Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:54, реферат

Краткое описание

Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.

Содержание

Введение 3
Глава I 3
Определение чрезвычайной ситуации (ЧС) 3
Техногенные ЧС 3
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России 4
Глава II 12
Группы и виды техногенных ЧС 12
Аварии на транспорте. Виды. 13
Пожары и взрывы 21
Аварии с выбросом АХОВ 23
Авария с выбросом радиоактивных веществ 26
Аварии с выбросом биологически опасных веществ 28
Обрушение зданий, сооружений 31
Аварии на электроэнергетических системах 32
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения 33
Аварии на очистных сооружениях 35
Гидродинамические аварии 35
Глава III 37
Статистика техногенных чрезвычайных ситуаций в России за 2011 год 37
Заключение 43
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Техногенные ЧС.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи  с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая  являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт  Камского филиала Российского речного  регистра.

По данным Всероссийского  Центра Монитогинга и Прогнозирования Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центра «Антистихия», за 10 месяцев 2011 г. произошло 156 техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики), что на 11% выше показателей аналогичного периода 2010 г. (140 ЧС) и на 65 % ниже среднемноголетних значений (449 ЧС)).

Количество погибших (668 чел.) в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера за этот же период увеличилось на 60 % по сравнению с 2010 г. (418 чел.) и на 14 % ниже среднемноголетних показателей (773 чел.).

Количество пострадавших в результате техногенных ЧС составило 962 чел., что на 35 % выше, чем в 2010 г. (715чел.) и на 0,2 % ниже среднемноголетних значений (964 чел.).

 

Из наиболее значимых техногенных  ЧС  2011 года следует отметить:

24 января 2011 г., Центральный  ФО, Московская область. В 16.30 в международном зале аэропорта «Домодедово» произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. Всего в результате теракта пострадало 192 человека, из них 33 иностранных граждан, в том числе погибло 36 человек, из них 9 иностранных граждан, было госпитализировано 135 человек, из них 23 иностранных гражданина.

 

26 мая 2011 г., Приволжский  ФО, Республика Башкортостан. В 11.42 (мск) 26.05.2011 г. в н.п. Урман Иглинского района Республики Башкортостан на складах произошло возгорание складов с боеприпасами с последующими взрывами, в результате чего сгорело 40 построек (в том числе 12 жилых одноэтажных домов и 2 жилых 2-х этажных 8-ми квартирных барачных дома, хозяйственные постройки). Пострадало 12 человек, в том числе госпитализировано 3 человека и 9 человекам оказана помощь амбулаторно. Эвакуировано 2700 человек (в том числе 700 детей).

 

10 июля 2011 г., Приволжский  ФО, Республика Татарстан. В 13.58 10.07.2011 г. на р. Волге возле н.п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан затонул теплоход «Булгария», следовавший по маршруту «Болгары - Казань». На борту находилось всего 185 человек, из них 148 пассажиров, 31 член экипажа, 6 незарегистрированных пассажиров. Спасено 80 человек.

 

07 сентября 2011 г., Центральный  ФО, Ярославская область. В 16.00 при взлете с аэропорта Туношна самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием. На борту находилось 45 человек (экипаж - 8 человек и 37 пассажиров (хоккейная команда клуба «Локомотив» г.Ярославль). Пострадало 45 человек, из них 44 человека погибло.

Глава II

Группы и виды техногенных ЧС

По источникам возникновения  чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные, биолого-социальные, экологические, космические. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные, космические и экологические чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных  классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных  и техногенным угрозам, а также  выявляются тенденции ее возможного развития.

Классификация техногенных ЧС по масштабу последствий

 


 

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

 

Аварии на транспорте. Виды.

Аварии на железнодорожном транспорте


 

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте являются неисправности  пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Тем не менее, ехать  в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз  безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Основные профилактические правила

Знайте, что с  точки зрения безопасности самые  лучшие места в поезде – центральные  вагоны, купе с аварийным выходом-окном  или расположенное ближе к  выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались  в вагоне, узнайте, где расположены  аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

·  при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; 

·  тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; 

·  не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; 

·  запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; 

·  курите только в установленных местах; 

·  не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; 

·  не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; 

·  при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни  и упритесь в стену или сиденье  ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара  не расслабляйтесь и держите все  мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Как действовать после железнодорожной аварии

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь  или окна – аварийные выходы (в  зависимости от обстановки), так  как высока вероятность пожара. При  необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный  выход выбирайтесь только на полевую  сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне  закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось  топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и  взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое  растекается электроток по земле, может  быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Аварии на автомобильном транспорте 

Около 75% всех аварий на автомобильном  транспорте происходит из-за нарушения  водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений  по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд  на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям  плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте  – тормоза, на втором – рулевое  управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных  аварий состоит в том, что 80% раненых  погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь. 

Как действовать при неизбежности столкновения

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой. 

Как действовать после аварии

Определитесь, в каком  месте автомобиля, и в каком  положении Вы находитесь, не горит  ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон  автомобиля через окна, открыв их или  разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее  как можно дальше – возможен взрыв. 

Как действовать при нападении автомобиля в воду

 
При падении в воду машина может  держаться на плаву некоторое  время, достаточное для того, чтобы  покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с  закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько  минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте  легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь  или окно при заполнении машины водой  наполовину, иначе Вам помешает поток  воды, идущей в салон. При необходимости  разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем  резко плывите вверх. 

Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных  сидячих мест постарайтесь встать в  центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому  наиболее безопасными являются сидячие  места. Если обнаружилось, что салон  находится под напряжением –  покиньте его. При аварии у выходов  возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив  стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага  пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими  элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь  металлических частей, так как  в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в  воду дождитесь заполнения салона водой  наполовину, задержите дыхание и  выныривайте через дверь, аварийный  выход или разбитое окно. 

Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым  последствиям приводят разрушения отдельных  конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Как действовать при декомпрессии

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре на самолете

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись  или на четвереньках, так как внизу  салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого  воздействия огня, используя имеющуюся  одежду, пледы и т.д. После приземления  и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через  кресла, опуская их спинки. При эвакуации  избавьтесь от ручной клади и избегайте  выхода через люки, вблизи которых  имеется открытый огонь или сильная  задымленность.

После выхода из самолета удалитесь  от него как можно дальше и лягте  на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды.