Формирование опасностей в производственной среде. Опасные и вредные производственные факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.
Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЖ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями  труда, порядок их представления.

 

Если работа выполняется в тяжелых и вредных условиях труда, то законодательство предусматривает специальные условия оплаты труда, которые компенсируются установлением доплат. Таким рабочим могут повышать и тарифные ставки.

В приложении 3 к Генеральному соглашению и п. 2 Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 03.10.86 г. № 387/22-78 (далее — Положение № 387), предусмотрен размер доплаты в зависимости от тяжелых и вредных условий труда:

1) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда — 4, 8 и 12% тарифной ставки (оклада);
2) за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20 и 24% тарифной ставки (оклада).

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда используется оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах и применяются отраслевые перечни работ, на основании которых могут проводиться указанные доплаты.

Оценка фактического состояния условий труда осуществляется на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды в соответствии с картой фотографии рабочего дня (хронометраж) и картой условий труда на данном рабочем месте.

Следовательно, доплаты за неблагоприятные условия труда (на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда) устанавливаются не в зависимости от занимаемой работником должности, а за выполнение им соответствующих видов работ, которые признаны тяжелыми и вредными условиями труда.

К примеру, чтобы правильно рассчитать доплату электросварщику, нужно точно знать наименование профессии и отличия в профессии (электросварщик ручной сварки, газ электросварщики, которые заняты на работах: в закрытой емкости (котлах, резервуарах, баках, отсеках, трюмах); высокомарганцовистыми сталями и титаном; постоянной сварке освинцованных деталей и др.). Потому что именно от наименования работ зависит размер льгот, доплат, премий за работу с тяжелыми и вредными (особо тяжелыми и особо вредными) условиями труда.

В частности, согласно Перечню профессий и должностей электросварщик ручной сварки имеет право на максимальный размер доплаты — 24%.

Например, аппаратчикам выжигания VI разряда при производстве кожи и кожаной обуви по результатам произведенных расчетов на рабочих местах фактическое состояние условий труда составило 6,3 балла за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, для которых установлен размер доплаты 16% к тарифной ставке (окладу).

Доплаты за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда могут также устанавливаться руководителям, профессионалам, специалистам, техническим служащим. Например, мастерам, начальникам участков и цехов при условии их постоянной занятости на участках, в цехах и производствах (не менее 50% рабочего времени, что должно быть регламентировано коллективным договором), где рабочие получают соответствующие доплаты или им установлены повышенные тарифные ставки.

Предприятия на основании отраслевых перечней и аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывают и по согласованию с профсоюзным комитетом утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются доплаты за условия труда. Указанные перечни рабочих мест могут оформляться в виде приложения к коллективному договору. При улучшении условий труда доплаты могут уменьшаться или отменяться полностью (пп. 2.2 Положения № 387).

Обращаем внимание, что работодатель не имеет права устанавливать размер доплат ниже минимально гарантированных законодательством размеров.

На практике встречаются случаи, когда доплаты за вредные условия труда работникам устанавливаются в абсолютных суммах, а не в процентах от часовой тарифной ставки. Главным условием осуществления доплат в абсолютном выражении является закрепление данного положения в трудовых и коллективных договорах предприятия. Положения КЗоТ не содержат ограничения способов установления повышенной оплаты труда, поэтому предприятие имеет право устанавливать такие доплаты как в процентном отношении, так и в абсолютных суммах.

Абсолютный размер доплат может устанавливаться с учетом степени вредности факторов производственной среды и тяжелым трудом в одинаковом абсолютном размере всем работникам соответствующей профессиональной группы, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, независимо от уровня их квалификации.

При этом абсолютный размер доплаты в зависимости от степени вредности факторов производственной среды и тяжелого труда для рабочих соответствующей профессиональной группы рассчитывается по тарифной ставке (окладу) рабочего наивысшего (VI или более высокого) разряда.

