Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

Содержание

Введение
1. Определение ЧС
2. Техногенные ЧС
2.1. Радиационно-опасные объекты
2.2. Опасные химические вещества
2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях
2.4. Аварии на транспорте
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

чс.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Поэтому резкого спада  уровней радиации нет. При ядерном  взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 – 95% от общей  дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а  внутреннего – 85%.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Опасные химические  вещества (ОХВ).  
Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. 
Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах. 
На предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенные ОХВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В  большинстве случаев при обычных  условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях  жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения  различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают  десятки километров.

Хлор. Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при –34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход. 
Первая помощь:

· Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;

· Снять загрязненную одежду и обувь;

· Дать обильное питье;

· Промыть глаза и лицо водой;

· В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;

· Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;

· Дать дышать кислородом  и обеспечить покой;

· Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий

· Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.

Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами. 
Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика. 
Защита – противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Аммиак. Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при –34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках. Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь:

· Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором  лимонной кислоты, или противогаз с  дополнительным патроном ДПГ-3;

·Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;

·Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;

·Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Наличие и концентрацию аммиака  в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

Ртуть. Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.

Необходимо:

· Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;

·Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;

· Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;

· Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).  
При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

2.3. Аварии на гидротехнических  сооружениях. 

Опасность возникновения  затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток  воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные  разрушения происходят из-за большой  скорости и все сметающего на своем  пути огромного количества бегущей  воды. 
Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и  разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час. 
Значительные участки местности через 15 – 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток. По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала. При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор. 

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии на железнодорожном  транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами. 
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. 
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах. Аварии в метрополитене.  
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути. 
Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. 
Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД. Аварии на морском и речном транспорте. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек. 
При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Аварии на авиационном  транспорте. Безопасность полета  зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета. 
                     

Заключение 

Опасность подстерегает со всех сторон. При определенных условиях возможно возникновение негативных факторов, способных привести к одному или совокупности нежелательных  последствий для человека:

– ухудшению здоровья человека, т.е. заболеванию, травме, смерти человека;

– ухудшению состояния  окружающей среды.

Опасность ЧС может исходить как из окружающей среды, так и  из внутренней среды человека. Источник опасности – любая деятельность или состояние среды (в том числе и внутренней), способные привести к реализации опасности или возникновению факторов опасности. По происхождению источники опасности имеют два вида: естественные и антропогенные. Естественные источники опасности возникают при стихийных явлениях в природе, а также они могут возникнуть во внутренней среде человека (старение, некоторые заболевания, связанные со старением организма и др.). Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали – все, что создано человеком. Говоря об экологических ЧС, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природной среде в результате деятельности человечества, приводящие к усилению опасных воздействий. В настоящее время масштабы использования ресурсов экологии существенно возросли, в результате стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Природа умеет отвечать человеку за его грубое вторжение в нее. Стоит быть аккуратней. ЧС экологического характера сложны по своей специфике, так как они непоправимы и в совокупности создают понятие экологического кризиса.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Чрезвычайные ситуации и защита от них. Сост.А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

2.Чрезвычайные ситуации. Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г., 1999 г.

3. Причины и последствия  стихийных бедствий и катастроф. 
Мешков Н.  Основы безопасности жизни. 1998 г. 4.

Проблемы безопасности при  ЧС. 1999 г. Власов и др.


Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера