Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:40, контрольная работа
ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
Введение
1. Определение ЧС
2. Техногенные ЧС
2.1. Радиационно-опасные объекты
2.2. Опасные химические вещества
2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях
2.4. Аварии на транспорте
Список используемой литературы
Поэтому резкого спада
уровней радиации нет. При ядерном
взрыве главную опасность представляет
внешнее облучение (90 – 95% от общей
дозы). При авариях на АЭС значительная
часть продуктов деления
2.2. Опасные химические
вещества (ОХВ).
Опасными химическими веществами называются
токсичные химические вещества, применяемые
в промышленности и в сельском хозяйстве,
которые при разливе или выбросе загрязняют
окружающую среду и могут привести к гибели
или поражению людей, животных и растений.
Крупными запасами ядовитых веществ обладают
предприятия химической, целлюлозно-бумажной,
оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности,
черной и цветной металлургии. Значительные
их количества сосредоточены на объектах
пищевой, мясомолочной промышленности,
холодильниках, торговых базах.
На предприятиях создаются запасы ОХВ,
обеспечивающие трехсуточную работу.
Их хранение осуществляется на специальных
складах в емкостях повышенной прочности.
Для каждой группы емкостей по периметру
оборудуется замкнутая земляная обваловка
или ограждающая стенка их несгорающих
или антикоррозийных материалов.
Наиболее распространенные
ОХВ – хлор, аммиак, сероводород,
синильная кислота, фосген и др. В
большинстве случаев при
Хлор. Газ желто-зеленого цвета
с резким, раздражающим специфическим
запахом. Сжижается при –34 С. В 2,5 раза
тяжелее воздуха. Скапливается в низких
местах, затекает в подвалы, тоннели, движется
в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе
действуют на слизистую оболочку, кожу,
дыхательные пути и глаза. При соприкосновении
вызывает ожоги. Воздействие на организм
характеризуется загрудинной болью, сухим
кашлем, рвотой, нарушением координации,
одышкой, резью в глазах, слезотечением.
При длительном дыхании возможен смертельный
исход.
Первая помощь:
· Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;
· Снять загрязненную одежду и обувь;
· Дать обильное питье;
· Промыть глаза и лицо водой;
· В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;
· Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;
· Дать дышать кислородом и обеспечить покой;
· Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий
· Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.
Хлор обнаруживается
с помощью ВПХР (войсковой прибор химической
разведки) индикаторными трубками с тремя
зелеными кольцами.
Для дегазации
газообразного хлора используют распыленный
раствор кальцинированной соды или воду,
чтобы осадить газ. Место разлива заливают
аммиачной водой, известковым молоком,
раствором кальцинированной соды или
каустика.
Защита –
противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д,
ПДФ-2Ш.
Аммиак. Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при –34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках. Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.
Первая помощь:
· Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;
·Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;
·Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;
·Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.
Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.
Ртуть. Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.
Необходимо:
· Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;
·Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;
· Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;
· Пролитую ртуть собрать (капельки
удалить медной пластинкой).
При сборке ртути запрещается использовать
пылесос. Категорически запрещается выбрасывать
собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.
2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
Опасность возникновения
затопления низинных районов происходит
при разрушении плотин, дамб и гидроузлов.
Непосредственную опасность представляет
стремительный и мощный поток
воды, вызывающий поражения, затопления
и разрушения зданий и сооружений.
Жертвы среди населения и различные
разрушения происходят из-за большой
скорости и все сметающего на своем
пути огромного количества бегущей
воды.
Высота и скорость волны прорыва зависят
от размеров разрушения гидросооружения
и разности высот в верхнем и нижнем бьефах.
Для равнинных районов скорость движения
волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час,
в горных местностях доходит до 100 км/час.
Значительные участки местности через
15 – 30 минут обычно оказываются затопленными
слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более.
Время, в течение которого территории
могут находиться под водой, колеблется
от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и
карты, где показаны границы зоны затопления
и дается характеристика волны прорыва.
В этой зоне запрещено строительство жилья
и предприятий. В случае прорыва плотины
для оповещения населения используются
все средства: сирены, радио, телевидение,
телефон и средства громкоговорящей связи.
Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться
на ближайшие возвышенные участки. В безопасном
месте находиться до тех пор, пока не спадет
вода или не будет получено сообщение
о том, что опасность миновала. При возвращении
на прежние места остерегаться оборванных
проводов. Не употреблять продукты, которые
находились в контакте с водными потоками.
Воду из открытых колодцев не брать. Прежде,
чем войти в дом, надо внимательно осмотреть
его и убедиться, что нет опасности разрушения.
Перед входом в здание обязательно проветрить
его. Спичками не пользоваться – возможно
присутствие газа. Принять все меры для
просушивания здания, полов и стен. Убрать
весь влажный мусор.
2.4. Аварии на транспорте.
Аварии на железнодорожном транспорте.
Чрезвычайные ситуации на
железной дороге могут быть вызваны
столкновением поездов, их сходом с
рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность
для пассажиров представляют огонь и дым,
а также удары о конструкции вагонов, что
может привести к ушибам, переломам или
гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной
аварии пассажиры должны строго соблюдать
правила поведения в поездах. Аварии в
метрополитене.
Чрезвычайные ситуации на станциях, в
тоннелях, в вагонах метрополитена возникают
в результате столкновения и схода с рельсов
поездов, пожаров и взрывов, разрушения
несущих конструкций эскалаторов, обнаружения
в вагонах и на станциях посторонних предметов,
которые могут быть отнесены к категории
взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных
веществ, а также в результате падения
пассажиров с платформы на пути.
Аварии на автомобильном транспорте.
Автомобильный транспорт является источником
повышенной опасности, а безопасность
участников движения во многом зависит
непосредственно от них самих. Одним из
правил безопасности является неукоснительное
выполнение требований дорожных знаков.
Если же вопреки принимаемым мерам не
удается избежать дорожно-транспортного
происшествия, то необходимо управлять
машиной до последней возможности, принимая
все меры для того, чтобы уйти от удара
со встречным автомобилем, т.е. свернуть
в кювет, кустарник или забор. Если же это
неосуществимо – перевести лобовой удар
в скользящий боковой. При этом нужно упереться
ногами в пол, голову наклонить вперед
между рук, напрягая все мышцы, упереться
руками в рулевое колесо или переднюю
панель. Пассажир, находящийся на заднем
сидении, должен закрыть голову руками
и завалиться набок. Если рядом ребенок,
крепко прижать его, накрыть собой и также
упасть набок. Наиболее опасное место
– переднее сидение, поэтому детям до
12 лет запрещается сидеть на нем.
Как правило, после удара двери заклинивает,
и выходить приходится через окно. Машина,
упавшая в воду, может некоторое время
держаться на плаву. Выбираться из нее
нужно через открытое окно. Оказав первую
помощь, необходимо вызвать «скорую помощь»
и ГИБДД. Аварии на морском и речном транспорте.
Ежегодно в мире происходит около 8 тыс.
кораблекрушений, при которых гибнет свыше
2 тыс. человек.
При кораблекрушении по распоряжению
капитана спасательная команда осуществляет
посадку пассажиров в шлюпки и на плоты
в следующей последовательности: вначале
женщины и дети, раненые и старики, а затем
– здоровые мужчины. В шлюпки загружается
также питьевая вода, лекарства, продовольствие,
одеяла и др. Все плавучие средства со
спасенными должны держаться вместе и,
если есть возможность, плыть к берегу
или к трассе прохождения пассажирских
судов. Необходимо организовать дежурство
по наблюдению за горизонтом, воздухом;
пищу и воду расходовать экономно; нужно
помнить, что человек без воды может прожить
от трех до десяти суток, тогда как без
пищи – более месяца.
Аварии на авиационном
транспорте. Безопасность полета зависит
не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны занимать места согласно
номерам, указанным в авиабилетах. Садиться
в кресло следует так, чтобы в случае аварии
не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо
упереть в пол, выдвинув их как можно дальше,
но не под расположенное впереди кресло.
Заняв свое место, пассажир должен выяснить,
где находятся аварийные выходы, медицинская
аптечка, огнетушители и другое вспомогательное
оборудование. Если полет будет проходить
над водой, то следует до взлета узнать,
где находится спасательный жилет и как
им пользоваться. При взлете и посадке
пассажир должен пристегнуть ремни безопасности.
При аварийной посадке самолета эвакуация
осуществляется через аварийные выходы
по надувным трапам. Покинув самолет, следует
быстро оказать помощь пострадавшим и
не оставаться вблизи самолета.
Заключение
Опасность подстерегает со всех сторон. При определенных условиях возможно возникновение негативных факторов, способных привести к одному или совокупности нежелательных последствий для человека:
– ухудшению здоровья человека, т.е. заболеванию, травме, смерти человека;
– ухудшению состояния окружающей среды.
Опасность ЧС может исходить как из окружающей среды, так и из внутренней среды человека. Источник опасности – любая деятельность или состояние среды (в том числе и внутренней), способные привести к реализации опасности или возникновению факторов опасности. По происхождению источники опасности имеют два вида: естественные и антропогенные. Естественные источники опасности возникают при стихийных явлениях в природе, а также они могут возникнуть во внутренней среде человека (старение, некоторые заболевания, связанные со старением организма и др.). Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали – все, что создано человеком. Говоря об экологических ЧС, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природной среде в результате деятельности человечества, приводящие к усилению опасных воздействий. В настоящее время масштабы использования ресурсов экологии существенно возросли, в результате стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Природа умеет отвечать человеку за его грубое вторжение в нее. Стоит быть аккуратней. ЧС экологического характера сложны по своей специфике, так как они непоправимы и в совокупности создают понятие экологического кризиса.
Список использованной литературы
2.Чрезвычайные ситуации. Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г., 1999 г.
3. Причины и последствия
стихийных бедствий и
Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998
г. 4.
Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г. Власов и др.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера