Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:09, курсовая работа
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего в рыночной системе хозяйствования.
Введение
1.Анализ ресурсного потенциала организации
2.Анализ производства и объема продаж
3.Анализ затрат и себестоимости продукции
4.Анализ финансовых результатов деятельности организации
5.Анализ финансового положения ОАО «Агат»
6.Комплексная оценка деятельности ОАО «Агат»
Заключение
1) Объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части ОС определяется по формуле:
Выручка от продаж / общее количество машино-часов отработанных оборудованием
2) Общее количество машино-часов определяется по формуле:
Количество дней отработанных 
оборудованием × коэффициент 
сменности работы оборудования × 
средняя продолжительность 
× среднегодовая стоимость
1. Общее количество машино-часов (прошлый год) = 239×1,05×8,0×557940 =
= 1 575 998 122 тыс. руб.
2. Общее количество машино-часов (отчетный год) = 240×1,3×8,2×568445 =
= 2 054 001 206 тыс. руб.
3. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (прошлый год) = 6240000 / 1 575 998 122 = 0,003959.
4. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (отчетный год) = 7236400 / 2 054 001 206 = 0,0035231.
Для выявления влияния факторов проведем факторный анализ методом цепных подстановок. Для этого применим следующую формулу:
V = ОСпр × Рд × Ксм × Псм × Вч
При базисных и фактических 
значениях алгоритмы 
V0 = ОСпр0 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 785016 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6240000 тыс. руб.
V1 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч1 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 × 0,0035231 = 7236400 тыс. руб.
Расчетные показатели:
V1 = ОСпр1 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6381729 тыс. руб.
V2 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6408430 тыс. руб.
V3 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,0 ×0,003959 = 7934247 тыс. руб.
V4 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 ×0,003959 = 8132603 тыс. руб.
Расчеты влияния отдельных факторов:
а) влияние изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств:
ΔV(ОСпр) = V1 – Vо = 6381729 – 6240000 = 141728,576 тыс. руб.
б) влияние изменения количества дней, в течение которых ОС находились в рабочем состоянии:
ΔV(Рд) = V2 – V1 = 6408430 – 6381729 = 26701,793 тыс. руб.
в) влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования:
ΔV(Ксм) = V3 – V2 = 7934247 – 6408430 = 1525816,8 тыс. руб.
г) влияние изменения 
средней продолжительности 
ΔV(Чч) = V4 – V3 = 8132603 - 7934247 = 198356,18 тыс. руб.
д) влияние изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы:
ΔV(Вч) = V1 – V4 = 7236400 – 8132603 = -896203,3 тыс. руб.
Баланс отклонений:
ΔV = V1 – V0 = ΔV(ОСпр) + ΔV(Рд) + ΔV(Ксм) + ΔV(Чч) + ΔV(Вч).
ΔV = 7236400 – 6240000 = +141728,576 + 26701,793 + 1525816,8 + 198356,18 – 896203,3 = +996400 тыс. руб.
Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 996400 тыс. руб. Рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения средней первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 17830 тыс. руб. Это позволило увеличить объем продаж на 141728,576 тыс. руб. Увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 26701,793 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 1525816,8 тыс. руб. позволило увеличение коэффициента сменности, и на 198356,18 тыс. руб. - увеличение средней продолжительности смены. Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде оказало изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, что привело к снижению объема продаж на 896203,3 тыс.
Задание № 4.
На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы, дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов обобщим в таблице 4.
Таблица 4.
Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Прошлый год  | 
  Отчетный год  | 
  Темп прироста, %  | 
  Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж (Кэкст.i)  | 
  Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж  | |
Экстенсивности использования ресурса (Кэкст.i ×100)  | 
  Интенсивности использования ресурса (100- Кэкст.i×100)  | ||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
1  | 
  Число рабочих, чел.  | 
  8750  | 
  9750  | 
  11,4286  | 
  0,7157  | 
  71,5719  | 
  28,4281  | 
2  | 
  Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.  | 
  785016  | 
  802846  | 
  2,2713  | 
  0,1422  | 
  14,2242  | 
  85,7758  | 
3  | 
  Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб.  | 
  3566302  | 
  4211700  | 
  18,0971  | 
  1,1333  | 
  113,3340  | 
  -13,3340  | 
4  | 
  Выручка от продаж продукции, тыс. руб.  | 
  6240000  | 
  7236400  | 
  15,9679  | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
5  | 
  Алгоритм расчета показателя, характеризующего 
  комплексное использование   | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
  ΣКэкст.i/п  | 
  ΣКэкст.i × 100/ п  | 
  100- ΣКэкст.i × 100 / п  | 
6  | 
  Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов  | 
  х  | 
  х  | 
  х  | 
  0,6637  | 
  66,3767  | 
  33,6233  | 
Примечание. Гр.5 = гр.4 / гр.3 × 100 – 100; Гр.6 стр.1 или 2 или 3 = гр.5 стр.1 или 2 или 3 / гр.5 стр.4; Гр.6 стр.6 = Σ гр.6 по стр.1,2 и 3/п; Гр.7 стр.1 или 2 или 3 = гр.6 × 100; Гр.7 стр.6 = Σ гр.7 по стр.1,2 и 3/п; Гр.8 стр.1 или 2 или 3 = 100 – гр.7 стр.1 или 2 или 3; Гр.8 стр.6 = Σ гр.8 по стр.1,2 и 3/п.  | |||||||
В результате анализа ресурсного потенциала предприятия необходимо определить каким путем оно развивается, и какие возможности у него имеются для более эффективного использования ресурсов. Каждое предприятие имеет возможность выбора между экстенсивным и интенсивным путем развития. Экстенсивный путь развития связан с приобретения материалов, достижением увеличения выпуска продукции за счет привлечения новых работников, вовлечением в оборот дополнительных средств, ввода в действие нового оборудования и осуществления капитальных вложений в здания и сооружения при значительном расширении производства. Интенсивный путь развития предполагает использование внутрихозяйственных возможностей без вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот для повышения эффективности производства.
На основании данных организации ООО «Агат» рассчитаны комплексные показатели оценки экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства. На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что предприятие выбрало преимущественно экстенсивный путь развития (коэффициент экстенсивности = 66,3767). Сложившуюся ситуацию нельзя оценить положительно, так как следствием ее, как правило, является рост себестоимости. В то же время, предприятие использует и свои внутрихозяйственные возможности (коэффициент интенсивности = 33,6233).
Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в таблице 5.
Таблица 5
Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции
за счет внутренних резервов использования ресурсов
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа  | 
  Резерв увеличения объема продаж при 
  комплектном использовании   | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
1  | 
  Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов  | 
  -  | 
  -  | 
2  | 
  Увеличение стоимости продаж за 
  счет лучшего использования   | 
  132860  | 
  -  | 
3  | 
  Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств  | 
  896203,3  | 
  -  | 
4  | 
  Итого комплектный ресурс  | 
  Х  | 
  
Комплексный резерв равен 0, так как комплексный резерв – это минимум из 3-х резервов.
Таким образом, дополнительными внутренними резервами роста объема продаж являются:
1. По результатам анализа использования трудовых ресурсов можно сделать вывод, что показатели отчетного года выше показателей предыдущего года и повлияли на объем продукции только положительно. Резервов не выявлено. Увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором.
2. Увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж свидетельствует о том, что материальные ресурсы в отчетном году использовались предприятием недостаточно эффективно. Данный фактор является экстенсивным фактором. Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе составляет 132860 тыс. руб.
3. В результате анализа использования основных средств выявлен резерв роста продаж на сумму 896203,3 тыс. руб. Этим резервом является изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы. Данный фактор является фактором интенсификации.
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ
Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Для этого рассмотрим следующую таблицу.
