Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:15, реферат
При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории, целях обеспечения условий для быстрейшей ликвидации инфекционных (в том числе особо опасных) заболеваний в части по приказу командования и при участии медицинской службы организуются режимно-ограничительные мероприятия - обсервация или карантин.
1.	Введение.
2.	Понятие терминов карантин и обсервация.
3.	Порядок введения.
4.	Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.
5.	Заключение.
6.	Список литературы.
Казахский Национальный Университет имени С.Д.Асфендиярова.
СРС
На тему: Карантин и обсервация. Понятие. Порядок введения. Мероприятия и организация их проведения.
                              
                              
                              
Курс: 3
                              
Алматы 2013г.
План.
1. Введение.
При возникновении очага инфекционн
2. Понятие терминов карантин и обсервация.
Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.
 
Обсервация - это система изоляционно-ограничительных 
мероприятий, направленных на ограничение 
въезда, выезда и общения людей на территории, 
объявленной опасной, усиление медицинского 
наблюдения, предупреждение распространения 
и ликвидацию инфекционных заболеваний. 
Обсервация вводится при установлении 
возбудителей инфекции, не относящихся 
к группе особо опасных, а также в районах, 
непосредственно соприкасающихся с границей 
карантинной зоны.
3. Порядок введения.
В целях предупреждения заноса 
инфекционных заболеваний и их распространения 
при возникновении эпидемических очагов 
осуществляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных 
и медицинских мероприятий, которые в 
зависимости от эпидемиологических особенностей 
инфекции и эпидемиологической обстановки 
подразделяются на обсервацию и карантин. 
 
Организация и проведение при обсервации 
и карантине изоляционно-ограничительных 
и режимных мероприятий возлагаются на 
ответственных руководителей административных 
территорий и санитарно-противоэпидемические 
комиссии. 
 
Санитарно-эпидемиологическая служба 
организует и проводит противоэпидемические 
мероприятия, осуществляет контроль и 
методическое руководство при проведении 
изоляционно-ограничительных и режимных 
мероприятий другими службами и ведомствами. 
 
Карантин вводится при появлении в очагах 
катастроф среди пораженного населения 
больных особо опасными инфекциями, групповых 
заболеваний контагиозными инфекциями 
с их нарастанием в короткий срок. 
 
При установлении неконтагиозных инфекции 
карантин среди населения заменяется 
обсервацией, которая осуществляется 
в течение максимального срока инкубационного 
периода для данного заболевания, исчисляемого 
после изоляции последнего больного и 
проведения заключительной дезинфекции 
и санитарной обработки. При установлении 
единичных случаев заболеваний чумой, 
холерой, массовых заболеваний сибирской 
язвой и некоторых других высококонтагиозных 
заболеваниях, карантин сохраняется. 
 
Обсервация вводится в районах катастроф 
с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим 
состоянием при появлении единичных случаев 
контагиозных инфекций. Изоляционно-ограничительные 
мероприятия запрещают выезд без предварительного 
проведения экстренной профилактики, 
ограничивают въезд и транзитный проезд 
через район обсервации. Между населенными 
пунктами и группами населения ограничивается 
контакт, а населением выполняются установленные 
правила поведения в эпидемическом очаге. 
 
При появлении случая заболевания чумой, 
холерой, сибирской язвой, геморрагической 
лихорадкой и другой опасной инфекцией, 
распоряжением председателя комитета 
(комиссии) по ГО ЧС и ликвидации последствий 
стихийных бедствий административной 
территории накладывается карантин или 
обсервация.
Обсервацией предусматривается: 
 
- выставление регулировочных постов на 
внешней границе зоны обсервации, основных 
маршрутах с целью ограничения въезда 
(выезда); 
 
- выявление инфекционных больных и их 
изоляцию; 
 
- проведение опроса и осмотра населения 
с целью активного и своевременного выявления 
инфекционных больных и контактных лиц; 
 
- оказание медицинской помощи, эвакуация 
выявленных больных в инфекционные больницы, 
расположенные в пределах и вне зоны катастрофы; 
 
- экстренную и специфическую профилактику 
по эпидемическим показаниям лицам, подвергнувшимся 
риску заражения среди пострадавшего 
населения, спасателей и обслуживающего 
персонала; 
 
- противоэпидемический режим работы медицинских 
учреждений здравоохранения; 
 
- осуществление целенаправленного санитарно-эпидемиологического 
надзора за эпидемически значимыми объектами, 
определяемыми по результатам эпидемиологического 
обследования; 
 
- проведение текущей и заключительной 
дезинфекции, а по показаниям - и санитарной 
обработки; 
 
- усиление санитарно-просветительной 
работы.
 
При установлении карантина проводимые 
при обсервации мероприятия усиливают 
дополнительными режимными, которые 
включают: 
 
- оцепление зоны заражения и прилегающей 
к ней территории; 
 
- организацию заградительных постов на 
всех второстепенных маршрутах, движение 
по которым полностью прекращается; 
 
- организацию контрольно-пропускных пунктов 
(КПП) на основных маршрутах, по которым 
осуществляется подвоз дополнительных 
сил и средств для ликвидации ОБП, сырья 
для промышленности, продуктов питания 
и предметов первой необходимости для 
населения; 
 
- развертывание санитарно-контрольных 
пунктов (СКП) на железнодорожных станциях, 
в портах и на аэродромах для контроля 
за правильностью ввода или вывода из 
зоны карантина формирований и населения; 
 
- организация приемно-передаточных пунктов 
(ППП) с целью материально-технического 
снабжения; работа ППП должна быть организована 
так, чтобы исключить возможность контакта 
людей, находящихся вне зоны карантина, 
с людьми, находящимися в его пределах; 
 
- запрещение въезда, выезда и транзитного 
проезда через зону карантина без соответствующего 
разрешения штаба ГО области; 
 
- охрану инфекционных больниц, водоисточников, 
продовольственных складов и предприятий, 
производящих продукты питания, организацию 
комендантской службы; 
 
- максимально возможное разобщение населения, 
проживающего в разных населенных пунктах 
(выставление постов на маршрутах движения 
людей); разобщение рабочих по сменам, 
цехам, отделам; 
 
- прекращение деятельности зрелищных 
учреждений, учебных заведений, рынков 
с целью уменьшения контактов среди населения. 
 
Обсервация и карантин отменяются по истечению 
срока максимального инкубационного периода 
данного инфекционного заболевания с 
момента изоляции последнего больного 
проведения заключительной дезинфекции 
и санитарной обработки обслуживающего 
персонала и населения.
4. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.
Чрезвычайная эпидемическая ситуация - прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.
При введении карантина предусматривается:
• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);
• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;
• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;
• создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;
• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;
• ограничение общения между отдельными группами населения;
• установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;
• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;
• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;
• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;
• проведение экстренной и специфической профилактики;
• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;
• проведение санитарно-разъяснительной работы.
Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:
• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;
• ограничение передвижения и перемещения населения;
• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;
• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
• проведение санитарной обработки пораженного населения;
• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;
•  усиление ветеринарно-
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.
Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного патрулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передвижением населения между отдельными карантинизированными населенными пунктами, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов на проселочных дорогах, тропинках и т.д.
Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - контрольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП).
СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в районах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на железных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению территориальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственными службами.
Задачей КПП является контроль 
за выполнением пропускного 
Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.
В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.
На санитарно-контрольный пункт возлагается:
• проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, выбывающих из зоны карантина;
• проверка документов о проведении вакцинации (при необходимости) у лиц, прибывающих в зону карантина; в отдельных случаях выдача средств экстренной профилактики прибывающим в зону карантина;
• медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими грузы, транспортными бригадами, за населением и работающими сменами при следовании через СКП к месту рассредоточения и работы;
• контроль за санитарным состоянием аэропортов, железнодорожных, морских и речных вокзалов;
• медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;
• выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны карантина и въезжающих в нее, и их изоляция.
Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.
Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответствующими ведомствами.
Выезд лиц, временно оказавшихся 
в карантинной зоне (отпускники, 
командированные и др.), разрешается 
после обсервации. Для этих целей 
создаются специальные 
Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организуется за счет обсервируемых и средств администрации.
Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.
Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.
Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.