Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 21:54, реферат

Краткое описание

Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран.

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг и кадастр.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)
  • регламентации и контроля сбора и обработки данных мониторинга окружающей среды;

  • обеспечения единства измерений при получении данных мониторинга окружающей среды;

  • анализа экологической информации и ведения специализированных банков данных мониторинга окружающей среды;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • обеспечения обмена экологической информацией в НСМОС (далее - информационный обмен);

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • оценки и разработки прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов;

  • подготовки и предоставления экологической информации по результатам проведения мониторинга окружающей среды государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • гармонизации с международными информационными системами в области мониторинга окружающей среды.

5. Организацию и координацию  функционирования НСМОС осуществляет  Министерство природных ресурсов  и охраны окружающей среды  путем:

  • формирования и ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС;

  • установления режима, порядка и форматов информационного обмена;

  • создания и ведения банков обобщенной экологической информации;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • подготовки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси ежегодного обзора состояния окружающей среды по результатам проведения мониторинга;

  • разработки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси проектов концепций и государственных программ в области мониторинга окружающей среды;

 

  • обеспечения работы Межведомственного координационного совета по реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

  • координации научных исследований в области мониторинга окружающей среды;

  • регулирования в пределах своей компетенции проведения мониторинга окружающей среды.

6. Организацию проведения видов  мониторинга окружающей среды  в составе НСМОС осуществляют:

  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;

  • Министерство образования в части мониторинга озонового слоя;

  • Национальная академия наук Беларуси в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга;

  • Министерство лесного хозяйства в части мониторинга лесов;

(абзац 5 пункта 6 в ред. постановления  Совмина от 16.03.2004 N 298)

  • Государственный комитет по имуществу в части мониторинга земель.

(в ред. постановления Совмина  от 02.08.2006 N 990)

7. НСМОС взаимодействует с системой  социально-гигиенического мониторинга  и системой мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера в  части обмена экологической информацией. Обмен экологической информацией  между указанными системами осуществляется  на безвозмездной основе в  порядке, определяемом Министерством  природных ресурсов и охраны  окружающей среды совместно с  Министерством здравоохранения  и Министерством по чрезвычайным  ситуациям.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

8. Республиканские органы государственного  управления и Национальная академия  наук Беларуси, осуществляющие организацию  проведения видов мониторинга  окружающей среды в составе  НСМОС, обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализ данных мониторинга  окружающей среды, предоставление  экологической информации, получаемой  в результате их проведения. В  этих целях ими определяются  информационно-аналитические центры  видов мониторинга окружающей  среды, указанных в пункте 2 настоящего  Положения.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

Положения об информационно-аналитических центрах утверждаются республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси, в системах которых они находятся, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

9. Министерство природных ресурсов  и охраны окружающей среды  обеспечивает сбор, хранение, обработку  и предоставление обобщенной  экологической информации, получаемой  в рамках НСМОС, а также экологической  информации, поступающей в рамках  обмена экологической информацией  с системой мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера и  системой социально-гигиенического  мониторинга. В этих целях Министерством  определяется главный информационно-аналитический  центр НСМОС.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

Положение о главном информационно-аналитическом центре утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

10. Экологическая информация информационно-аналитических  центров и главного информационно-аналитического  центра (далее - информация НСМОС) объединяется  в информационную систему НСМОС.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

Информационная система НСМОС обеспечивает информационный обмен, предоставление экологической информации государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

11. Главный информационно-аналитический  центр и информационно-аналитические  центры осуществляют информационный  обмен на условиях обязательности  и безвозмездности.

12. Предоставление информации НСМОС  государственным органам, другим  государственным организациям, иным  юридическим лицам и гражданам, а также ее распространение  осуществляются в соответствии  с законодательством об охране  окружающей среды и рациональном  использовании природных ресурсов  и законодательством об информации  и информатизации.

(п. 12 в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

13. Исключен с 1 июля 2008 года. - Постановление  Совмина от 10.06.2008 N 835.

14. Передача информации НСМОС  в международные организации  осуществляется в соответствии  с законодательством и международными  договорами Республики Беларусь.

15. Финансирование организации  и функционирования НСМОС осуществляется  за счет средств республиканского  бюджета, в том числе республиканского  фонда охраны природы, а также  средств юридических лиц, осуществляющих  проведение локального мониторинга  окружающей среды, иных источников, не запрещенных законодательством  Республики Беларусь.

 

  1. Кадастры природных ресурсов

Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.

Кадастры являются важным государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей.

Кадастры – это основа планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом — управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.

Существуют следующие виды государственных кадастров:

  • кадастры отдельных природных ресурсов (государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр и государственный учет вод, государственный кадастр объектов животного мира)

Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Ведение государственного земельного кадастра должно осуществляться по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Единицами кадастрового деления территории являются кадастровые округа, районы и кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, а сведения о нем предоставляются в виде выписок из кадастра.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществляется для геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каж­дому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Наряду с кадастром ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природопользования.

Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов - это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.

Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяйством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об эко­логических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два вида документов: Водный кадастр и Государственный учет вод. Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные этого вида учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.

Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. «Красные книги» с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

  • кадастры особо охраняемых территорий

Включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом поло­жении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Ведется он в целях оценки состояния природнозаповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также для учета при планировании социально-экономического развития регионов.

  • кадастры отходов

Включают в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.

  • территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов.

Содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку. Важность такого вида кадастров определяется, прежде всего, задачей учета и оценки природноресурсного потенциала в целом на ограниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды природопользования. Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природноресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.

Информация о работе Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов