Чрезвычайные ситуации характерные для Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

Под классификацией ЧС понимается система, в соответствии с которой чрезвычайные ситуации делятся на классы, группы и виды в зависимости от сферы их возникновения, характера явлений и процессов, масштаба возможных последствий и других факторов. Базовым (ключевым) элементом всей системы классификации является вид чрезвычайной ситуации (ЧС). Вид ЧС – это некоторая системная единица, характеризуемая набором поражающих факторов, возможным масштабом и динамикой развития. Определить конкретный вид ЧС помогают понятия класс ЧС и группы ЧС. Такой подход принят с целью автоматизации процесса анализа, систематизации, обобщения информации о ЧС.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций ....……………..4
2. Опасности для человека, объектов и природной среды в Республике Беларусь …………………………………………………………….. . . . . . . . . . . 8
3. Техногенные чрезвычайные ситуации, как наиболее часто происходящие на территории Республики Беларусь …………………………. . . . . . . . . . . . . .11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованных источников …………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЧС.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

      Поэтому в современных условиях основные усилия направляются на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

      Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

       Техногенные ЧС различают по месту их возникновения и по характеру основных поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

       Техногенные ЧС подразделяются на аварии и катастрофы.

       Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, приводящие к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, не связанное с гибелью людей.

       Катастрофа – крупная авария с человеческими жертвами.

       Техногенных чрезвычайных ситуаций, наиболее часто происходящих на территории Республики Беларусь, в порядке убывания по количеству распределяются так: дорожно-транспортные происшествия; аварии на промышленных объектах, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д.

        На территории республики в личной собственности более 1 млн. легковых автомобилей и более 100 тысяч грузовых автомобилей и автобусов. В республики ежегодно происходит от 7000 до 8000 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при этом погибает от 1,5-2,0 тыс. человек, травмы и ранения получают несколько тысяч, многие становятся инвалидами. Наибольшее число ДТП происходит в июле-октябре. Наиболее распространенными видами ДТП являются наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и опрокидывание.

       Столетняя война, которую ведут между собой люди и автомобили, по данным ООН, уносит в год около ста семидесяти тысяч жизней. В автошколе каждому водителю рассказывают, что наименее вероятна авария у водителя опытного, достаточно осторожного, внимательного, умеющего прогнозировать развитие событий, избегать аварийные ситуации и решительно действующего в опасную минуту, такой водитель находит оптимальную скорость, что позволяет сохранить контроль над машиной.

       Собственно говоря, у нас получился идеальный портрет отличника школы выживания. Это естественно: экстремальные ситуации требуют различных знаний и навыков, но почти всегда одинаковых человеческих качеств.

        Среди главных причин аварий статистика называет:

различные нарушения правил дорожного  движения;

превышение скорости;

управление автомобилем в нетрезвом  состоянии;

плохие дороги (главным образом  — скользкие);

неисправность машины (на первом месте  — тормоза, на втором — рулевое  управление, на третьем — колеса и шины).

        Этот список не назовешь большой новостью для водителей. Но печальный секрет аварий в том, что наша безопасность начинается лишь с активного использования информации. Например, о том, что подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три, а при опрокидывании — в пять раз. Что без ремня безопасности, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/ч, водитель скорее всего получит травму; та же ситуация при 50 км/ч равносильна прыжку лицом вниз с четвертого этажа.

Любой работник ГАИ подтвердит вам, что беспечность, самонадеянность, невоспитанность — в других условиях всего лишь неприятные черты характера  — на дороге становятся смертельной  опасностью.

        Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте, являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, ДТП при пересечении переездов автомобильным транспортом, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

         На территории нашей страны ежегодно происходит в среднем 11 тыс. пожаров. Основными причинами возникновения пожаров являются:

  1. Неосторожность обращения с огнем.
  2. Халатность.
  3. Нарушение правил эксплуатации электрооборудования.

        Очень часто в домах (квартирах) и детских учреждениях причиной пожаров становятся детские шалости со спичками, разведение костров, поджог, горение сухой травы. Курение в постели в состоянии алкогольного опьянения и бросание окурков с верхних этажей превратилось в эпидемию с чрезвычайно грустными последствиями. Иногда жильцы неправильно эксплуатируют электросеть, перегружают ее. В патроны ввертывают лампочки повышенной мощности, неправильно пользуются электрическими розетками. Подключают тройники и удлинители, а к ним сразу телевизор, утюг, электрокамин, электроплитку и еще что-нибудь, что взбредет в голову. Проводка не выдерживает нагрузку, плавится, и происходит ее возгорание. Замена нормальных пробок на «жучки» тоже чревата опасностью. Утечка газа – одна из причин взрывов и пожаров. Как правило, при кипении жидкость заливает огонь. Газ заполняет кухню. Достаточно любой искры, которая всегда проскакивает в выключателе, или попытки зажечь спичку, как возникнет пожар.

        Наибольшую опасность для человека представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100°С приводит человека к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. У человека, получившего ожоги второй степени – 30% поверхности тела, мало шансов выжить.

        При пожаре в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Однако основной причиной гибели людей является отравление оксидом углерода. Он активно реагирует с гемоглобином крови, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать организм кислородом. Поэтому в 50 – 80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.

        Тушение пожаров осуществляется подразделениями МЧС. Однако каждый гражданин должен уметь ликвидировать возгорания и при необходимости участвовать в борьбе с пожаром. В начальной стадии пожара, которую можно обнаружить по запаху дыма, задымлению, нагреванию конструкций, огонь распространяется сравнительно медленно, но если не принять энергичных мер к тушению, он очень быстро может распространиться по площади и перерасти в сплошной пожар.

   Аварии и катастрофы на химически опасных объектах -нередкое явление. Так, в мире ежесуточно регистрируется 17-18 химических аварий. В Республике Беларусь ежегодно происходит от 10 до 25 аварий с выбросом ХОВ.

   Основные причины аварий и катастроф: превышение нормативных запасов; нарушение правил транспортировки и хранения; несоблюдение правил техники безопасности при использовании ХОВ на производстве; выход из строя отдельных агрегатов, механизмов, трубопроводов; неисправности транспортных средств; разгерметизация средств хранения; стихийные бедствия, приводящие к авариям на химически опасных объектах; возможные диверсии и террористические акты.

        Железнодорожным транспортом через территорию республики ежемесячно перевозят от 400 до 1500 вагонов и цистерн с химически опасными веществами, что создает химическую опасности практически для всей территории Республики Беларусь. В республике имеется около 550 объектов, где хранятся, используются или производятся опасные химические вещества. Общее количество людей, которые могут попасть в зоны заражения, может достичь 1,7 миллиона человек, в том числе свыше 200 тысяч человек работающих смен химически опасных объектов.

   В Республике Беларусь имеется: 3 объекта первой степени опасности, 11 объектов второй степени опасности, 221 объект третьей степени опасности и более 110 объектов 4 степени опасности.

   Примеры объектов первой и второй степени опасности: ПО «Полимир», г. Новополоцк - запасы акрилнитриловой кислоты составляют 5000 т, синильной кислоты - 15 т, аммиака -1140 т, хлора -6 т; водозабор г. Новополоцка - 3 т хлора; ПО «Нафтан», г. Новополоцк - 400 т аммиака; ПО «Азот», г. Гродно -20 000 т аммиака; ПО «Химволокно», г. Гродно - 2 т хлора; мясокомбинат, г. Гродно - 40 т аммиака; ПО «Водоканал», г. Минск - 80 т хлора; Минский автомобильный завод - 67 т серной кислоты; ТЭЦ № 3 г. Минска - 140 т серной кислоты; ПО мясной промышленности, г. Минск - 60 т аммиака. Всего на объектах г. Минска имеется более 300 т аммиака, более 250 т серной кислоты, более 80 т хлора, десятки тонн соляной кислоты.

Общая протяженность магистральных  нефтепроводов и продуктопроводов на территории Республики Беларусь составляет почти 6 тыс. км, газопроводов –5 тыс. км. Большинство из них введены в  строй в 1967-1971 годах. Истечение нормативного срока эксплуатации магистралей, нарушение  правил эксплуатации может привести к экологическим авариям и  значительному загрязнению прилегающих  территорий и водоемов. Пожары и взрывы на объектах хозяйствования. В Республики Беларусь имеется более 150 крупных пожароопасных объектов. Только в г. Минске находится 17 крупных пожаро- и взрывоопасных объектов. На каждой автозаправочной станции хранится по 250-450 тонн бензина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

      Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

      Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

      Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Белов СВ. Безопасность жизнедеятельности: учеб. М.: Высшая школа, 1999.
  2. Дорожко СВ., Пустовит В.Т. и др. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: учебно-методическое пособие. Ч. 1. Прогнозирование, оценка и предупреждение техногенных чрезвычайных ситуаций. Минск: БИТУ, 2006.
  3. Дорожко СВ., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: учебно-методическое пособие. Ч. 4. Комплекс мероприятий по защите населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Минск: БИТУ, 2006.
  4. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин ИЛ. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: РАНДЕВУ - AM, 2000.
  5. Кривошеий ДЛ. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Чрезвычайные ситуации характерные для Республики Беларусь