Чернобыльская катастрофа и меры по уменьшению её последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Чернобыльская катастрофа и ее социально-экономические, экологические, демографические, медико-психологические и другие последствия.

Деятельность государственных, научно-исследовательских учреждений, общественных объединений и международных организаций по преодолению последствий аварии.

Вложенные файлы: 1 файл

Чернобыльская катастрофа.docx

— 734.80 Кб (Скачать файл)

В момент аварии на площадке ЧАЭС находилось 476 человек, в том  числе дежурного персонала —  до 200 и строителей (в районе строящегося 5 блока) — до 300 человек.

Ни у кого на ЧАЭС в  момент аварии аварийных дозиметров не было. В равной мере это относится  к пожарным, которых направляли на тушение пожаров, персоналу, сотням людей прибывших по тревоге на ЧАЭС. Когда вскрыли мобилизационные  резервы дозиметров, то они оказались  неработоспособными из-за отсутствия батареек.

Обстановка в области  инструментального контроля была напряженной  в течение не менее 2 месяцев. Между  тем, наиболее интенсивные дозы облучения  людей формируются за первые сутки, неосведомленность об истинной радиационной обстановке в первые часы привели  к переоблучению персонала станции  и особенно участников ликвидации пожара, работавших вплоть до появления признаков  лучевого заболевания — тошноты, рвоты, лучевых ожогов кожи. В организации  защиты этих людей от облучения была единственная возможность обеспечить защиту временем и дать радиопротекторы. Что, однако, не было сделано. Был здравпункт на ЧАЭС, где дежурил один фельдшер, который был неспособен принять  и обеспечить медицинскую помощь большому числу пострадавших. МЧС  в г. Припять, рядом со станцией (4 км), обеспечивала эвакуацию пострадавших, но и она не была рассчитана на дезактивацию большого числа пострадавших, которые  имели высокие уровни загрязнения. Не хватало сменного белья, запасов  медикаментов.

Так как никакими данными  медики по измеренным дозам облучения  не располагали, наиболее эффективным  был клинический метод дозиметрии в первые сутки после аварии:  
- время наступления тошноты и рвоты;  
- степень распространенности эритемы кожи;  
- количество лейкоцитов в периферической крови.

Сводные данные по общему числу  больных острой лучевой болезни (ОЛБ) представлены в Таблице.

Таблица. Характеристика больных ОЛБ по степени тяжести и исходам заболевания.

Число   
больных

Степень   
лучевой   
болезни

Место госпитализации

Вылечено  
больных

Умерло в   
первые 3   
месяца после   
аварии

Институт  
биофизики  
(Москва)

В лечебных  
учреждениях  
Украины

41

1

23

18

41

-

50

2

44

6

49

1

22

3

21

1

15

7

21

4

20

1

1

20

Всего: 134

 

108

26

106

28


Всем в специализированном покое клиники Института биофизики  проводили радиометрический контроль приборами регистрирующими излучение  с поверхности тела, что позволяло  определить показания к деконтаминации.

Вклад внутреннего облучения  был незначителен (около 5 %). Ведущими явились общее внешнее гамма-облучение  всего тела и бета-облучение обширных поверхностей тела. Поражения кожи, охватывавшие значительную часть поверхности тела, входили в качестве одной из ведущих причин смерти во все сроки после облучения.

Если обожженная кожа составляла более 50 % и доза бета-облучения была выше 200 Гр на уровне базального слоя эпидермиса возникал смертельный исход. Дозы гамма-облучения  устанавливали методом кариологического анализа костного мозга и лимфоцитов периферической крови. Дозы бета-облучения  экспериментально реконструировали с  помощью специальных дозиметров.

В клинике Института биофизики  были проведены соответствующие  подготовительные мероприятия. Потребовалось  найти сотни метров полиэтиленовой пленки для покрытия полов, пластиковых  мешков для сбора радиоактивных  отходов, бахил, респираторов для персонала  и т. д. Был мобилизован весь потенциал  здравоохранения г. Москвы. Лечение  лучевых поражений по заключениям  экспертов осуществлялось в соответствии с современными требованиями. Следует  отметить неэффективность трансплантации костного мозга и клеток эмбриональной печени человека.

 

Ликвидаторы

Масштабы катастрофы на Чернобыльской  АЭС огромны, однако немыслимо себе представить ситуацию, в которой  могло оказаться значительно  большее количество людей, если бы не мужество и героизм ликвидаторов аварии, людей, которые ценой собственного здоровья и с немалым риском для  жизни защищали других от ядерного смерча. Ликвидаторы работали в опасной  зоне посменно: те, кто набрал максимально  допустимую дозу радиации, уезжали, а  на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие  примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие  годы) составило около 600 000 ликвидаторов.

Все эти люди получили индивидуальные дозы облучения различной степени. Острая лучевая болезнь — таков  был диагноз для 134 человек. 28 человек  умирали медленной мучительной  смертью в течение трех месяцев  с момента катастрофы. У тысяч  других в той или иной мере ухудшилось состояние здоровья. В ликвидации катастрофы и ее последствий принимали  участие тысячи представителей самых  разнообразных профессий. Отдавая  должное мужеству и святому самопожертвованию  людей всех этих профессий, история  тем не менее неопровержимо свидетельствует, что первыми из первых в той  беспрецедентной, поистине апокалипсической схватке жизни и смерти были сотрудники МВД, чьи имена теперь высечены на надгробиях Митинского кладбища в Москве (там похоронен и наш земляк В. Игнатенко). С первых дней в борьбу с невидимым врагом включились сотрудники органов внутренних дел и внутренних войск, пожарные, курсанты, воины запаса. Неся службу в условиях сложной радиационной обстановки, без достаточных средств защиты, знаний и опыта, они являли собой действительно подлинный образец бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству и людям. Их основными задачами являлись: проведение дезактивационных работ, строительство защитного сооружения над разрушенным реактором, а также отселение деревень, сохранность государственного и личного имущества, поддержание пропускного режима и общественного порядка на территории загрязненных областей. Стоит отметить, что ликвидаторы, работая ввозле ЧАЭС в 1986 году, имели органичения по предельной дозе облучения. Для каждого ликвидатора суммарная предельная доза облучения составляла 250 мЗв. В 1987 году это ограничение сократилось до 100 мЗв, а в 1988 - до 50 мЗв. Данные регистров показывают, что из года в год средние зарегистрированные дозы полученного радиоактивного облучения уменьшались. Часть ликвидаторов и сегодня продолжает трудиться на благо страны и народа. Многих из тех, кто первым шагнул в ядерное пекло, уже нет в живых.

Знак участника  ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, который выдавался после 1991 года вместе с удостоверением о праве  на льготы.

Основная часть  знака Ликвидаторов 
сальфа (α), бета (β) и гамма-лучами (γ), 
проходящими сквозь каплю крови.


 

Меры радиационной защиты в различные периоды после  аварии на ЧАЭС.

Поскольку стало ясно, что  дозы только за счет внешнего облучения  могут превысить аварийный норматив — 100 мЗВ. правительственной комиссией  было принято решение об эвакуации  населения из г. Припять, что и  было сделано 27. 04. 86 г. За три часа было эвакуировано население 49 тысячного  города.

Основаниями для эвакуации  жителей из 30 километровой зоны, окружающей АЭС послужили:  
- возможность превышения аварийных нормативов;  
- опасность изменения конфигурации остатков ядерного топлива и образование критической массы, т. е. возможность ядерного взрыва;  
- опасность проплавления железобетонного перекрытия раскаленным топливом и попадание его в помещение бассейна-барбатера, заполненного, как полагали тысячами тонн воды, с последующим паровым взрывом.

Расчеты показывали, что  при реализации указанных опасностей произойдет выброс радионуклидов в 10 раз и более, чем при первых взрывах. При этом в зоне радиусом менее 30 км возникнут лучевые поражения  со смертельным исходом. 02. 05. 86 г. принято  решение об эвакуации, что и было сделано 06. 05. 86 г. К 6 мая выяснилось, что второго взрыва не будет.

Кроме лучевой болезни  наибольшая опасность была связана  с действием радиойода. Была налажена система радиологического контроля за продуктами питания. В частном  секторе не удалось обеспечить радиационно-гигиенический  контроль, это наряду с выпасом  скота на загрязненных пастбищах  явилось основной причиной переоблучения  щитовидной железы у сельского населения. Действию радиойода подверглось 70 млн. человек на Европейской части бывшего СССР. В пострадавших республиках не оказалось необходимых запасов йодистых препаратов для раздачи населению, а на местах не было инструкций.

В качестве защитных мер  было принято решение об отселении  людей с ТЗР (территории загрязненных радионуклидами) в 1990 г. При этом предусматривалось  отселение людей с ТЗР с  плотностью загрязнения по цезию-137 свыше 15 Ки/км2 (555 кБк/м2) и при превышении годовой дозы более 5 мЗВ. В диапазоне  годовых доз от 1 до 5 мЗВ предусматривалось  добровольное отселение за счет государства. Этому решению предшествовали острые дискуссии, существо которых недостаточно объективно излагалось средствами массовой информации, в результате чего было утрачено доверие со стороны пострадавшего  населения к мерам, принимаемым  в их интересах. Всего за прошедшее  десятилетие было эвакуировано с  ТЗР в Беларуси более 130 тысяч  человек. Это обошлось в 5 миллиардов долларов США. Следует заметить, что если критерием отселения в пострадавших республиках была принята доза за жизнь в 70 мЗв, то в настоящее время автори-тетные международные организации рекомендуют постоянное отселение с целью предотвращения дозы за жизнь в 1000 мЗв.

Коллективные дозы при  воздействие на население оцениваются  следующим образом: суммарные дозы за первый год составляют 30 % дозы за всю оставшуюся жизнь, а за 10 лет  — 85 %. При этом если дозы от излучения  облака в 1-й год не превышают 2, 5 % и от вдыхания радионуклидов 4, 5 % общей  дозы, то вклад дозы от внешнего гамма-облучения  и вследствие поступления с пищей  составляют 52, 6 и 40, 6 %. В после-дующие годы вклад в общую дозу внешнего облучения от выпадений будет  превалировать, а вклад “облака” и ингаляционное поступление  не превысит 1, 5 % общей дозы. Вклад  в дозу актиноидов по сравнению с  вкладом от цезия-137 и йода-131 не превысит 0, 1 % . Средние индивидуальные дозы в 1986 г. на ТЗР с загрязнением цезием-137 свыше 185 кБк/м2 варьировали от 6, 5 до 32, 4 мЗв, хотя в ряде случаев они пре-вышали 50 мЗв.

Участвовавшие в 1986 — 1987 годах  в “ликвидации” последствий аварии, получили средние дозы порядка 100 мЗв. Около 10 % из них получили дозы порядка 250 мЗв, несколько процентов получили дозы, превышающие уровень 500 мЗв.

Сопоставимые дозы облучения  всего тела получили жители, эвакуированные из зоны отчуждения (30 км зона).

У эвакуированного населения  регистрируются, так же, как и  у ликвидаторов более высокая  заболеваемость сердечно-сосудистыми  заболеваниями, невротическими и психосоматическими расстройствами, болезнями органов  пищеварения. Многочисленные исследования подтверждают возможность отклонений в состоянии иммунной, гормональной систем, изменениях обмена веществ  у ликвидаторов и у людей, проживающих  на ТЗР. Это обстоятельство может  способствовать возникновению и  более тяжелому течению разнообразных заболеваний. Не исключена возможность, что многие биологические эффекты, аналогичные отмеченным у жителей ТЗР могут быть вызваны стрессом, а также факторами нерадиационной природы. Такие симптомы как страх, нервно-психическое напряжение, могут быть отнесены к числу основных последствий аварии.  
В сроки свыше 10 лет практически единственным тестом биологической реконструкции дозы (порог дозы 0, 2 Гр) является определение хромосомных аберраций (транслокаций) в лимфоцитах периферической крови. Однако, высокая стоимость исследований ограничивает широкое использование метода.

Основными отдаленными последствиями  действия малых доз радиации (до 1 Гр) с радиобиологических позиций  является соматические стохастические эффекты, то есть злокачественные новообразования.  
С 1989 года отмечается постоянное увеличение частоты тиреоидного рака у детей и у взрослых, особенно в Гомельской области: за 10 лет выявлено 422 случая у детей и 3492 — у взрослых и подростков, 50 % заболевших детей из Гомельской области, 27 % — из Брестской. У пострадавшего населения во всех возрастных группах риск возникновения болезней щитовидной железы в 6-10 раз выше, чем у населения республи-ки в целом.

В меньшей степени, чем  риск развития рака (не более 1 % по сравнению  с нерадиационными причинами) оценивается  риск генетических эффектов. Однако предстоит  еще изучить возможные долгосрочные генетические последствия и их значение

Основные направления  деятельности по преодолению последствий  чернобыльской катастрофы.

Постановлением Верховного Совета в 1990 году был образован Государственный  комитет Республики Беларусь по проблемам  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС. Ныне - Комитет по проблемам  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС при Совете Министров Республики Беларусь

В 1992 году Президиум Совета Министров одобрил Программу  по преодолению в Беларуси последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  на 1993-1995 гг. Аналогичная программа  выполнялась в 1996-2000 гг. В настоящее  время завершена Государственная  программа по преодолению последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  на 2001-2005 гг. и начинается реализация очередной программы, рассчитанной на 2006-2010 гг. Это свидетельствует  о том, что значимость чернобыльских  проблем для Беларуси остается на общегосударственном уровне.

Выработка и реализация государственной  политики в области преодоления  последствий чернобыльской катастрофы осуществляется при непосредственном участии Президента Республики Беларусь. В деятельности Президента и его  Администрации установилась система  контроля над реализацией чернобыльского законодательства и Госпрограммы по преодолению последствий чернобыльской  катастрофы. Она включает периодические (не менее двух раз в год) рабочие  поездки Президента в загрязненные радионуклидами регионы страны и  рассмотрение на месте проблем пострадавшего  населения.

Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 году были приняты основополагающие чернобыльские законы - "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с этими законами затраты на чернобыльские  программы в республиканском  бюджете составляли до 21 % в год. Значительная часть этих средств направляется на социальную защиту пострадавшего  населения. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за все  постчернобыльские годы направлено около 17 млрд. долларов США. За счет этих средств, а также благодаря усилиям  органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов, ряд важнейших проблем удалось  решить. В республике создана нормативная  правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий  аварии. В рамках первоочередных мер  радиационной защиты практически завершено  переселение граждан с наиболее загрязненных территорий. Защитные меры в агропромышленном комплексе позволяют  держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции. Создана  и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга. Действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В районах загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания.

Информация о работе Чернобыльская катастрофа и меры по уменьшению её последствий