Феномен терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:37, реферат

Краткое описание

Зародившийся в XIX веке терроризм в XXI веке приобретает глобальный характер. При этом количество людей, профессионально задействованных в терроре во всём мире, не увеличилось на порядки (их счёт идёт на тысячи). Как и прежде, террористы в большинстве своём являются представителями среднего класса, либо из богатейших семей, они, как правило, хорошо образованы. Вопреки распространённому мнению, обездоленность сама по себе не порождает терроризм, и нынешние террористы не борются за социальное равенство.

Вложенные файлы: 1 файл

политология 1.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

                            1.2        Религиозный терроризм

Обычно возникает там  и тогда, когда группировки, исповедующие ту или иную религию, пытаются, если не свергнуть, то, во всяком случае, вести  борьбу против государства, где наиболее распространённой является иная религия  или где господствует неортодоксальная разновидность той же религии.

В рамках религиозного, точнее религиозно-политического экстремизма, особую опасность приобретают экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма. Характеризуя исламский  терроризм как одну из разновидности  терроризма религиозного, уместно использовать определения «самый» и «больше  всех». Действительно, за последние 30 лет  эти террористы являются самыми фанатичными  и самыми активными. Более того, в  настоящее время террористические организации именно этого направления  являются численно, безусловно, преобладающими в системе террористических структур, действующих в различных регионах мира: более 150 организаций.

В системе религиозно-политических экстремистских организаций наиболее активны в настоящее время  «Братья – мусульмане», широко поддерживаемые Саудовской Аравией, «Хезболлах» «Аль-Джихад аль-ислами» (проиранские), ряд недавно возникших палестинских организаций, например «Бригада мучеников Аллаха» и «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), а также иракские организации, спровоцированные своим появлением американским вторжением в эту страну весной 2003 года. На особом месте – группировка «Основа» («Аль-каида»).

Исламские террористические группировки очень широко контактируют между собой, это обусловлено  тем, что кроме прочих целей у  всех у них имеются две общие: западный образ жизни и Израиль  как государство неверных, оккупировавшее священные земли ислама. Они обладают также весьма мощной финансовой базой  за счёт средств радикальных исламских  организаций во многих мусульманских  странах. Для того чтобы понять сущность исламского терроризма, надо сперва уяснить, что такое исламский фундаментализм. Под ним скрывается форма радикального ислама, связанная с верой в  то, что для возвращения исламским  странам их «былого величия» правоверные  мусульмане должны отказаться от всего  того, что связано с «западными духовными ценностями и западным образом жизни». Надо вернуться к  истокам, к «фундаменту ислама»  точно в таком виде, каким его  проповедовал пророк Мухамед.

Более того, радикальные  исламисты убеждены, что сам ислам  как религия оказался перед лицом  смертельной опасности. Он может  исчезнуть, причём не в результате вторжения  каких-нибудь крестоносцев, как это  бывало в прошлом, а вследствие «западной  отравы», то есть обольщения современными светскими, материалистическими идеями и соответствующим им образом жизни. Их распространяют неверные среди подражающих им наивных мусульман. Государство же эффективно умерщвляет религию через светское законодательство, парламентаризм, научно-материалистическое образование, репрессивный аппарат, средства массовой информации.

Чтобы спасти ислам и свои души, правоверные мусульмане должны объединиться и захватить власть. Конечной целью исламских фундаменталистов в любой стране является создание религиозного государства, управляемого духовенством и руководствующегося законами шариата. На сегодняшний день подобных результатов фундаменталисты добились в Иране и Судане, а до недавнего времени и в Афганистане. Во всех других мусульманских странах они находятся в оппозиции, причём довольно часто им приходиться действовать в условиях подполья: Сирии, Алжире, Тунисе, в Ираке (до американского вторжения в апреле 2003 года). Но даже в такой неявной форме радикальные исламисты способны влиять на общественно-политическую ситуацию.

