Служба охраны на предприятии. Надзор и контроль за охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Служба охраны на предприятии. Надзор и контроль за охраной труда. Производственный травматизм и меры по его предупреждению.
Радиация. Понятия доза облучения и мощности дозы облучения. Описать как и каким прибором измеряется радиационный фон.

Вложенные файлы: 1 файл

бжд контрол.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 11

  1. Служба охраны на предприятии. Надзор и контроль за охраной труда. Производственный травматизм и меры по его предупреждению.
  2. Радиация. Понятия доза облучения и мощности дозы облучения. Описать как и каким прибором измеряется радиационный фон.

 

1 вопрос 

Служба охраны труда на предприятии

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ. 
В организации с численностью более 50 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 
На предприятии с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. 
Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. 
При отсутствии на предприятии службы (специалиста по охране труда) оно вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 
Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. 
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. 
Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 
Структуру службы и численность работников службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10).  
На должность специалиста по охране труда рекомендуется назначать, лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. 
Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель предприятия, орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 
Ответственность за деятельность службы несет руководитель предприятия. 
Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями. 
Минтрудом России было принято постановление «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях» от 08.02.2000 № 14. 
В данном постановлении определены основные задачи, функции, права работников службы охраны труда в организации (более подробно об организации деятельности службы охраны труда и о ее функциях см. в разделе «Образцы некоторых локальных нормативных актов по охране труда»). 
Работники службы охраны труда вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.  
Служба охраны труда представляет руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. 
Руководитель предприятия должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий. 
Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 
Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей. 
Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой. 
Руководителю предприятия рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Государственный  надзор и  контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения  работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей  и работников информацией о  наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до  сведения соответствующих органов  государственной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. 

 

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации).

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности работников  организации;

- принимать участие  в расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организаций о состоянии  условий и охраны труда, а также  о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- защищать права  и интересы членов профессионального  союза по вопросам возмещения  вреда, причиненного их здоровью  на производстве (работе);

- предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы  жизни и здоровью работников;

- направлять работодателям  представления об устранении  выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

- осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие  в работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие  в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

- принимать участие  в разработке законов и иных  нормативных актов, содержащих нормы  трудового права;

- принимать участие  в разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- обращаться в  соответствующие органы с требованием  о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. 

 

Трехступенчатый контроль в организациях.

1 этап  — это ежедневный контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией - руководитель группой).

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (проводится с периодичностью 1 раз в неделю).

3 этап. Уровень предприятия. Один раз в месяц один из цехов (или одно из подразделений организации) выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят: главный инженер; начальник отдела охраны труда;  представитель мед. сан. части; главный специалист (технолог или энергетик).

 

Занимаясь вопросом производственного травматизма, следует понимать коренные причины этого явления. Таковыми можно считать не те причины, что напрямую приводят к травматизму (например, низкое качество оборудования, отсутствие защитных средств, отсутствие контроля, низкая квалификация персонала - все они будут рассмотрены ниже), а такие, что создают условия для их возникновения. 
Так, в первую очередь, стоит отметить общее положение на внутреннем рынке начиная с 90-х годов - это стремление захватить как можно больший сегмент рынка, делая упор не на интенсивный, а на экстенсивный способ развития, что порождало малую заботу о средствах достижения целей. В этом случае, человек выступал как средство, и качествам условий труда внимания уделялось крайне мало. 
Постепенно рыночные отношения становились более цивилизованными, чаще стали возникать такие производства, где высококлассные специалисты были крайне необходимы, которые, в свою очередь, стали предъявлять все большие требования к условиям труда. Как результат в таких отраслях травматизм весьма низок. Однако, на сегодняшний день, не смотря на внедрение новых, более современных и безопасных для человека технологий, остается много отраслей, где травматизм являет собой значительную проблему. Таким образом, можно сказать, что Уровень производственного травматизма в России сегодня в первую очередь определяется технологическим уровнем производства.  
Кроме того, статистические данные, сильно отличаются от региона к региону по уровню регистрируемости этого показателя.  
Наиболее высоким травматизмом в России отличаются лесодобывающие области Европейского Севера. Лесозаготовки и вывоз древесины на переработку содержат преимущественно низкотехнологичные производственные операции с высокой долей ручного труда и большим количеством рискованных действий. 
Конечно же, понимание глобальных проблем без понимания тех причин, о которых говорилось выше, не может дать полного представления о проблеме травматизма на производстве.

Наиболее выражено процессы техногенного изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой в профессиональной трудовой деятельности специалистов различного профиля. Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровнем опасных и вредных факторов производственной среды. 
Так создание двигателей внутреннего сгорания решило много транспортных проблем, но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей.  
Производственная деятельность человека постоянно оказывает возрастающее негативное влияние на качество природной среды, способствуя возникновению неблагоприятных экологических факторов, формирующих до 25-30% патологию человека. 
Постоянное повышение технической оснащенности в различных областях человеческой деятельности сопровождается возрастанием энергетического уровня антропогенных факторов современной среды обитания. Данные о масштабе воздействия опасных и вредных факторов на человека и окружающую среду в динамике, к сожалению, свидетельствуют о постоянном увеличении травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф и вызывающих их факторах. 
Следовательно, без учета настоящего положения сложно планировать дальнейшее развитие производства и экономики в целом, т.к. к развивающимся технологиям необходимо предъявлять повышенные требования безопасности. 

 

 

2 Вопрос .Радиация. Понятия доза облучения и мощности дозы облучения.

Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (Федеральный закон " О радиационной безопасности населения"). Основные нормативы облучения (допустимые пределы доз) конкретизируются и уточняются в санитарно-гигиенических федеральных нормах и правилах, таких как НРБ - 99/2009, ОСПОРБ - 99/2010 и др.  
 
Ионизирующим считается любое излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию электрических зарядов разных знаков.  
 
Естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическими лучами и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Радиоактивный фон присутствует везде и всегда - где-то его уровень больше обычной нормы, где-то меньше.

 

Человеческий организм не способен с помощью своих органов чувств воспринимать наличие радиоактивных веществ и их излучения (до несмертельных значений), поэтому необходимы специальные измерительные приборы - дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.

 

Уровни безопасных величин поглощённой дозы излучения измеряемые радиометром или дозиметром, для населения  
 
Естественный радиационный фон везде свой, в зависимости от высоты территории над уровнем моря и геологического строения каждого конкретного района.  
 
Безопасным считается уровень радиации до величины, приблизительно 0.5 микрозиверт  в  ч а с (до 50 микрорентген в час).  
 
до 0.2 микрозиверт  в  ч а с  (соответствует значениям до 20 микрорентген в час) - это наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека, когда "радиационный фон в норме".  
 
Верхний предел допустимой мощности дозы – примерно 0.5 мкЗв/час (50 мкР/ч).  
 
Сократив время непрерывного нахождения до нескольких часов - люди могут без особого вреда своему здоровью перенести излучение мощностью в 10 мкЗ/ч (соответствует 1 миллирентген в час), а при времени экспозиции до нескольких десятков минут - относительно безвредно облучение с интенсивностью до нескольких миллизивертов в час (при медицинских исследованиях - флюорография, небольшие рентгеновские снимки и др.).  
 
Поглощённая доза облучения накапливается в организме, и за всю жизнь, сумма не должна превышать 100-700 мЗв (для жителей высокогорий и районов с повышенной естественной радиактивностью почв, подземных вод и горных пород - привычные им дозы будут находиться в верхнем пределе допустимых значений).

Информация о работе Служба охраны на предприятии. Надзор и контроль за охраной труда