Согласно пп. 4.9 Гигиенической классификации оценка тяжести труда осуществляется на основании учета классов показателей труда по показателям тяжести трудового процесса приведенных в таблице 4.11.7 «Классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса». При этом сначала устанавливается класс каждого из измеряемых показателей, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, имеющему наивысшую степень тяжести.

При наличии двух и более показателей класса 3.1 (условия труда, вызывающие функциональные изменения, выходят за пределы физиологичных колебаний (последние восстанавливаются при более длительном, чем начало следующего изменения, перерыве контакта с вредными факторами) и увеличивают риск ухудшения здоровья) и 3.2 (условия труда, которые способны вызывать стойкие функциональные нарушения, приводят в большинстве случаев к росту производственно-обусловленной заболеваемости, появлению отдельных признаков или легких форм профессиональной патологии (как правило, без потери профессиональной трудоспособности), возникающие после длительной экспозиции (10 лет и больше)) условия труда по тяжести трудового процесса оцениваются на одну степень выше (3.2 и 3.3 класса соответственно).

По данным критериям наивысшая степень тяжести — класс 3.3 (условия труда которые приводят, кроме роста производственно-обусловленной заболеваемости, к развитию профессиональных заболеваний, как правило, легкой и средней степеней тяжести (с утратой профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности)).

Оплата дополнительного отпуска

Согласно ст. 7 Закона № 504 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предприятие предоставляет в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей за работу с вредными и тяжелыми условиями труда работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов продолжительностью до 35 календарных дней.

В пункте 1 Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 30.01.98 г. № 16 (далее — Порядок № 16), указано, что ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 1) предоставляется работникам производств, цехов, профессий и должностей, независимо от отрасли хозяйствования и от форм собственности предприятий, организаций и учреждений.

Следует отметить, что работникам, профессии и должности которых не предусмотрены в указанном списке, но которые в отдельные периоды рабочего времени выполняют работу на производствах, в цехах, по профессиям и на должностях, перечисленных в Списке № 1, дополнительный отпуск предоставляется на тех же основаниях, что и работникам, имеющим право на такой отпуск.

Конкретная продолжительность отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях и базируется на результатах гигиенической оценки условий труда по показателям и критериям, утвержденным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.97 г. № 383/55.

Дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется пропорционально фактически отработанному времени (п. 9 Порядка № 16).

При этом в расчет времени, которое дает право работнику на дополнительный отпуск, засчитываются только те дни, когда он фактически был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников этих производств, цехов, профессий и должностей.

В тех случаях, когда работники работали на разных производствах, в цехах, по профессиям и на должностях, за работу на которых предоставляется дополнительный отпуск разной продолжительности, подсчет времени работы осуществляется отдельно по каждому виду работ, профессий и должностей.

Также эти доплаты включаются при расчете средней заработной платы для осуществления выплаты пенсии, помощи по временной утрате трудоспособности, безработице и несчастном случае, отпускных (п. 2 Порядка № 100).

Согласно п. 3 Порядка № 100 доплаты за работу в тяжелых и вредных, особенно тяжелых и особенно вредных условиях труда учитываются при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения.

Кроме того, предприятие предоставляет работникам оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращенную продолжительность рабочей недели (ст. 51 КЗоТ), льготную пенсию, доплаты и другие льготы и компенсации, которые предоставляются в порядке, определенном законодательством.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей, с вредными условиями труда, робота в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденным приказом Минтруда от 23.03.2001 г. № 122.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66.  Что входит в состав сил и средств Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

      Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения

      Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях

      Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

      Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС

      Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

      Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий

      Ликвидация ЧС

Организационная структура РСЧС

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

      федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

      региональный — территорию нескольких субъектов РФ;

      территориальный — территорию субъектов РФ;

      местный — территорию района (города, населенного пункта);

      объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

      координирующие органы;

      органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

      органы повседневного управления;

      силы и средства;

      резервы финансовых и материальных ресурсов;

      системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Информация о работе Формирование опасностей в производственной среде. Опасные и вредные производственные факторы