Основная мысль лидеров  исламского терроризма очень проста: «против тех, кто не соблюдает  законы ислама, необходимо сражаться». Идеологи исламского терроризма возводят джихад, то есть священную войну, в  ранг шестого столпа ислама, считая при этом, что «разрушение силой  и насилием, полное уничтожение, не оставляющее большого и малого», представляют собой главную форму  и метод джихада. Стратегическая задача этого вида экстремизма состоит  в создании современного халифата – панисламского государства, обладающего ядерным оружием. Однако уже сейчас воинствующие мусульманские фундаменталисты выдали себе карт-бланш на притеснение и физическое уничтожение тех, кто осмеливается оспаривать их политизированное толкование Корана, и потому приверженцы светских, умеренных взглядов даже внутри ислама и, конечно, вне этой религии постоянно находятся под угрозой.

Тревожной является возможная  тенденция к росту как числа  организаций, базирующихся на идеях  исламского фундаменталистского терроризма, количества боевиков, в них состоящих, так и террористических актов, ими совершаемых. Указанный тренд базируется на очевидном основании: во всем мире происходит рост количества приверженцев мусульманской религии – к 2010 году их количество достигнет почти полуторамиллиардной отметки, – стало быть и количество непримиримых фундаменталистов также возрастёт. Ни одна страна не свободна от этой тенденции. Согласно опросу компании «Гэллап», проведённому в 2003 году, большинство представителей мусульманского мира от Марокко до Индонезии настроены резко отрицательно по отношению к США. Результаты опроса свидетельствуют о существовании большого разрыва между реальными фактами и тем, как их воспринимают в исламском мире и на Западе54.

Исламизация США началась с 1960-х годов, когда в Америку  хлынул поток из мусульманских стран, в основном из Египта, Саудовской Аравии, Сирии и Пакистана. По данным последних  статистических исследований, численность  мусульман США превышает 7 млн человек. К ним относятся 3 млн так называемых «белых» мусульман – арабов и выходцев из Центральной и Юго-Восточной Азии. Больше всего их живёт в штате Калифорния. Община «чёрных мусульман» насчитывает более 4 млн человек. Таким образом, среди белого населения США мусульмане составляют около 2%, а в негритянской общине в Аллаха верует каждый пятый55. Можно сказать, что мусульмане, пользуясь крайне либеральными иммиграционными законами, принятыми Конгрессом США в 1966 году, закрепились в американском обществе. С самого начала исламская диаспора оставалась замкнутым обществом и является таковой в настоящее время. В отличие от многих этнических общин, систематически оседавших в США, арабы и другие мусульмане отнюдь не стремятся в пресловутый «плавильный котёл». Они не только блюдут родной язык и обычаи своей родины, но, прежде всего, религию. С самого начала исламская диаспора становилась замкнутым обществом, члены которого самоизолировались от внешнего мира настолько, насколько позволяла им забота о хлебе насущном. Они стремятся не допускать в свой круг чужаков, к которым относят «неверных» – немусульман; избегают контактов с правоохранительными органами, в первую очередь судебными, применяя по возможности нормы шариатских установлений. Именно поэтому почти невозможно увидеть в Америке смешанные пары или мусульманок в традиционной одежде. В этой среде крайне быстро обозначилось движение крайних мусульманских радикалов-фундаменталистов. Они рьяно пропагандируют преимущества ислама перед любой религией, а мусульманского менталитета перед современным образом жизни. В этой пропаганде очень быстро и отчётливо зазвучал призыв к свержению чуждых верований, к силовому изменению американской цивилизации.

Вскоре у этих экстремистов появилась и первая боевая группа – «Джаамат уль Фукра» (ДФ) – одна из наиболее опасных террористических организаций, базирующихся в США в настоящее время. Она была создана в 1980 году в Бруклине и в настоящее время существует две близкие ветви ДФ: американская и пакистанская. Идеологически обе ориентированы на установление власти «истинного» ислама во всём мире. Одним из методов укрепления и расширения организации ДФ является создание исламских поселений в глубинке США. Таких поселений и городских ячеек у неё сейчас более всего в Аризоне, Колорадо, Пенсильвании, Нью-Джерси, Джорджии. По данным ФБР, в стране к 2001 году находилось более 3000 активистов ДФ, в числе которых – около 300 наиболее подготовленных террористов. Чёрные мусульмане. Так называют себя американские негры, принявшие ислам. Это движение началось в конце  
1940-х годов. Его основателем и идеологом стал афроамериканец из Детройта Элия Пул, объявивший себя мусульманским пророком и принявшим имя Мухамед. В общем виде его идеи сводилась к тому, что всё доброе – дело чёрных последователей Аллаха, которые некогда и были властелинами всего сущего на Земле. Но белые христиане – раса дьявола – украли у них власть, поработили, ввергли в нищету, рабство, бесправие. Пришла пора положить конец господству белых. Для этого негры должны стать мусульманами, принять арабские имена, выучить Коран, отгородиться от белых, объединиться, создавая собственный бизнес, школы и боевые отряды.

Эти постулаты были положены в основу созданной Элия Мухамедом организации «Нация ислама». Он превратил её в самую крупную и экономически сильную негритянскую организацию в США. Со временем во главу угла своей программы «пророк» поставил создание негритянско-исламского государства на американской территории. В «Нации ислама» появились группы боевиков-телохранителей, обеспечивавших проводимые «пророком» акции. В конце 1960-х годов их пополнили до 40 боевых ячеек – экстремистской организации афроамериканцев немусульманского толка – уцелевших после разгрома этой организации.

Таким образом, «Нация ислама» уже в те времена располагала боевыми группами, способными к проведению террористических акций. Однако международный экстремизм пока не ориентируется на свой американский филиал как на ударную силу террора. Перед ним поставлена задача по наращиванию влияния в стране, укреплению идеологического и экономического потенциала. Планируется использовать организацию и как мощную электоральную общность. Именно такая линия просматривается в политике нынешнего лидера «Нации ислама» Луиса Фаррахана. Фаррахан – прирождённый лидер и талантливый оратор. Он мастерски готовит и обставляет свои выступления, держа в напряжении аудиторию и, заставляя слушать себя, часами. Основная тема его речей – ничтожество «белого общества», его слабость и порочность, божественное предназначение американских негров – создать здесь «исламскую страну», которая поведёт за собой всех единоверцев, станет ядром всемирного исламского государства. Лидер «чёрных мусульман» не ограничивается ораторскими упражнениями. Он создал своеобразные «штурмовые отряды» наподобие нацистских, в которые набираются исключительно сильные физически афроамериканские мусульмане ростом не менее двух метров. Именно они окружают Фаррахана во время его выступлений, демонстрируя мощь «Нации ислама», они эскортировали своего лидера в ходе известного «Марша миллиона чёрных мужчин», который состоялся в 1995 году и завершился грандиозным митингом перед зданием Конгресса США.

Сегодня вполне очевидно, что  в США утвердилось и развивается  сообщество людей, которые проявляют  категорически неприятие американского  государственного устройства, общественного  строя, образа жизни, системы моральных  ценностей. Оно не скрывает своих  намерений бороться с ними и изменить социально-политическое и идеологическое устройство США в угодном для  себя направлении. Эту общину – американскую исламскую диаспору – правомерно сравнивать с миной замедленного действия, способную взорваться по сигналу извне.

Круг религиозно-политических и иных экстремистских организаций  в настоящее время всё более  пополняется структурами иной религиозной  направленности: особого внимания заслуживает  возникновение и интенсивное  наращивание активности тоталитарных сект типа «Аум Синрикё» в Японии. Данный факт говорит о живучести религиозного терроризма и его многоликости.

 

                    1.3      Идеологический терроризм

Члены организованных террористических групп, относящихся к этому виду, ставят своей задачей достижение социальных, политических или экономических  изменений внутри одного государства, нескольких или даже мира в целом. Следует иметь в виду, что он может быть как левого, так и  ультраправого толка.

Современный левый социально-революционный  терроризм зародился в 1960-е годы в Латинской Америке, где под  знаменем «городской гверильи» развернули свою деятельность многочисленные террористические группировки. Первыми по времени появления среди них стали «Тупамарос» в Уругвае, МИР и ФАЛН в Венесуэле, обратившимися к террору в 1963 году. В этой связи необходимо подчеркнуть, что 1960-е годы и особенно 1968 год, вошедшие в историю своими знаменитыми студенческими бунтами, стали «датой рождения» многих экстремистских и террористических группировок по всему миру. Радикально настроенная часть студенчества взяла вместо учебников транспаранты и флаги и пошла отстаивать свои интересы на улицах. Именно в этой среде сформировалось подавляющее большинство левых террористов. Ими стали те из бывших студентов, которые считали, что против власти надо бороться с оружием в руках – иначе власть их просто не услышит.

Кроме того, в это время  в Латинской Америке сыграл свою роль и другой фактор: пример кубинской  революции вместе с активными  попытками специальных служб  этой страны экспортировать её в страны американского континента, лежащие  южнее Мексики.

Затухание массовых политических движений трудящихся на Латиноамериканском континенте, связанное с приходом в большинстве стран национал-реформистских  правительств, ориентированных на рыночную экономику и сотрудничество с  мировым сообществом, послужило  поводом для развёртывания городской  террористической деятельности. Лидеры этих движений исходили из того, что  в странах с преобладанием  городского населения и прогрессирующей  урбанизацией говорить об окружении  города деревней явно несерьёзно. Поэтому  идею «сельского очага» революционной  борьбы, выдвинутую Эрнесто Че Геварой, они заменили идеей «очага городского». Из этой искры, по их мнению, должно было разгореться пламя революции  по всей стране.

Кроме того, очень скоро  стало понятно, что крупные отряды в условиях сельской местности не имеют возможности уклоняться от столкновений с регулярными войсками, поэтому несут большие потери. Осознав, что у них нет перспектив для ведения широкомасштабной партизанской борьбы в джунглях, они постепенно перешли к тактике систематических ударов в городах, совершаемых малыми группами, координирующими свои действия между собой.

Ещё один фактор оказал влияние  на становление городского терроризма. Партизанская война в сельской местности, как уже говорилось выше, требует  обязательной поддержки местного населения. Подавляющее же большинство жителей  маленьких деревень, разбросанных в  горах и джунглях, были безграмотными  и деполитизированными.

Очень важным аргументом в  пользу перенесения террористической деятельности из деревни в город  стала идея об использовании в  своих интересах средств массовой информации. В городе даже самый  маленький террористический акт  мгновенно попадал на первые полосы газет и выпуски телевизионных  новостей, а вот в сельской местности  целое сражение могло остаться незамеченным.

Вскоре среди латиноамериканских террористов появился человек, превративший революционный терроризм левого толка в стройную систему. Им стал Хуан Карлос Маригелла – руководитель подпольной организации боевиков в бразильском городе Сан-Паулу. Именно он разработал стратегию и тактику террористической борьбы, которые превратили левый терроризм в грозную силу, с которой правительства стран Латинской Америки, Западной Европы и некоторых других регионов не могли справиться больше двух десятков лет.

Суть разработанной Маригеллой концепции сводилась к следующему: необходимо путём насильственных действий превратить политический кризис в вооружённый конфликт. Это вынудит власти трансформировать политическую ситуацию в военную, что заставит массы взбунтоваться против армии и полиции. Другими словами, путём терактов создать в стране революционную ситуацию.

Маригелла сформулировал две главных цели террористических действий:

·     физическая ликвидация верхушки армии и полиции, экспроприация  у правительства и крупных  собственников средств на борьбу;

·    провокация репрессий со стороны правительства, чтобы сделать жизнь масс невыносимой, что должно заставить их возмутиться и выступить против режима.

Важную роль сыграл тезис, выдвинутый Маригеллой: «Террористическая организация должна складываться из автономных групп, связанных друг с другом не организационно, но идеологически. То есть террористическую организацию нельзя слишком централизовать или иерархировать. Потомки вняли его рекомендациям, практически все последующие террористические организации – от ИРА до ХАМАС – устроены по этому образцу: отдельные ячейки не связаны между собой. В случае провала такой ячейки ущерб для организации в целом минимален.

Маригелла разработал основы тактики терроризма, определил условия для того, чтобы операции проходили успешно. Главное – неожиданность. Необходимо захватить противника врасплох, лучше его знать поле боя, иметь достоверную информацию, быть более быстрым и маневренным, а также обладать высокой решимостью. Тактика должна быть наступательной, так как для обороны сил у террористов недостаточно. Действовать нужно по принципу внезапной атаки и быстрого отступления, не ввязываясь в открытое столкновение. Важную роль он отводил освещению операций в печати.

Современные террористы многим обязаны Маригелла не только в тактической и организационной областях. Он разработал систему политического обоснования и нравственного оправдания терроризма, которой воспользовались его последователи, далеко обогнав его в этом.

Революционный левый терроризм  Латинской Америки представлен  и двумя перуанскими организациями. Прежде всего, следует назвать группу «Сендеро Луминосо» («Светлый путь»), организацию маоистского типа, возникшую в этой стране ещё в 1960-е годы. Систематические террористические действия она начала в 1978 году, поставив своей целью разрушение существующего государства и создание вместо него «народной республики новой демократии», ориентированной на интересы индейцев. После разгрома «Сендеро Луминосо» в 1992 году правительством президента А. Фухимори уцелевшие остатки организации выродились в обыкновенных бандитов, находящихся на службе у наркомафии.

В 1983 году в Перу возникла террористическая группировка имени  Тупак Амару (РДТА). Её идеология представляет собой эклектическую смесь из некоторых идей марксизма-ленинизма и теории Че Гевары об «экспорте революции». Своей целью РДТА считает «утверждение марксистского режима» путём «вооружённой пропаганды», то есть террора, а также изгнание из Перу «империалистов», то есть американских и японских корпораций. Наиболее известным эпизодом в деятельности этой террористической организации является захват японского посольства в Лиме 17 декабря 1996 года. В руки боевиков попало 370 человек, собравшихся на приём по случаю дня рождения императора Японии Акихито. Среди заложников оказались послы 9 стран, министры, сенаторы, иностранные бизнесмены. Командиром напавших на посольство боевиков был ветеран террористического движения 48-летний Нестор Серпа. Через 4 месяца осады в результате штурма заложники были освобождены, все террористы уничтожены, погиб один пленник и два члена специальной штурмовой группы. Тем не менее, говорить о полном уничтожении Тупак Амару (РДТА) рано: в условиях глубокого подполья действует ещё примерно 150 боевиков, которые имеют в своём распоряжении несколько тайных баз, упрятанных в непроходимых джунглях.

 

 

2 Методы террористической деятельности, исследователи выделяют:

1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.

2. Индивидуальный террор  или политические убийства –  чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т.д.

3. Политические похищения.  Как правило, похищают крупных  государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных  дипломатов и т.д. Цель похищения  – политический шантаж (требования  выполнения определенных политических  условий, освобождения из тюрьмы  сообщников, выкуп и т.д.)

4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся  захватом заложников. Чаще всего  за этим следуют переговоры  с представителями властей, но  история знает и примеры уничтожения  заложников. Обладание заложниками  позволяет террористам вести  переговоры «с позиции силы».  Сегодня это одна из наиболее  распространенных форм терроризма.

5. Захват самолетов, кораблей  или других транспортных средств,  сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности  получила широкое распространение  в 1980-х.

6. Ограбление банков, ювелирных  магазинов, частных лиц, взятие  заложников с целью получения  выкупа. Грабежи – вспомогательная  форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми  ресурсами.

7. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием».

8. Биологический терроризм.  Например, рассылка писем со спорами  сибирской язвы.

9. Использование отравляющих  веществ и радиоактивных изотопов.

Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища  отходов, повреждение которых чревато  экологическими катастрофами, могут  стать объектом атаки террористов.

                 3       Формы и методы борьбы с терроризмом

Все террористические организации, независимо от их идеологии и возможностей, имеют общие уязвимые места.

Основными из них являются следующие:

1) Активность террористов.

Террористы не могут действовать  изолированно. Они неминуемо поддерживают контакты с соратниками и единомышленниками. Отслеживание таких контактов с  помощью специальной техники  позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а  также обнаружить и обезвредить  их.

Необходимо фиксировать  все передвижения и действия членов террористических организаций. Пристальное  внимание к сбору и анализу  информации о террористах помогает добиться ощутимых успехов в борьбе с ними.

2) Возможность ареста  или уничтожения лидеров террористических  групп.

Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние  на деятель­ность возглавляемых ими орга­низаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства.

Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Террористические акции требуют планирования и тщательной подготовки. Поэтому захват или ликвидация лидера способны разрушить планы террористов.

3) Борьба за власть  вну­три террористических групп.

Между террористическими  группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций

4)Террористические организации  состоят из людей, которых можно  уничтожить или вернуть к нормальной  жизни путем убеждения и демонстрации  доброй воли.

Государство должно проводить  ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая  их в бессмысленности дальнейшей борьбы.

К таким мерам относятся:

- искоренение коррупции  во власти;

- улучшение жизни населения  в районах, поддерживающих террористов;

- подрыв финансовой и  продовольственной базы террористов;

- склонение их лидеров  к отказу от вооруженной борьбы;

- объявление амнистий  для членов террористических  групп;

- разъяснение бессмысленности  террористической деятельности.

5) Все государства, даже  соперничающие на международной  арене, вынуждены объединять усилия  в борьбе с терроризмом.

6) Определенные государства  поддерживают террористов, и поэтому  необходимо удерживать их от  этого с помощью военной силы.

Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих  интересах. Чтобы пресечь такую  поддержку, мировое сообщество применяет  экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство.

 

                                                   Вывод

Необходимо исключение, или  хотя бы противодействие идеологическому  обоснованию терроризма. Для этого должен быть сформирован представительный теологический орган, состоящий из авторитетных представителей духовенства всех основных религий, в том числе мусульманской, который сможет запретить терроризм, особенно массовый, особенно терроризм камикадзе для всех верующих, объявив его не дорогой в рай, а самым большим грехом и дорогой в ад. Большинство стран, в том числе мусульманских стран, не заинтересовано в терроризме, более того, боится его и не хочет, чтобы их страны погрузились в пучину фундаментализма и средневековья, чтобы террористы убивали руководителей этих стран. Кстати, этот теологический орган может содействовать своим авторитетом мирному решению реальных проблем.

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

                                          Список литературы

1.http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/TERRORIZM.html?page=0,4

2.http://www.ekstremizm.ru/publikacii/zakonodatelstvo-i-pravo/item/666-problemy-borby-s-religioznym-ekstremizmom-politiko-pravovoy-analiz-na-primere-respubliki-dagestan

3. http://modernarmy.ru/article/24

4. http://politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=77&issue=216

5. http://mookkervil.sankt-peterburg.info/novosti/goichs/goi009.htm

6. http://structure.mil.ru/mission/fight_against_terrorism.htm


 

 

 

 

 


Информация о работе Феномен терроризма