Эргономическое обеспечение безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям. Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1 Объект, предмет и задачи эргономики……………………………………………4
2 Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности………6
3 Факторы деятельности, вызывающие утомление……………………………….12
4 Характеристика эмоциональных состояний оператора…………………………17
5 Примеры получения исходной информации для выявления
структуры деятельности………………………………………………………….20
6 Распределение информации между воспринимающими каналами
человека – оператора………………………………………………………………24
7 Список литературы…………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

бжд.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4 Характеристика эмоциональных состояний оператора

 

Под эмоциональными понимаются состояния, вызванные переживанием человеком  его отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризуемые  изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Таким образом, эмоциональное состояние тесно связано с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемый только информационной структурой раздражителя. Например, можно установить закономерное усиление эмоциональных состояний по мере возрастания цены решения. Показано, что при фиксированной цене решения имеется прямая связь степени эмоции от величины энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения. Это положение делает понятным и ту связь эмоциональных состояний с описанными выше общими функциональными состояниями, особенно с состояниями адекватной мобилизации и динамического рассогласования и с рядом внутренних характеристик личности, например, уровнем тревожности, который сказывается на придаваемых значениях индивидуальной (субъективной) семантической значимости.

Из сказанного становится также  ясно, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием эмоциональных состояний.

При изучении эмоциональных реакций  следует отчетливо различать  две его формы - эмоциональное  напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом, направленным на эту деятельность, т.е. оно характеризует ту степень эмоциональных сдвигов, которые обуславливают наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации.

 

В тех случаях, когда наступает  динамическое рассогласование между  объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появляются связанные с этим отрицательные  изменения в двигательных и психических функциях, наступает состояние эмоциональной напряженности.

При этом наблюдается и снижение устойчивости ряда психических функций. Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряженность  определяет так называемую эмоциональную  устойчивость. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при меньших значениях эмоционального фактора развивается состояние эмоциональной напряженности. Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно связанным с таким свойством личности, как уровень тревожности, она очень низка у лиц с высоким уровнем тревожности.

Следующее качество - эмоциональная  возбудимость - определяет быстроту развития того или иного эмоционального состояния, т.е. это качество очень близко к  тому, которое характеризует эмоциональную устойчивость.

Факторы, определяющие развитие эмоциональных  состояний. На основании данного  представления о сущности эмоциональных  реакций становится ясным, что их развитие определяют две группы факторов - внешние и внутренние.

Внешние эмоциогенные факторы. К ним относятся прежде всего так называемые экстремальные факторы, т.е. такие, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. Чем более выражена экстремальность фактора, тем выше вероятность появления выраженных степеней эмоциональных сдвигов. Характер этих сдвигов определяется видом реакции, развивающейся в результате воздействия. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действий фактора или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей  тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведут к появлению различных степеней эмоциональной напряженности полоть до появления резко выраженных отрицательных эмоций.К этой же группе факторов относятся и те, которые характеризуются очень высокой значимостью, хотя сами по себе факторы не являются экстремальными. Знак возникающей эмоциональной реакции и сила ее развития в этом случае, как правило, определяется сочетанием ряда внутренних по отношению к человеку факторов.

Внутренние эмоциогенные факторы. Сами по себе эти факторы не являются эмоциогенными, они лишь тому или иному внешнему фактору необходимую степень эмоциональности. К этим факторам относятся такие, как характеристики нервной деятельности, темперамент, уровень тревожности, ригидность личности, и т.п. - они, как правило, определяют уровень реакции.

Такие факторы, как характеристика энграммных преобразований (особенности  памяти, внимание), ответственные за степень знакомости с возникающей  ситуацией и быстроту и скорость принятия решения, определяют не только степень развития эмоциональных состояний, но и их знак. Весьма близка к ним и такая характеристика личности, как уровень притязаний. Наконец, в эту же группу следует отнести и такие факторы, как мотивы, установки и близкие к ним характеристики типа идеалов и т.п. Наиболее выражено их влияние на эмоциональную устойчивость, которая, при положительных мотивах может быть настолько высокой, что полностью исключает появление эмоциональной напряженности.

Управление эмоциональными состояниями - одна из задач эргономики. Можно  активно управлять поведением человека - оператора, вводя те или иные эмоциогенные факторы. Например, для поддержания высокого уровня бдительности при монотонной работе операторов наблюдения и контроля воздействие на эмоциогенную сферу является наиболее эффективным.

5 Примеры получения исходной информации для выявления структуры деятельности

 

Существует два подхода к  изучению психологических и физиологических  характеристик трудовой деятельности: "косвенный", основанный на регистрации  изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы, и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов, составляющих содержания деятельности. Полная картина структуры деятельности может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов получения информации о трудовом процессе.

 К ним относятся:

1) извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники,  нормативов оценки уровня квалификации  специалистов и т.п.;

2) инженерно - психологическое обследование ЭС (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т.п.).;

3) наблюдение за ходом трудового  процесса и поведением специалиста.;

4) беседа со специалистами.;

5) самоотчет в процессе деятельности;

6) анкетирование и экспертная оценка;

7) объективная регистрация и  измерение составляющих трудового  процесса (киносъемка направление  взора и показаний приборов, запись  движений органами управления  и измерением силы воздействия,  магнитофонная регистрация команд и

8) анализ ошибок, допускаемых в работе;

9) объективная регистрация и  измерение показателей факторов  среды;

10) эксперимент

 

 

 

 

Извлечение информации из документов.

 С точки зрения психофизиологического  анализа деятельности документы  можно разделить на три группы:

1) характеризующие содержание и  организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенности среды; 

2) отражающие итоги деятельности;

3) характеризующие личностные особенности  специалистов.

Группа 1 : включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других подобных документов, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т.п.

Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, ознакомится со структурой и техническими особенностями ЭС, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организации взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством. Затем выделяется наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т.п.) разных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы деятельности. Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамики показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряженности выполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т.п.).

Группа 2: включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные документы, медицинские книжки и т.п.Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.

Группа 3: включает служебные и медицинские характеристики представления для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т.п.

Инженерно - психологическое обследование ЭС. Непосредственное ознакомление с  техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приемам наблюдения за протеканием рабочего процесса.

Оборудование изучается выяснением назначения различных технических  устройств, с которыми взаимодействует  человек (специалист, оператор), составления схем потоков информации, последовательности обращения специалиста к приборам и органам управления при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. При этом необходимо постоянно сопоставлять получаемые с инженерно - психологическими требованиями (в частности, с принципами построения информационных моделей )

Наблюдение за ходом трудового  процесса и поведением специалистов. Наблюдая за ходом трудового процесса, нужно иметь ввиду получение  ответов на следующие вопросы, применительно к определенным производственным задачам.

I. Характеристика каналов движения  информации:

1) число информационных каналов;

2) динамика движения информации  во времени (однонаправленная, с  переключением, совмещенная ).

II. Характеристика сигналов (сообщений), поступающих к специалисту:

1) общие данные о сообщениях:

а) содержание основных сообщений, поступающих  к специалисту при выполнении различных задач;

б) путь и характер поступающих  сообщений (от кого поступают; непосредственно  голосом, через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации, нужно ли их запоминать, передавать дальше и т.п.);

2) характеристика информации по  видам анализаторов человека (слуховое  восприятие, зрительное, и т.д. ):

а) краткое описание каналов поступления информации (от куда подается, есть ли передаточные звенья);

б) характеристика информации (физическая сила, частота поступления по данному  каналу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними, наличие  интерференции информации (одновременного поступления);

в) характеристика различных каналов  поступления информации: относительная  ("загрузка" каналов, возможность "и частота") одновременного поступление информации по двум и более каналам;

г) помехи передачи информации по данному  каналу (шумы - их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене);

3) характеристика взаимодействия  комплекса анализаторов (частота  переключения с одного анализа  на другой; одновременная, однонаправленная  и разнонаправленная работы анализаторов).

III. Данные о функции опорно-двигательного аппарата:

1) поза при работе и во время  "активного покоя";

2) характер и частота изменения  позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при  определенном виде деятельности;

3) характер рабочих движений  рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);

4) положение головы, характер ее  движения;

5) данные о скорости и степени  мышечного утомления и нарушениях  координации движений;

6) энергетическая загрузка в  период рабочей деятельности.

IV. Данные о процессах переработке информации специалистом.

1) Характеристика оперативной и  долговременной памяти:

а) количество оперативных единиц информации, которое необходимо запоминать на промежутке времени определенной длительности;

б) форма запоминания сведений в (в уме, записать на бумаге, отметить на приборе и т.п.);

в) характер материала для запоминания (цифровой, образный, словесно-логический и т.п.).

2) характеристика процессов обеспечивающих  анализ информации и принятии  решений:

а) особенности устройств, применяемых для анализа и синтеза поступающей информации и принятия решений (таблицы, схемы, формулы, счетно-решающее устройство и т.п.);

б) характеристика преимущественных способов переработки информации;

- реакции прямого замыкания,  автоматизированные реакции выбора, слежение и т.п.;

- принятие решений, мыслительные  операции: логические, вычислительные  творческие.

V. Волевая и эмоциональная напряженность:

1) возникают ли, и как часто,  ситуации, требующие больших волевых  усилий (выполнение работ в неблагоприятных условиях внешней среды и т.п.);

2) причины и степени эмоциональной  напряженности (аварийные ситуации, большая ответственность, дефицит  или "избыточность" времени  и т.п.).

 

6 Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора

 

Между воспринимающими каналами человека - оператора информация должна распределятся  на основе психологических восприятия информации различными анализаторами. Необходимо также учитывать взаимодействие и взаимное влияние анализаторов, их устойчивость к воздействию различных факторов среды: гипервесомости и невесомости, вибрации, гипоксемии, изменение способности к восприятию информации в процессе длительной работы и др. Весьма существенное значение имеет вид информации, условия ее приема, а также характер деятельности оператора.

Информация о работе Эргономическое обеспечение безопасности жизнедеятельности