Задачи, силы, средства и система управления РСЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Основные задачи РСЧС……………………………………………………..
Система управления РСЧС………………………………………………….
Силы и средства РСЧС……………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Малаховская.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра общей психологии и психологии развития

 

 

Реферат

По дисциплине «Безопасность  жизнедеятельности»

 

ЗАДАЧИ, СИЛЫ, СРЕДСТВА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

 

 

 

 

Выполнила

 студентка группы ПС-31

дневного отделения

факультета психологии

Малаховская Любовь Александровна

 

Проверил:

Бодня Максим Сергеевич

 

 

 

 

Астрахань – 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….

  1. Основные задачи РСЧС……………………………………………………..
  2. Система управления РСЧС………………………………………………….
  3. Силы и средства РСЧС……………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость образования  государственных систем защиты населения  и территорий, как в России, так  и за рубежом была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств  поражения.

   В России (бывшем  СССР) проблемы защиты населения  и территорий от опасностей, возникающих  при ведении военных действий  или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне  были подняты сразу после гражданской  войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностями нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему местной противовоздушной обороны (МПВО), образованную в 1932 году.

   С появлением ядерного  оружия, созданием ракетных средств  его доставки особую остроту  и важность приобрели проблемы  защиты населения и территорий  от оружия массового поражения.  В связи с этим в 1961 г.  МПВО была преобразована в  систему гражданской обороны.

   До начала 90-х годов  устранение последствий крупных  аварий и катастроф поручалось, как правило, силам ГО, ориентированным  на чрезвычайные ситуации и  защиту населения в военное  время, в частности от оружия  массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на  фоне мирной обстановки боевыми  выглядели потери при авариях,  катастрофах и стихийных бедствиях.

   Так, в результате  аварии на Чернобыльской АЭС  радиоактивному загрязнению подверглись  территории 19 субъектов Российской  Федерации, на которых проживало более 30 миллионов человек, а также территории около 20 европейских государств.

   По оценкам отечественных  ученых ежегодный материальный  ущерб от ЧС природного и  техногенного характера иногда  достигал 10-15% валового внутреннего  продукта. Поэтому, чтобы умело и качественно противостоять ЧС, в середине 1989 г. Верховным советом СССР в структуре Правительства СССР был создан специальный орган - Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входило решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Создание  МЧС России стало первым и  главным шагом при построении  в стране современной системы  предупреждения и ликвидации  ЧС.

   В результате указанных  выше реорганизаций образовался  федеральный орган исполнительной  власти, специально уполномоченный  на решение задач защиты населения  и территорий от ЧС природного  и техногенного характера, а  также от опасностей, возникающих  при ведении военных действий  или вследствие этих действий.

   Постановлением правительства  РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была  создана Российская система предупреждения  и действий в чрезвычайных  ситуациях (РСЧС).   Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

 

 

 

1.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  РСЧС

В соответствии с Федеральным  законом «О защите населения и  территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ст.4) основными задачами системы РСЧС являются:

   1. разработка и  реализация правовых и экономических  норм по обеспечению защиты  населения и территорий от  ЧС;

   2. осуществление целевых  и научно-технических программ, направленных  на предупреждение ЧС и повышение  устойчивости функционирования  организаций, а также объектов  социального назначения в ЧС;

   3. обеспечение готовности  к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  и выделяемых для предупреждения  и ликвидации ЧС;

   4. сбор, обработка,  обмен и выдача информации  в области защиты населения  и территорий от ЧС;

   5. подготовка населения  к действиям в ЧС;

   6. прогнозирование  и оценка социально-экономических  последствий ЧС;

   7. создание резервов  финансовых и материальных ресурсов  для ликвидации ЧС;

   8. осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля  в области защиты населения  и территорий от ЧС;

   9. ликвидация ЧС;

   10. осуществление  мероприятий по социальной защите  населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

   11. реализация прав  и обязанностей населения в  области защиты от ЧС, а также  лиц, участвующих в их ликвидации;

   12. международное  сотрудничество в области защиты  населения и территорий от  ЧС.

   На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в которых четко определена организационная структура и система управления РСЧС.

 

 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ  РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в  полномочия которых входит решение  вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных  ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

   Организационная  структура системы представлена  на схеме в приложении 1. Она  строится по территориально-производственному  принципу, состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный,  местный, объектовый).