Таблица
Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на проданную продукцию
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Изделие А  | 
  Изделие В  | 
  Изделие С  | 
  Итого  | ||||
Прош-лый год  | 
  Отчет-ный год  | 
  Прош-лый год  | 
  Отчет-ный год  | 
  Прош-лый год  | 
  Отчет-ный год  | 
  Прош-лый год  | 
  Отчет-ный год  | ||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
1  | 
  Количество, шт  | 
  9400  | 
  11500  | 
  4800  | 
  5880  | 
  7000  | 
  7000  | 
  21200  | 
  24380  | 
2  | 
  Цена, тыс. руб.  | 
  250  | 
  256  | 
  300  | 
  305  | 
  350  | 
  357  | 
  Х  | 
  Х  | 
3  | 
  Выручка, тыс. руб.  | 
  2350000  | 
  2944000  | 
  1440000  | 
  1793400  | 
  2450000  | 
  2499000  | 
  6240000  | 
  7236400  | 
4  | 
  Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб.  | 
  Х  | 
  2702500  | 
  Х  | 
  1656000  | 
  Х  | 
  2817500  | 
  Х  | 
  7176000  | 
5  | 
  Расчетный показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года, тыс.руб.  | 
  Х  | 
  2875000  | 
  Х  | 
  1764000  | 
  Х  | 
  2450000  | 
  Х  | 
  7089000  | 
Для того, чтобы определить влияние факторов выполним следующие расчеты:
1). Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс. руб., т.е. выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции: Vрасчетное 1= Vпрол.г × Кq общ.,
где Кq общ. = 24380 / 21200 = 1,15.
изделие А: VА = 2350000 × 1,15 = 2702500 тыс.руб.
изделие В: VВ = 1440000 × 1,15 = 1656000 тыс.руб.
изделие С: VС = 2450000 × 1,15 = 2817500 тыс.руб.
итого: Vрасчетное 1 = 2702500 + 1656000 + 2817500 = 7176000 тыс.руб.
2). Выручка от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года рассчитывается по формуле: Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.
изделие А: VА = 11500 * 250 = 2875000 тыс.руб.
изделие В: VВ = 5880 * 300 = 1764000 тыс.руб.
изделие С: VС = 7000 * 350 = 2450000 тыс.руб.
итого: Vрасчетное 2 = 2875000 + 1764000 + 2450000 = 7089000 тыс.руб.
3). Влияние факторов на изменение выручки от продаж:
а) влияние изменения количества проданной продукции
ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 7176000 – 6240000 = 936000 тыс. руб.
б) влияние изменения структуры проданной продукции
ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 7089000 – 7176000 = -87000 тыс. руб.
в) влияние изменения цены проданной продукции
ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 7236400 – 7089000 = 147400 тыс. руб.
4). Баланс отклонений:
ΔV = Vотч.г. - Vпрол.г. = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 7236400 – 6240000 = +996400 = +936000 - 87000 + 147400 = 996400 тыс. руб.
Расчеты показывают, что рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения общего количества реализованной продукции (+936000 тыс. руб.), роста цен на реализованную продукцию (+147000 тыс. руб.), при отрицательном изменении структуры продаж (-87000 тыс. руб.). Таким образом, общее увеличение выручки от продаж составило 996400 тыс. руб.
Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E, показанных в приложении 4 и в сносках к нему, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Данные расчетов оформим в таблице.
Таблица.
Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Изделие А  | 
  Изделие В  | 
  Изделие С  | 
  Изделие D  | 
  Изделие Е  | 
  Итого  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
1  | 
  Спрос на изделие, шт.  | 
  11500  | 
  5000  | 
  9500  | 
  3000  | 
  6000  | 
  35000  | 
2  | 
  Цена изделия на будущий период, тыс. руб.  | 
  260  | 
  400  | 
  430  | 
  540  | 
  980  | 
  Х  | 
3  | 
  Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.  | 
  240  | 
  358  | 
  395  | 
  510  | 
  -  | 
  Х  | 
4  | 
  Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб.  | 
  2990000  | 
  2000000  | 
  4085000  | 
  162000  | 
  -  | 
  9237000  | 
5  | 
  Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб.  | 
  2760000  | 
  1790000  | 
  3752500  | 
  153000  | 
  -  | 
  8455500  | 
6  | 
  Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб.  | 
  230000  | 
  210000  | 
  332500  | 
  9000  | 
  -  | 
  781500  | 
7  | 
  Коэффициент рентабельности изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж  | 
  7,69  | 
  10,50  | 
  8,14  | 
  5,56  | 
  -  | 
  8,46  | 
8  | 
  Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, тыс. руб.  | 
  3  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  ||
Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300 шт., а для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий.  | |||||||
Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации