Биологическое и социальное в психическом развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 18:44, реферат

Краткое описание

Психическое развитие индивида, формирование личности является биологически и социальное обусловленным процессом. Человеческий индивид развивается и как биологическая существо, как представитель биологического вида Homo sapiens и как член человеческого общества. История предшествующего развития человека, т.е. ее филогенез, влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями - биологическим и социальным
Интегральные акмеологические показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий - это ядерные характеристики личности и профессиональной деятельности элитных специалистов, которые связаны с фундаментальным проявлением данного феномена, и концентрированно выражают его психологическую сущность как высшего уровня развития профессионализма. В психолого-акмеологической парадигме профессионализм рассматривают как интегрирующее личностное образование, которое объединяет в единую высокоразвитую структуру личностные свойства, мотивационные характеристики, опыт и навыки

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………….3
2. Биологическое и социальное в психическом развитии человека ……………………………….4
3. Психолого-акмеологическое содержание профессионализма…………………………………...5
4. Заключение…………………………………………………………………………………………16
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

АКМЕОЛОГИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………………………………….3

    2. Биологическое и социальное в психическом развитии человека ……………………………….4

    3. Психолого-акмеологическое содержание профессионализма…………………………………...5

    4.  Заключение…………………………………………………………………………………………16

     5. Список литературы…………………………………………………………..…………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Психическое развитие индивида, формирование личности является биологически и социальное обусловленным процессом. Человеческий индивид развивается и как биологическая существо, как представитель биологического вида Homo sapiens и как член человеческого общества. История предшествующего развития человека, т.е. ее филогенез, влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями - биологическим и социальным

       Интегральные акмеологические показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий - это  ядерные характеристики личности и профессиональной деятельности элитных специалистов, которые связаны с фундаментальным проявлением данного феномена, и концентрированно выражают его психологическую сущность как высшего уровня развития профессионализма. В психолого-акмеологической парадигме профессионализм рассматривают как интегрирующее  личностное образование, которое объединяет в единую высокоразвитую структуру личностные свойства, мотивационные характеристики, опыт и навыки   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            1.Биологическое и социальное в психическом развитии человека

«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо.

биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности - социальной наследственностью. Эти две детерминанты тесно связаны в процессе развития человека. Биологическая наследственность имеет своим источником генетический аппарат человека, который сформировался в процессе биологической эволюции и определяет развитие его организма. Социальная наследственность представлена совокупностью культурных достижений человечества, накопленных в процессе его исторического и общественного развития.

Наличие этих двух детерминант определила и два противоположных взглядов на факторы происхождения личности. Представители первой точки зрения считали, что онтогенез                          психики человека детерминуеться лишь биологическим фактором, биологической наследственностью. В соответствии с другим мнением, психическое развитие индивида определяется не природой, а социальными условиями его жизни. 
С точки зрения современной науки в онтогенезе психики человека существует единство биологических и социальных условий. Последнее слово в развитии личности принадлежит социальным условиям, но это развитие невозможно без биологических предпосылок. Действие биологических предпосылок заключается в том, что из человеческого зародыше возникает человеческий организм с присущими ему возможностями дальнейшего развития. Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в его генотипов. Генотип определяет человеческий тип анатомофизиологичнои структуры организма, его морфологических и физиологических признаков, строения нервной системы, пола, характера созревания т.д. Генотип определяет также динамические свойства нервных процессов, безумовнорефлекторни мозговые связи, с которыми рождается ребенок и которые регулируют первые акты поведения, связанные с органическими потребностями.

Хотя исходный фонд наследственно организованных потребностей и актов поведения у ребенка невелик, однако ее нервная система имеет в себе наследственно обусловлены огромные возможности образования новых потребностей и форм поведения, которых нет у животных.

Человеческие задатки - это естественные потенции возникновения, развития и функционирования психических свойств личности. Задатки реализуются в психических свойствах только в общественных условиях жизни. Достояние общества не фиксируются и не передаются в генах. Они усваиваются через общение, воспитание, обучение, трудовую деятельность. Только путем социализации индивида осуществляется его развитие как личности.

Одних задатков мало для формирования психических свойств. Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований психического развития однояйцевых близнецов (они имеют идентичные генетические качества, потому что развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки), присущие им психические свойства могут заметно отличаться в зависимости от условий воспитания. Сходство в их психическом развитии увеличивается, если они воспитываются совместно, и уменьшается, если воспитание осуществляется за разных условий. Отличие между близнецами возрастает при переходе от простых психических функций к сложным.

Общественные, социальные условия влияют на психическое развитие индивида благодаря исторически произведенным средствам, присущим только человечеству. Социальную среду, в которое попадает и в котором развивается ребенок, - это и объекты, явления природы, и создано человечеством искусственное предметное среду, а прежде всего это люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности, вообще культура человеческой цивилизации. Обусловленные историческим развитием человеческой цивилизации материальные и духовные ценности передаются каждому новому поколению не через хромосомных аппарат, а благодаря общению детей со взрослыми, в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности. На психическое развитие ребенка непосредственно влияют не все социальные условия, а лишь те, с которыми она вступает в контакт.

Влияние общественной среды изменяется в зависимости от процесса созревания ребенка, рост ее физических и умственных сил, становления потребностей и стремлений, способности воспринимать объекты и наследовать их от возникновения новых видов деятельности. Жизненные связи ребенка с окружающей социальной средой характеризуются избирательность, а с возрастом расширяются и обогащаются. Первоначально главным социальной средой для ребенка является семья, родители, родственники, ухаживающие ее. Позднее рядом с детьми появляются другие                 люди - воспитатели и учителя образовательных учреждений, товарищи, щкольники и внешкольные группы. Ребенок погружается в общественное окружение, с которым устанавливаются как непосредственные, так и опосредованные контакты - через средства массовой информации, участие в совместной деятельности и т.п. Влияния социального окружения опосередковуються также уровнем собственной активности ребенка в деятельности и поведении, характером отношений с другими людьми, уровнем культуры, образованности, индивидуальными чертами характера и т.д.

метки: индивид, общество, развитие, условие, формирование.

 

                              2. Психолого-акмеологическое содержание профессионализма.  

 

  Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию: 
• на федеральном уровне — администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства;  
• на региональном уровне — администрации регионов. 
Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне 
Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека 
Частными целями являются: 
• психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы; 
• психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих; 
• психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих; 
• психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структур государственной службы. 
Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе. 
Исходя из данных целей формулируются и основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства. 
Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений и организаций. 
Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы следующие основные направления их работы:  
• информационно-аналитическое;  
• организационно-проектировочное;  
• акмеолого-технологическое;  
• научно-исследовательское. 
Информационно-аналитическое направление работы психолого-акмеологических служб связано со следующим: 
• со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельности и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психологической диагностики), 
• осуществлением различного вида экспертных оценок;  
• проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологического пространства и пр.); 
• осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев;  
• выявлением «очагов», провоцирующих напряженность в деятельности и отношениях, снижающих их эффективность.  
Это ключевое направление, так как получаемая информация используется для работы других направлений психолого-акмеологической службы. 
Организационно-проектировочное направление призвано обеспечить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется: 
• сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение, планирование профессиональной карьеры); 
• формирование корпоративных отношений; 
• оптимизация морально-психологического климата; 
• разработка проектов социального развития, преодоления кризисных явлений, эффективного имиджа организации; 
• планирование и реализация деятельности по связям с общественностью и средствами массовой информации. 
Акмеолого-технологическое направление связано со следующей работой: 
• преодолением психологических затруднений у работников и руководителей организации; 
• сопровождением их личностно-профессионального роста; 
• разрешением конфликтов. 
В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руководителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной. 
Научно-исследовательское направление призвано осуществлять следующее: 
• обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику; 
• разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач; 
• способствовать росту профессионального мастерства специалистов и руководителей самих психолого-акмеологических служб. 
В случае необходимости данные направления могут быть дополнены и другими. 
Ввиду специфики решаемых задач информация о работе психолого-акмеологических служб может быть как открытой, так и сугубо конфиденциальной. Конфиденциальной считается информация, затрагивающая статус и свободу личности и содержащая следующее: 
• результаты индивидуальной психологической диагностики; 
• данные, отражающие сущность и содержание личных психологических проблем и затруднений субъектов деятельности; 
• любую другую информацию, обнародование которой может нанести ущерб личности и организации. 
Степень доступности другой информации о работе психолого-акмеологических служб определяется руководителем организации или ведомства. 
Следует иметь в виду, что результаты работы психолого-акмеологических служб имеют хотя и научно обоснованный, но все же рекомендательный характер. Поэтому работа служб не ущемляет интересов должностных лиц и не снимает с них персональной ответственности. 
Принимая во внимание миссию и цели психолого-акмеологических служб, характер и содержание решаемых задач, целесообразно, чтобы они были самостоятельными структурными подразделениями, находящимися под непосредственным руководством главы организации или учреждения, ведомства. Данная функциональная независимость обеспечит объективность их работы, а следовательно, и ее результативность. Включение служб в иерархическую структуру организации решительным образом может повлиять на реальное целеполагание их деятельности. Практика показывает, что в этом случае происходит перевес узко корпоративных целей и интересов над стратегическими, что в конечном счете наносит ущерб организации. 
Структура психолого-акмеологических служб должна соответствовать их целям и задачам, но при этом и отвечать уровню и ресурсным возможностям организации, хотя в акмеологических исследованиях рекомендованы их типовые структуры. Финансовое и материальное обеспечение работы службы берет на себя организация или ведомство. 
Для акмеологических разработок характерно следующее: 
• определены должностные профессиональные обязанности специалистов таких служб, 
• определен статус, требования к качеству деятельности специалистов; 
• созданы профессиограммы. 
С их содержанием можно ознакомиться, обратившись к рекомендованной литературе. 
Мировой опыт свидетельствует, что создание таких служб способно дать значительный социальный и экономический эффект для организации, значительно превышающий затраты на их работу.

Понятие интегральных психологических показателей профессиональной элитарности

Важнейшими методологическими ориентирами для понимания интегральных психологических показателей профессиональной элитарности являются работы В.С. Мерлина [10].  В соответствии с положением В.С. Мерлина о структуре личности как многоуровневой системы взаимосвязей и организации личности, свойства личности являются неразложимыми, обобщенными, устойчивыми и постоянными отношениями сознания, компонентами личности. Важным является то, что каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и способностей, и характера,  выступая в разных функциях. Поскольку свойства личности - это обобщённые, устойчивые и постоянные отношения, являющиеся выражением направленности, характера и способностей, то эти структурные образования представляют собой не различные подсистемы, а разные функции одних и тех же свойств личности.

В целостно-функциональном подходе так же каждое свойство личности представляется сплавом индивидуальных и личностных характеристик, функционально связанных между собой. Личностные характеристики включают мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные; индивидные признаки  - операционально-динамические, эмоционально-экспрессивные и регуляторные переменные. Любое свойство личности является сложным системным образованием, интегрирующим проявления личности и деятельности, которые обеспечивают постоянство стремлений и предрасположенность человека к осуществлению определенным способом различных отношений к окружающему миру, деятельности и к себе.

Интегральные психологические показатели профессиональной элитарности являются результатом интеграции специфических условий, требований профессиональной деятельности и психологических характеристик элитных специалистов как субъектов труда. Они пронизывают все основные компоненты психологической структуры деятельности и личности элитного специалиста, и отражают основные требования к элитному специалисту как субъекту деятельности и профессионального общения. Интегральные показатели профессиональной элитарности имеют категориальный характер, содержательно и функционально обозначая такие общие психологические и социально-психологические характеристики личности и профессиональной деятельности элитного специалиста, как направленность, активность и устойчивость, что позволяет интегрировать психологический и социально-психологический подходы в рассмотрении профессиональной элитарности как системного явления. Данные категории являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Так, основанием направленности является доминирующая система мотивов, которая задает активность поведения, профессиональной деятельности и обусловливает устойчивость личности - её качественное своеобразие. В свою очередь, устойчивость оказывает влияние на проявление активности, так и определяет приоритетные жизненные цели, профессиональные ориентации и, одновременно, корректируется этой направленностью. При этом, имея высокий уровень активности, личность приобретает устойчивое качественное своеобразие, что в свою очередь в дальнейшем определяет возможные изменения активности. Активность задает также динамику направленности и требует конкретизации поставленных целей, на которые она направляется. Осознание целей связано с антиципацией результатов деятельности  и выбора средств достижения поставленных целей и принятием ответственности за свои выборы возможных вариантов действий и поступков. Важнейшие функциональные характеристики направленности, активности и устойчивости связаны с обеспечением изменчивости и перехода системы профессиональной элитарности на новый уровень развития. Категория активности отражает деятельностно-поведенческое проявление профессиональной элитарности, определяя систему саморегуляции профессиональной деятельности, стилевые особенности профессиональной деятельности и личности элитных специалистов как профессионалов экстра-класса. Устойчивость обеспечивает качественную определенность личности и деятельности элитного специалиста, поддерживая самоорганизацию системы профессиональной элитарности - сохранение внутренней структуры, стабильности протекания внутренних процессов и адекватность внешних проявлений в социально-профессиональной среде, обеспечивая регуляцию социального взаимодействия элитного специалиста в социально-профессиональной среде.

На основе проведенного системного психологического анализа профессиональной деятельности элитных специалистов и результатов  компетентностного анализа нами были выделены три интегральных психологических показателя профессиональной элитарности в сфере техники технологии: креативность, новаторство и лидерство. Выделенные комплексные параметры профессиональной элитарности в сфере техники и технологии отражают специфические характеристики профессиональной среды, социально-психологические особенности профессионального сообщества, личности элитного специалиста как субъекта деятельности. На социальном уровне анализа выделенные интегральные показатели профессиональной элитарности - креативность, лидерство, новаторство являются фундаментальными характеристиками, которые отражают нормативные требования и ожидания общества по отношению к профессионалам экстра-класса. Они образуют ядро социальной ответственности элитных специалистов за результаты профессиональной деятельности, определяют содержательное наполнение профессиональной миссии, системы ценностных ориентаций и профессиональной мотивации элитных специалистов. На социально-психологическом уровне анализа предметной деятельности и социального взаимодействия креативность, лидерство, новаторство выступают уже в качестве типовых социально-групповых характеристик сообщества элитных специалистов  и специфических характеристик профессиональной деятельности; определяют формат требований внутригруппового и межгруппового взаимодействия в социально-профессиональной среде. Творчество, лидерство и инновационность характеризуют ценностные ориентации социально-профессионального сообщества элитных специалистов в сфере техники и технологии. На психологическом уровне анализа данные базовые параметры профессиональной элитарности - это мотивационные и операциональные и личностные характеристики деятельности, определяющие эффективность профессиональной деятельности и межличностного общения элитных специалистов. На уровне выполнения предметной деятельности, психологические характеристики профессиональной элитарности: креативность, лидерство и инновационность  определяют основные виды профессиональной активности элитных специалистов в сфере технике и технологии.  Кроме того, креативность, лидерство и инновационность являются важнейшими личностнымикачествами элитных специалистов в сфере технике и технологии, которые определяют эффективность деятельности и социального взаимодействия в профессиональной среде. Таким образом, их целостное единство находит проявление и в мотивационных, когнитивных, регуляторных, коммуникативных компонентах профессиональной деятельности, и в основных сферах профессионально-важных качеств элитных специалистов технического профиля деятельности: когнитивной, эмоционально-волевой,  деятельностной, межличностных отношений и самоотношения (рисунок 1).   

Информация о работе Биологическое и социальное в психическом развитии человека