   Задачи, организация,  состав сил и средств, порядок  деятельности функциональных подсистем  РСЧС определяются положениями  о них, утверждаемых руководителями  соответствующих федеральных органов  исполнительной власти по согласованию  с МЧС России.

   Положение о функциональной  подсистеме РСЧС для реагирования  и ликвидации последствий аварий  с ядерным оружием утверждается  правительством РФ.

   Говоря об уровнях  РСЧС, необходимо отметить, что:

   к федеральному  уровню относятся органы управления, силы и средства центрального  подчинения федеральных органов  исполнительной власти;

   региональный уровень  РСЧС образован за счет районирования  территорий России. В состав РСЧС  входят регионы:

   1. Центральный (г.  Москва),

   2. Северо-Западный (г.  Санкт-Петербург),

   3. Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону),

   4. Приволжско-Уральский  (г. Екатеринбург),

   5. Сибирский (г.  Красноярск),

   6. Дальневосточный  (г. Хабаровск). Каждый регион охватывает  территории нескольких субъектов  РФ.

   К территориальному  уровню относятся органы исполнительной  власти, силы и средства субъектов  РФ с элементами функциональных  подсистем, дислоцированных на  их территориях.

   Местный уровень  охватывает территории муниципальных  образований, а объектовый - территорию  предприятия, учреждения, организации.

   Каждый уровень  РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы  управления, органы повседневного  управления, силы и средства, резервы  финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и  информационного обеспечения.

   Создание, реорганизация  и ликвидация комиссий, назначение  их руководителей и утверждение  персонального состава и определение их компетенции определяется решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти соответствующего уровня комиссии и руководителями организаций.

   Компетенция и  полномочия комиссий определяются  в Положениях о них, либо  в решениях об их создании. Они возглавляются руководителями  органов исполнительной власти  всех уровней и организаций,  либо их заместителями.

   Основными задачами  комиссий в соответствии с  их полномочиями являются:

   1. Разработка предложений  по реализации единой государственной  политики в области предупреждения  и ликвидации ЧС и обеспечения  пожарной безопасности.

   2. Координация деятельности  органов управления и сил единой  системы.

   3. Обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти всех уровней при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС. Размещение органов повседневного управления РСЧС (приложение 4) осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

   Руководители постоянно  действующих органов управления  РСЧС по должности являются  заместителями руководителей соответствующих  органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты  населения и территорий от  ЧС природного и техногенного  характера.

   В целях обеспечения  непрерывного оперативного управления  РСЧС, обработки и передачи оперативной  информации создаются органы  повседневного управления - дежурно-диспетчерские  службы, включающие в себя:

   - оперативно-дежурные  службы органов управления ГОЧС  субъектов РФ, городов и других  населенных пунктов, отнесенных  к группам по гражданской обороне  (центры управления в кризисных  ситуациях, оперативнодежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

   - дежурно-диспетчерские  службы и специализированные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти, организаций.

   В целом в системе  управления РСЧС предусмотрено  создание следующих пунктов управления:

   • на федеральном  уровне - повседневного ПУ, запасных  ПУ - городского и загородного,  воздушного ПУ на базе самолета, полевых ПУ на базе автомобилей  высокой проходимости, а также  мобильного ПУ;

   • на региональном  уровне - повседневного ПУ, запасного  ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета,  полевого ПУ на базе автомобилей  высокой проходимости;

   • на территориальном  и местном уровнях - повседневного  ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей  высокой проходимости.

   Системы связи  и оповещения РСЧС представляют  собой организационнотехническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

   Системы оповещения  созданы на федеральном, территориальном  и местном уровнях управления.

 

 

3.СИЛЫ И СРЕДСТВА  РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие  следующие основные задачи:

   • осуществление  мониторинга, наблюдения и лабораторного  контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

   • ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных  и других неотложных работ  при ЧС;

   • проведение эвакуационных  мероприятий при эвакуации населения  из зон ЧС в безопасные районы;

   • проведение работ  по первоочередному жизнеобеспечению  населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское облуживание,  включая оказание первой медицинской  помощи, предоставление временного  жилья и принятие других неотложных  мер в области защиты населения  и территорий при чрезвычайных  ситуациях;

Информация о работе Задачи, силы, средства и система управления РСЧС