Типы характеров по Гиппократу - Галену

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть типы характеров по Гиппократу-Галену.
Задачи:
Рассмотреть соотношение понятий характер и темперамент;
Изучить типы темперамента по Гиппократу;
Изучить мнение Галена о природе темперамента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование темперамента………………………………………………….4
2. Типы темперамента по Гиппократу…………………………………………...9
3. Гален о темпераменте………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям.

Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гален о темпераменте

 

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (5 в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – кровь, флегма, желтой и черной желчи. – входящих в его состав. Исходя из его учения, самый реалистичный после Гиппократа врач античности К. Гален (2 в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в трактате «De temperamentum»,6 согласно которому тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выдвинуты темпераменты, которые и в наше время широкой известностью: сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Наибольший интерес представляют теории, в которых свойства темперамента, принимаемые как наследственные или врожденные, связывались с различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий.

Гален родился в Пергаме около 129 г.н.э., где начал он учиться, затем продолжил в Коринфе, Александрии. В 157 г. вернулся в Пергам, где был какое-то время врачом гладиаторов. В 163 г. приехал в Рим, где пробыл около трех лет; когда там началась эпидемия, он поспешил вернуться в Пергам. Затем в Смирне он слушал лекции медиоплатоника Альбина, от которого немало перенял.

Литературное наследие его безмерно, несколько тысяч страниц. Многие из них утрачены, но значительное их число сохранилось (около сотни названий). В каталог, отредактированный и названный самим Галеном "Мои книги", вошли: 1) сочинения терапевтические, 2) книги по теории прогнозирования, 3) Комментарий к Гиппократу, 4) полемические против Эрасистрата, 5) книги, относящиеся к Асклепию, 6) работы, посвященные различным медицинским методам, 7) книги, используемые при доказательствах, 8) книги по философии морали, 9) книги по философии Платона, 10) книги, относящиеся к философии Аристотеля, 11) книги, касающиеся разногласий с философией стоиков, 12) работы по философии Эпикура, 13) книги об аргументах грамматических и риторических.

Среди наиболее значительных его работ назовем: "Анатомические процессы", "Полезность частей", "Естественные способности", "Терапевтический метод", "Учебное руководство по медицине", "Комментарий к Гиппократу".

Гален ставит целью восстановить античный образ врача, достойным примером которого, более того, живой парадигмой, был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от Гиппократа, Гален предъявляет три тяжких обвинения: 1) невежество, 2) коррупция, 3) абсурдная разобщенность..

Заслуга Галена состоит в придании новой формы уже известному знанию. Его достижения можно суммировать следующим образом: а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея, и обобщенные им; б) элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, приведенные и адаптированные в контексте строгого телеологизма; в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа; г) теория "врожденной теплоты" и "пневмы" (модифицированная идея Посидония); д) идеи "Тимея", прочитанные в медиопла- тоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии. К этому всему должна быть присоединена теологическая концепция самого Галена специфически преломленная в платоническо-аристотелевской традиции.7

Что касается теории элементов, качеств и жидкостей, то в трактате "О природе человека" он развивает и завершает ее теорией темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырех элементов и четырех качеств \ - холодного, горячего, сухого и влажного, должным образом соотнесенных, происходит все прочее. "Темперамент" не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из "удачного смягчения" противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли "истинной мерой". "Хороший темперамент" человека есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей тела. "Жидкости", т.е. кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная не суть первоначальные элементы, но происходят от других элементов и их качеств. Они являются по преимуществу влажными, сухими, горячими или холодными, но не в абсолютном смысле, а скорее, в смысле преобладания одной из характеристик.

 

 

Заключение

 

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Людиначинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. В повседневнойжизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, адругие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни ите же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразиемповеденческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типыповедения. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный психолог Черлин писал: «Представьте себе две реки – однуспокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едвазаметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурныхводопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстронесется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается вклочья пены…». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразное свойство психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявлялись в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Следует отметить, что нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

Такие вышеуказанные четыре типа темперамента могут быть использованы для изучения индивидуальности. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрения) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

 

 

Список литературы

 

  1. Климов Е.А. Основы психологии: Уч-к вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

  1. Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000. –414с.

  1. Общая психология: курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 472 с.

  1. Психология: уч-к / Под ред. В.М. Аллаквердов. – М.: Проспект, 2003. – 584 с.

  1. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, - М.: П-Пресс, 1997. – 440 с.

  1. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 2001, - 494 с.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов-на-Дону, Из-во «Феникс», 2001. – 736 с.

 

 

 

1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 99.

2 Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000. –С. 131-138.

3 Психология: уч-к / Под ред. В.М. Аллаквердов. – М.: Проспект, 2003. – С.124.

4 Общая психология: курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С.242.

5 Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 2001–С.126.

6 Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВААДДС, 1998. – С.381.

7 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, - М.: П-Пресс, 1997. – С.342.

 

 


Информация о работе Типы характеров по Гиппократу - Галену