Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, национальных и международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения Жизнеустойчивого развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 27.61 Кб (Скачать файл)

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, национальных и международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

 

 

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения Жизнеустойчивого развития.  

 

 

При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

 

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

 

 

Субъектами экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.

Субъектами экологического аудита следует считать:

Экоаудиторов - специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) на право осуществления экоаудиторской деятельности;

Экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг - экоаудирования.

 

 

Содержание экологического аудита:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

 

 

Задачами экологического аудита является:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением
  • анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,
  • обоснование и инициация экологической деятельности,
  • идентификация экологических проблем производств и территорий.

 

 

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

 

 

Принято считать, что экологический  аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС (европейское экономическое сообщество) директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. Обязательные Правила «О порядке открытия и содержания химических заводов», явились, по сути, первоначальном документом по проведению экологического аудита. В РФ экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько некоммерческих организаций.

 

 

Экологический аудит  можно подразделить (по виду) на:

  • обязательный (экологический аудит проводится по решению и поручению государственных и иных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы))
  • инициативный (добровольный) - экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

 

 

Обязательный - проводится по решению и поручению государственных и иных органов

Может проводиться:

  • при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ;
  • при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

С учетом сложности работ  по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

 

 

Добровольный  экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду

Так как проведение добровольного  экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или  предприниматель заинтересован  в том, чтобы приглашенные для  этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

 

 

В зависимости от исполнителя  экоаудита общепризнанны следующие  виды экоаудита:

  • внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации;
  • внешний:
    • аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;
    • аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д.;
  • комплексный: всех видов основной производственной деятельности и Деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации;
  • совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами;
  • плановый (внеплановый).

 

 

 

В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе  Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

 

 

Всего Госкомэкологией и  Минприродой были выпущены следующие  документы, ориентированные на регулирование  деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:

  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» - №436 от 16.07.98 г.
  • Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» - №412 от 11 октября 1995г.
  • Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» - №540 от 29 декабря 1995г.
  • Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» - №282 от 18 июня 1996г.
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды - «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» - №181 от 30 марта 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» - №453 от 16 октября 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - №94 от 17 февраля 1997г.

 

 

Зачем предприятию необходим  экологический аудит? 
Во-первых, разработать природоохранную политику и систему управления окружающей средой, для последующей ее сертификации. 
Во-вторых, ужесточение санкций и применение экономических механизмов природопользования делает все более накладными нарушения экологических требований, высокую энергоемкость, материалоемкость и экологическую опасность продукции. 
В-третьих, выпускать экологически чистую продукцию с использованием аналогичных технологий будет престижно и экономически выгодно. Уже сейчас невозможно получить кредит в банках без прохождения процедуры экологического аудита и сертификации продукции. 
В-четвертых, наведение должного порядка на предприятии в системе управления охраной окружающей среды и природопользованием позволит оптимизировать отношения администрации предприятия с природоохранными органами, органами власти и населением. 
В-пятых, инициативным аудитом администрация предприятия заслужит имидж доброй воли, что имеет немаловажное значение в достижении политических целей его руководства. 
В-шестых, лучше провести аудит добровольно, получив от аудиторов конфиденциальную информацию и использовать ее в профилактических целях, чем ждать комплексной проверки или обязательного аудита, что неизбежно приведет к применению санкций. 
Не исключено, что экологический аудит может выявить необоснованное превышение экологических платежей, незаконность применения к предприятию экологических платежей, незаконность применения к предприятию санкций, и аудиторское заключение станет основанием для их отмены.

 

 

Экологический аудит  позволит собственникам предприятий:

  • Получить объективную информацию из независимого источника о деятельности предприятия о соответствии требованиям действующего законодательства.
  • Обосновать экологическую стратегию и политику предприятия.
  • Определить приоритеты при планировании природоохранной деятельности.
  • Эффективно решать вопросы льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий.
  • Снизить вероятность негативных последствий для предприятия: приостановки (остановки) производства.
  • Снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
  • Оптимизировать отношения с органами власти, надзорными органами и населением.
  • Повысить привлекательность производимой продукции и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
  • Повысить инвестиционную привлекательность предприятия.
  • Минимизировать сложности получения кредита на развитие предприятия.
  • Сертифицировать предприятие по международным экологическим стандартам и стандартам качества.
  • Оптимизировать условия экологического страхования и др.

Информация о работе Экологический аудит