Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение испр.docx

— 891.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….......2

Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5

1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5

1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14

1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21

Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28

2.1 Основные  направления деятельности детских  библиотек Беларуси по формированию  патриотического воспитания детей……………………………..28

2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………

Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………

3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………

 

2.2 Анализ  практики патриотического воспитания  детей средствами краеведения  ………………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………….43

Приложения 1 ……………………………………………………………………..45

 

Введение

 

 

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Воспитание детей в современном обществе осуществляется в условиях реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой коммуникации, детских организаций.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Беларуси гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно-значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные, структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.

Детство это особый возрастной период в становлении личности, формировании её гражданских идеалов, интересов, убеждений, освоении основных духовных ценностей общества, поскольку от этого зависит и развитие общества в будущем.

В последнее время в детских библиотеках Беларуси активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время наше общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе и детские, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью. Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к краеведческому воспитанию. Целенаправленность этой системы на развитие познавательного интереса подрастающего поколения к природным и историко-культурологическим ценностям народов России открывает новые возможности повышения уровня образовательной деятельности библиотеки. В этом направлении исследуются и пути повышения уровня патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость теоретического осмысления накопленного опыта патриотического воспитания детей средствами краеведения и инновационного подхода к методам, формам, средствам образовательной деятельности библиотек. Поэтому в настоящее время проблема патриотического воспитания детей средствами краеведения становится одной из актуальных тем. Это и определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования: рассмотреть патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Задачи исследования:

  • Определить сущность понятия «патриотизм», как важнейшей ценности воспитания;
  • изучить краеведение как важное направление, формирующее основы патриотического воспитания;
  • проанализировать основные направления деятельности детских библиотек по формированию патриотического воспитания детей;
  • исследовать практический опыт краеведческой деятельности конкретной библиотеки в области патриотического воспитания детей.

Объект исследования: патриотическое воспитание читателей детских библиотек.

Предмет исследования: патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек.

Методы исследования:

  • аналитический;
  • исторический;
  • синтетический;
  • библиографический;
  • метод цитирования.

Гипотеза исследования основывается на том, что формирование патриотизма как нравственного качества личности читателя-ребенка будет осуществляться в процессе краеведческой деятельности детских библиотек, благодаря рассмотрению сущности патриотизма, изучению краеведения как источника патриотических идей воспитания, анализированию опыта деятельности детских библиотек по патриотическому воспитанию средствами краеведения. Библиотека в данном случае рассматривается как один из масштабных информационных, воспитательных и образовательных институтов, уделяющих всему комплексу вопросов связанных с патриотическим воспитанием детей.

Таким образом, данное исследование представляет собой попытку дать объективный анализ патриотическому воспитанию в деятельности детских библиотек средствами краеведения.

Цели и задачи исследования определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения

 

 

1.1 Сущность понятия патриотизма

 

 

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [7, с. 234].

«Патриот – говорится  в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины»[1, с. 123].

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности, вероисповедования.

Патриотизм является историческим явлением. Национальное самосознание и патриотизм не являются наследственными и не даются при рождении. В воспитании патриотизма особую роль должно занимать изучение исторического прошлого, в котором концентрируются лучшие гражданские традиции. Главной составной частью патриотизма является гордость человека за свою Отчизну. Предметом национальной гордости является вклад родины в мировую культуру. История подтверждает тот факт, что те народы, которые по разным причинам теряли свой язык, свои традиции в воспитании, чувство национального достоинства, скорее всего, становились своеобразным сырьём для развития других народов. Без почитания национально-культурных традиций нет духовности, нет нравственности. Национальное и интернациональное воспитание детей способствует осознанию ими российской государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах её деятельности – в идеологии, политике культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории, является исходной задачей для выяснения его основ.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. Так, например, К.Д.Ушинский сказал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [22, с. 45].

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народами странам, к их национальным обычаям и традициям, и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают многие педагоги дополнительного образования. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Информация о работе Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки