Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 08:47, реферат

Краткое описание

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

Содержание

Введение.
Основные формы деятельности человека.
Энергетические затраты на мышечную работу.
Понятие о терморегуляции.
Опасность переохлаждения, перегревания и его профилактика.
Работоспособность человека и её динамика.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет Бизнеса и управления 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 

на  тему: «Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Ст. гр.  

Проверил: 
 
 
 
 
 
 

Иркутск

2010 

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основные формы деятельности человека.
  3. Энергетические затраты на мышечную работу.
  4. Понятие о терморегуляции.
  5. Опасность переохлаждения, перегревания и его профилактика.
  6. Работоспособность человека и её динамика.

 

Введение. 

    Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

    Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация  труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса - не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека.

    Почему  же люди, которым от природы присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, столь часто становятся виновниками  своих травм?

    Самое общее рассмотрение закономерностей развития и жизни человека позволяет заметать, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

    Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека.

    С развитием орудий труда увеличился диапазон воздействия человека на окружающий мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом расширился и круг ответных реакций внешнего мира. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то возможности современного человека существенно отстают от уровня возросшей опасности. Правда, развитие производства позволяет при разработке техники делать ее менее опасной, создавать соответствующие средства защиты от опасности, выбирать способы действия с учетом опасности и т. д., однако с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

    Второй общей причиной, делающей условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, является рост цены  ошибки. Расплата за ошибку первобытного человека была не столь велика, ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже

    Третья общая причина, способствующая росту травматизма, - адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, человек зачастую забывает, что техника, обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации этой опасности.

    Постоянное  взаимодействие с машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. 

    Рассмотренные закономерности  создают некую особую тенденцию, способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

    Помимо  общих причин, обнаруживается много  чисто индивидуальных факторов, главным  образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев, так называемый «человеческий фактор», или личностный подход. Личностный аспект изучения профессионально значимых свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, возникающей при определенных мотивах, нравственных ценностях и потребностях и направленной на решение важных для человека задач. Личностный подход - это понимание личности и отдельных ее психических проявлений в единстве с деятельностью.

 

    

    Основные  формы деятельности человека. 

     Формы деятельности человека и их физиологические характеристики

     Трудовая  деятельность требует от человека высокой  подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

     Физиология  труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.

     Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы  (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же  время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

     Механизированная  форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

     Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой  предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

     Конвейнерный  труд отличается  дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

     Умственный  труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

     1) операторский - подразумевает контроль  за работой машин; отличается  высокой ответственностью и нервно- эмоциональным напряжением;

     2) управленческий - характеризуется большим  ростом объема информации при  нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

     3) творческий труд - требует большого  объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального  напряжения, тахикардии. повышению  кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

     4) труд преподавателей и медицинских  работников - это постоянный контакт  с людьми, повышенная ответственность,  частая нехватка времени и  информации для принятия правильного  решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

     5) труд учащихся и студентов  - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые  ситуации ( на экзаменах, зачетах).

     Энергетические  затраты человека при различных  формах деятельности.

     Уровень энергозатрат человека при различных  формах деятельности служит критерием  тяжести и напряженности выполняемой  работы, имеет большое значение для  оптимизации условий труда и  его рациональной организации. Уровень  энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления

     кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда  значительно возрастают потребление  кислорода и количество расходуемой  энергии.

     Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

     Физический  труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал. 

     При очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

     Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов  мышления, внимания, памяти. Данный вид  труда характеризуется значительным  снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя-  на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии  составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

     Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "входить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

     Мышечная  работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Информация о работе Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности