Информационная безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время существует явно выраженная тенденция к усилению значимости обеспечения должного уровня информационной безопасности систем связи и управления различной принадлежности и уровня подчиненности. При этом актуальность проблематики информационной безопасности определяется как переносом акцента в противоборстве различных сторон в информационную область, так и существенным повышением доступности критически важных объектов для различных террористических и деструктивных сил. Особое значение для гарантированного обеспечения заданного уровня информационной безопасности приобретает создание средств, обеспечивающих контроль за возникновением угроз информационной безопасности в реальном (текущем) масштабе времени с целью оперативной выработки действий по их парированию.

Содержание

Введение
Глава. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России
Федеральные аспекты обеспечения информационной безопасности
2. Региональные аспекты обеспечения информационной безопасности
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

2499 Информационная безопасность Универсал 12.01.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Информационная  безопасность»

 

План

 

Введение

Глава. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России

  1. Федеральные аспекты обеспечения информационной безопасности

2. Региональные аспекты  обеспечения информационной безопасности

Заключение

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  существует явно выраженная тенденция к усилению значимости обеспечения должного уровня информационной безопасности систем связи и управления различной принадлежности и уровня подчиненности. При этом актуальность проблематики информационной безопасности определяется как переносом акцента в противоборстве различных сторон в информационную область, так и существенным повышением доступности критически важных объектов для различных террористических и деструктивных сил. Особое значение для гарантированного обеспечения заданного уровня информационной безопасности приобретает создание средств, обеспечивающих контроль за возникновением угроз информационной безопасности в реальном (текущем) масштабе времени с целью оперативной выработки действий по их парированию.

 

Глава. Информационная безопасность в системе обеспечения  национальной безопасности России.

    1. Федеральные аспекты обеспечения информационной безопасности

 

Информация – это та субстанция, которая сопровождает нас всю жизнь. Информация позволяет человеку познавать мир и ощущать себя его частью, общаться с другими людьми, воспитывать детей, решать бытовые проблемы, заниматься хозяйственной деятельностью, творческим трудом. С помощью информации организуется совместный труд людей, образовываются профессиональные союзы, коллективные хозяйства, политические партии и объединения. Без информации не может развиваться экономика. На основе информации принимаются решения о том, как правильно собирать налоги и их расходовать, вести борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Одним словом, информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, всей системы государственного управления, управления Вооруженными Силами.

Информационная сфера  в настоящее время стала системообразующим  фактором жизни общества, и чем  активней эта сфера общественных отношений развивается, тем больше политическая, экономическая, оборонная  и другие составляющие национальной безопасности любого государства будут зависеть от информационной безопасности, и в ходе развития технического прогресса эта зависимость будет все более возрастать.

Именно поэтому в  одобренной 5 октября 1999 г. на совещании  членов Совета Безопасности Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности направление информационной безопасности было выделено как самостоятельное.

Это обстоятельство подтвердило  необходимость отдельной углубленной  проработки проблем обеспечения информационной безопасности. Такая проработка была реализована в проекте соответствующей Доктрины, который был разработан в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.  

Проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации прошел сложную и многоступенчатую процедуру обсуждения в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях и заседании экспертного совета одного из подкомитетов Комитета по безопасности Государственной Думы. В настоящее время он представлен на утверждение Президенту Российской Федерации. 

В этом документе сформулирована определенная на уровне высшего руководства  страны система взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления  обеспечения информационной безопасности. Необходимость ее разработки была обусловлена следующими особенностями современной социально-политической ситуации в нашей стране и мировом сообществе. 

Во-первых, в новых  условиях резко расширившихся возможностей по реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, интеллектуальной и других видов деятельности существенно увеличились потребности социально активной части общества в информационном взаимодействии как внутри страны, так и с внешним миром.

Во-вторых, интенсивное развитие информационной инфраструктуры, интеграция в мировое информационное пространство усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы. 

В-третьих, индустрия информатизации и информационных услуг стала одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, способной на равных конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции. 

Наконец, и это особенно важно подчеркнуть, информационная инфраструктура, информационные ресурсы стали ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, достижение противоборствующими странами определенных стратегических и тактических политических целей. 

С учетом этих особенностей в Доктрине сформулированы три основные группы целей государственной политики в области информационной безопасности. 

Первая из них связана с соблюдением  конституционных прав и свобод граждан  в области духовной жизни и  информационной деятельности, обеспечением духовного обновления России. 

Эта группа включает в  себя реализацию свободы средств  массовой информации и запрещения цензуры, обеспечение прав граждан на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, охрану интеллектуальной собственности, недопущение пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В то же время должны быть обеспечены ограничения на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая группа целей  связана с проблемами развития отечественной  индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения выхода отечественной продукции на мировые рынки. В современных условиях только на этой основе можно решить проблему создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. 

Третья группа целей  связана с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как развернутых, так и  создаваемых на территории России, а также с обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов. 

 

    1. Региональные аспекты обеспечения информационной безопасности

 

Представляется, что региональная политика обеспечения информационной безопасности должна формироваться  исходя из принципов разделения предметов  ведения между Федерацией и ее субъектами, порядка регулирования отношений в областях, отнесенных к предметам совместного ведения, а также выполнения федерального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности России. Эти принципы определены в Конституции Российской Федерации.

Анализ современного состояния информационной безопасности субъектов Федерации позволяет  выделить несколько основных проблем, требующих своего решения на региональном уровне. Это, прежде всего, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на информационную деятельность. Указанная сфера деятельности относится к ведению Федерации и одновременно – к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Это обстоятельство позволяет субъектам Российской Федерации, учитывая региональную специфику, своими законами и другими нормативными актами расширять и конкретизировать права и свободы человека по сравнению с тем, как они определены Конституцией и федеральным законодательством. В частности, на региональном уровне могут регулироваться вопросы противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции в информационной сфере, противодействия пропаганде или агитации, возбуждающей социальную рознь, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного превосходства.

Другой большой проблемой  является развитие регионального информационного  рынка. Значительная часть информационных ресурсов, создаваемых за счет регионального  бюджета, в соответствии с Законом  «Об информации, информатизации и защите информации», находится в ведении региональной власти, и регулирование отношений в этой области целиком и полностью относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Имеющиеся примеры противоправного распространения на региональных информационных рынках баз данных местных телефонных станций (включая адреса и телефоны режимных организаций), персональных данных, а также сведений, собираемых налоговыми органами, ГАИ, паспортными столами – указывают на необходимость организационно-правового регулирования деятельности этих рынков. В этой связи требует внимания проблема обеспечения безопасности региональных информационных ресурсов и профилактики правонарушений в информационной сфере, которая во все большей степени становится ареной соперничества государств, криминальных группировок и противоправных посягательств со стороны отдельных лиц.

 

Заключение

 

За последние годы в Российской Федерации реализован определенный комплекс практических мер  по укреплению информационной безопасности страны. Так, начато формирование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности. В настоящее время она включает в себя более 80 законов и свыше 200 других нормативных правовых актов. 

Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти. Созданы государственные системы защиты государственной тайны и информации, системы лицензирования деятельности организаций в области защиты информации и системы сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что  ее уровень не в полной мере соответствует  современным потребностям общества и государства.

 

Использованная  литература

 

1. Петренко С.А., Курбатов В.А.  Политики информационной безопасности. – М.: Компания АйТи, 2006. 

2. Сайт аналитической группы Gartner Group www.gartner.com.

3. Сайт журнала Информ Курьер  Связь www.iks-media.ru.

3. Аналитический раздел сайта  журнала Cnews www.safe.cnews.ru.

4. Сайт центра аудита информационной  безопасности http://bezpeka.ladimir.kiev.ua/.




Информация о работе Информационная безопасность РФ