумена, Э. Дэнисона, А. Крюгера, Р. Мэрриса, И. Масуда, А. Тоффлера, Д. Уилера, Д. Хикса, Т. Шульца анализируются особенности формирования спроса и предложения на рынке образовательных услуг, рассматривается специфика коммерциализации социальной сферы в целом и, в частности, образования, выявляются источники финансирования производства образовательных услуг и осуществляется анализ социально-экономической эффективности образования.

Важный вклад в исследование рынка образовательных услуг, проблем  социально-экономической эффективности и соотношения объема предоставляемых платных и бесплатных образовательных услуг в российской экономике, а также проблем финансирования и налогообложения образовательных услуг внесли работы отечественных ученых А.А. Воронина, Л.С. Гребнева, С.А. Дятлова, А.П. Ефремова, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, В.М. Зуева, В.И. Капелюшникова, С.Л. Костаняна, К.К. Колина, М.А. Лукашенко. В трудах А.Н. Сосновской, Л.И. Якобсона, О.В. Малиновской, В.И. Моргунова, Н.Ю. Егоровой рассматриваются вопросы ценообразования на рынке образовательных услуг, сопоставления выгод и затрат для производства и потребления образовательных услуг, определения цены подготовки специалистов в условиях рыночной экономики.

Решению проблем о месте образования в системе социальных институтов современного общества, его роли в процессе воспроизводства современного работника посвящены исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича, Ю.В. Яковца, В.Н. Турченко, В.И. Марцинкевича, В.С. Собкина, П.С. Писарского, Б.Л. Вульфсона, А.Я. Савельева, В.П. Щетинина, Б.С. Рябушкина, М.И. Скаржинского, В.В. Чекмарева. Весомый вклад в развитие менеджмента, маркетинга и экономики образования внесли работы В.П. Борисенкова, В.Г. Костомарова, Б.П. Мартиросяна, А.Б. Вифлеемского, А.П. Егоршина, В.А. Кожина, В.А. Кручинина, В.И. Кучеренко и других авторов.

Вместе с тем многие проблемы развития рынка образовательных  услуг, в особенности образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, вопросы усложнения структуры образовательных услуг в условиях коммерциализации высшего образования и интеграционных процессов в системе высшего образования под воздействием процессов глобализации, появления новых сегментов рынка образовательных услуг в ходе формирования мирового образовательного пространства и вхождения российской высшей школы в Болонский процесс не нашли отражения в отечественной экономической литературе.

Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по повышению эффективности организационно-экономического механизма государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы.

В соответствии с поставленной целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

– определена специфика образовательной услуги высшей школы;

– раскрыта сущность рынка образовательных услуг высшей школы как экономической системы;

– выявлены особенности спроса и предложения на рынке образовательных услуг высшей школы и разработаны экономико-математические модели;

– рассмотрены взаимосвязь и взаимозависимость рынка образовательных услуг высшей школой с рынком труда;

– выявлены основные методы и обоснованы главные направления совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы Российской Федерации;

– обусловлено влияние процессов глобализации на развитие высшей школы и рынка образовательных услуг в России в условиях выхода на мировой рынок образовательных услуг.

Объектом исследования является механизм государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы.

Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых высшей школой.

Теоретические, методологические и информационные основы исследования. В ходе исследования использовались такие методы общественного познания, как системный подход к анализу рынка образовательных услуг и государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых высшей школой в условиях глобализации; метод анализа и синтеза; структурно-логический метод исследования. Реализация поставленных в процессе научного исследования задач потребовала использования экономико-статистического сравнительного, факторного анализа и выборочного наблюдения. Информационной основой исследования послужили Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Российского общественного совета по развитию образования, а также научные источники, специальная литература, периодические издания и электронные ресурсы. В процессе работы были использованы также материалы российских и международных научно-практических конференций, статистические и аналитические сборники институтов Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в научном обосновании и разработке новых методических положений, подходов и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы для устранения противоречий развития рынка образовательных услуг высшей школы и повышения эффективности взаимодействия рынка образовательных услуг высшей школы и рынка труда.

Наиболее существенные результаты, полученные автором в результате исследования и представляемые к защите:

  1. Уточнено понятие образовательной услуги высшей школы как прямого, активного процесса передачи образовательной информации от обучающего к обучающемуся, осуществляемого интеллектуальным трудом профессорско-преподавательского состава в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университет, академия, институт) и направленного на удовлетворение потребностей человека в высшем образовании для обеспечения конкурентоспособности и, как следствие, востребованности на рынке труда. Потребление образовательной услуги высшей школы обеспечивает в обществе полезный социальный и экономический эффект в виде возможностей роста валового внутреннего продукта и национального дохода благодаря повышению производительности труда высококвалифицированного специалиста в системе общественного разделения труда. По этой причине образовательная услуга высшей школы является социально приоритетной по отношению к другим услугам.
  2. Доказано, что рынок образовательных услуг высшей школы является социально-экономической системой. Рынок образовательных услуг высшей школы выполняет следующие функции: образовательную, научную, интегрирующую, санирующую, мотивирующую, информационную.

Элементами системы  рынка образовательных услуг высшей школы являются производители образовательных услуг высшей школы: профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования (университет, академия, институт) и потребители образовательных услуг высшей школы: государство, общество, домохозяйства.

Рынок образовательных  услуг высшей школы обладает основными свойствами системы: целостностью; неаддитивностью; иерархичностью.

Специфической особенностью рынка образовательных услуг  высшей школы является наличие единой социальной цели: наиболее полное удовлетворение потребностей экономики страны, государства и общества в высококвалифицированных специалистах. Данная цель является приоритетной для всех элементов системы.

Экономический характер системы рынка образовательных услуг высшей школы реализуется во взаимодействии экономических субъектов в процессе производства образовательной услуги высшей школы.

  1. Установлены факторы влияния на спрос на рынке образовательных услуг высшей школы, исследование которых позволило выявить, что современная рыночная ситуация характеризуется незначительным воздействием ценовых факторов на спрос и особой значимостью неценовых факторов, таких, как динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии, обусловленных размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города.
  2. Выявлены противоречия развития рынка образовательных услуг высшей школы: между несбалансированным спросом на рынке образовательных услуг высшей школы и спецификой предложения на отраслевом рынке труда; между относительно низкой производительностью труда и отсутствием спроса на высококвалифицированных специалистов; между доходами населения и ценой предложения на рынке образовательных услуг высшей школы, которые не способствуют результативному взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы.
  3. Дополнен понятийный аппарат теории рынка. Введено в научный оборот понятие отраслевого рынка образовательных услуг высшей школы, который рассматривается как экономическая система особых взаимоотношений между субъектами предложения продукта «образовательная услуга высшей школы» (университетами, академиями и институтами) и субъектами спроса, нуждающимися в специальных профессиональных знаниях. Экономические взаимоотношения основываются на принципах децентрализованного ценообразования и проявляются во множестве сегментов рынка образовательных услуг высшей школы, дифференцированных по профессиям и специальностям.
  4. Разработана комплексная система государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы, включающая методы прямого государственного регулирования и методы индуцированного государственного регулирования. Методы прямого государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на систему. Индуцированные методы государственного регулирования предполагают косвенное государственное регулирование через формирование и реализацию макроэкономической политики.

Информация о работе Государственное регулирование рынка образовательных услуг