Анализ стратегии - 2020

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:01, доклад

Краткое описание

Конкурентное преимущество является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям.

Вложенные файлы: 1 файл

страт.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

Конкурентное преимущество является человеческий  капитал.  По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным  образованием (22,8 процента численности населения в  возрасте  от  25  до  64 лет)  Россия  находится на уровне таких ведущих  зарубежных  стран,  как Великобритания, Швеция и Япония, а также  опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения  создания  эффективной  инновационной  системы сохраняющийся высокий   уровень  высшего  образования  по  естественно-научным  и инженерно-техническим специальностям. 
     В то же время ситуация в указанной сфере характеризуется рядом негативных   тенденций,  которые  в  перспективе  могут  фактически девальвировать это конкурентное преимущество. 
     Сохраняются   проблемы   по  достижению  надлежащего  качества образования  на  всех  уровнях  -  от общего, начального и среднего профессионального   образования   до   высшего   и  послевузовского профессионального  образования.  Согласно  международным рейтингам, российские  вузы  практически  не  попадают  в первую сотню мировых лидеров.

По  данным  Федерального  казначейства  и Организации  экономического  сотрудничества и развития, в 2009 году Россия    расходовала    на   образование   4,6 процента   валового внутреннего  продукта, тогда как Швеция - 6,1 процента, Финляндия и Франция  - 5,5 процента, Бразилия и Великобритания - 5,2 процента и 
Соединенные  Штаты Америки - 5 процентов. Недостаток финансирования  существенно    усугубляется    структурными   проблемами,   включая устаревшие  модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования  современных  кадров,  в  том числе управленческих. При этом   оценка   качества   образования,   которую  дают  российские работодатели, в целом невысокая. 
     Кроме  качества  образования  значительную  роль  для будущего инновационного  развития  играют и формируемые у человека жизненные установки   и   модели   поведения.   Ключевые  для  инновационного предпринимательства  личностные  качества  -  мобильность,  желание обучаться  в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию  риска  в  целом  недостаточно  развиты  по  сравнению  со странами  с  высокой инновационной активностью. В России, по данным Федеральной  службы  государственной  статистики, участие населения (в  возрастной  группе   25-64 года)  в  непрерывном образовании  в 2008 году    составило    24,8 процента    (в    Великобритании   - 37,6 процента,    Германии -    41,9 процента    и    Финляндии   - 77,3 процента).

Задачи: повышение    восприимчивости    населения    к    инновациям - 
инновационным продуктам и технологиям; увеличение численности инновационных предпринимателей; создание в обществе атмосферы терпимости к риску; 
     пропаганда      инновационного      предпринимательства      и научно-технической деятельности; адаптация   системы   образования   с   целью  формирования  у населения с  детства  необходимых  для  инновационного  общества и инновационной  экономики  знаний,  компетенций,  навыков  и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

На   первом   этапе  реализации  Стратегии    (2011-2013 годы) содействие перетоку    капитала    и    привлечение   наиболее квалифицированных  кадров  в  эти  сектора  с  помощью   реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, а также различных типов финансовой поддержки; Приоритетом  в  образовании  станет  реструктуризация  сектора высшего    образования,   ориентированная   на   развитие   сектора исследований  и  разработок  в университетах, углубление кооперации вузов   с  передовыми  компаниями  реального  сектора  экономики  и научными   организациями,   кардинальное  расширение  международной интеграции  российских  вузов, как в сфере образовательных программ, так  и  в  сфере  исследований и разработок, усиление академической мобильности   и  развитие  сетевой  организации  образовательных  и исследовательских  программ.

Координация  деятельности  в  области популяризации в обществе научной   и   инновационной   деятельности   будет   осуществляться Министерством  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с участием    Министерства    экономического    развития   Российской Федерации,  Министерства  образования и науки Российской Федерации, Министерства   культуры   Российской   Федерации   и   Федерального агентства  по  делам  молодежи.  При  этом будет обеспечено широкое вовлечение   в   эту   деятельность   научных   и   образовательных организаций,     средств     массовой     информации,    библиотек, заинтересованных  благотворительных  фондов  и  иных некоммерческих организаций,     а    также    объединений    предпринимателей    и 
государственных институтов развития. 
     Обеспечение    эффективной   реализации   поставленных   задач по переходу   страны   на   инновационный   путь  развития  требует формирования  и  развития механизмов многостороннего взаимодействия между   органами   государственной  власти,  бизнесом,  научными  и образовательными  организациями, а также организациями гражданского общества.

Наиболее   значимыми   механизмами  координации  усилий  между государством   и   организациями   гражданского   общества   станут постоянно    действующие    консультативные   советы   с   участием представителей    общероссийских    объединений   предпринимателей, и др.

Одной  из  основных  задач  инновационного  развития  является создание  условий  для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность   и   готовность   к   непрерывному   образованию, постоянному   совершенствованию,   переобучению   и   самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность  и готовность  к  разумному риску, креативность и предприимчивость,  умение  работать  самостоятельно,  готовность  к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение  иностранными  языками,  предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Формирование  таких  компетенций  предполагает  адаптацию  для этих  целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики  (в  первую  очередь  политики  в сфере образования), но и общественной   среды   в целом,   создание   условий   для  свободы творчества  и  самовыражения,  поощряющих  и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха. Проводимые   преобразования   позволят   к  2020 году  довести средний  уровень  заработной  платы  в секторе образования (включая педагогических  работников  и  обеспечивающий персонал) до среднего уровня  заработной  платы  в  экономике.  При этом заработные платы собственно педагогических работников будут превышать этот уровень. До 2020 года предстоит создать систему ежегодного  повышения  квалификации  не менее  чем 15-20  процентов работающих граждан. 
     В    целях    развития   дополнительного   образования   будут реализованы   образовательные   программы  подготовки  и  повышения квалификации преподавателей системы образования взрослых.


Информация о работе Анализ стратегии - 2020