Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Отсутствие единой методологии оценки экономических последствий чрезвычайных ситуаций приводит к тому, что на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. В результате государство, субъекты федерации, муниципальные образования и объекты экономики, оказавшись подверженными тем или иным чрезвычайным ситуациям испытывают острый недостаток всех видов ресурсов для ликвидации самой чрезвычайной ситуации и восстановления нормального режима жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические последствия ЧС.docx

— 30.51 Кб (Скачать файл)

Уральский институт (филиал)

Российской академии народного хозяйства и государственной  службы

при Президенте РФ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2 по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Тема: «Экономические последствия чрезвычайных ситуаций»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

отделения очного обучения

факультета «Экономика и менеджмент»

Проверил: Антошин В.А., к.ф.н., профессор.

 

 

 

Екатеринбург 

 

Введение.

Развитие человечества сопровождалось расширением ареала обитания людей, развитием техники и технологии производства. Это способствовало повышению интенсивности взаимовлияния общества и природной среды его обитания.

Воздействие различных природных  явлений на человека, общество и  объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный  характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели. Большое внимание в настоящее время уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения.

Отсутствие единой методологии  оценки экономических последствий  чрезвычайных ситуаций приводит к тому, что на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. В результате государство, субъекты федерации, муниципальные образования и объекты экономики, оказавшись подверженными тем или иным чрезвычайным ситуациям испытывают острый недостаток всех видов ресурсов для ликвидации самой чрезвычайной ситуации и восстановления нормального режима жизнедеятельности.

Законодательные и нормативно-правовые акты.

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  4. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 22.11.2011) «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»).
  5. «Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций» (утв. МЧС РФ N 34-19-3, Минфином РФ N 61, Минэкономики РФ N ВМ-173/37-25 05.05.1994) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1994 N 569).

 

Что такое чрезвычайная ситуация?

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

Чрезвычайная ситуация –  это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые  могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб  здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экономические последствия  чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”.

В целом к экономическим  последствиям чрезвычайных ситуаций относятся:

  • сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
  • выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
  • потери объектов социально-культурной сферы;
  • сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
  • снижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
  • расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.

Реально на практике при  оценке экономического ущерба принимаются  во внимание только прямые потери материальных ценностей. С принятием федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из целей настоящего закона — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

В целом понятие "последствия  чрезвычайных ситуаций" отражает, как  правило, обобщенный негативный результат  чрезвычайной ситуации, а понятие "ущерб" - ее основные экономические последствия.

Оценку  экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий.

Механизмы обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Под экономическими механизмами, способствующими  решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов, позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности — текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по социально-экономическим, экосистемным, природным и техническим критериям.

Уровни  безопасности в зависимости от конкретных условий могут стать основой  для разработки системы ограничений  на хозяйственную деятельность предприятий  и организаций, их развитие, размещение и техническое перевооружение.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются фонды безопасности. Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ. Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее  время в законодательном порядке  утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации.

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Декларирование  безопасности является обязательным процессом. Порядок разработки декларации определен приказом МЧС России и Госгортехнадзора России. Декларация является документом, содержащим техническую, организационную и технологическую информацию с указанием опасностей промышленного объекта и предупреждения негативного воздействия возможных аварий на людей и окружающую среду, утверждается руководителем предприятия.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Лицензия служит документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Система стимулирования —  это механизм прямого действия, делающий для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

  • образование фондов безопасного развития предприятий;
  • установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;
  • ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;
  • льготное кредитование и субсидирование предприятий.

Финансовое и  материальное обеспечение мероприятий  РСЧС.

Финансовое обеспечение  мероприятий РСЧС – это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т. д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное  обеспечение мероприятий РСЧС – это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Финансовое  и материальное обеспечение мероприятий  РСЧС осуществляется на основе федеральных  законов “О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О государственном материальном резерве”, а также постановления Правительства “О порядке выделения средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий”.

Заключение.

Действия  в чрезвычайных ситуациях предусматривают  проведение аварийно-спасательных и  других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему  населению. Эти мероприятия носят  экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения  необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 22.11.2011) «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»).
  3. Гасанов А.З., Рыжов И.В., Чеботарев С.С. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций и методические подходы к оценке социально-экономического ущерба (учебное пособие). – Новогорск. – РИО АГЗ МЧС России, 1999.
  4. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992.
  5. Материалы сайта ru.wikipedia.org

Информация о работе Экономические последствия чрезвычайных ситуаций