Безопасность жизнидеятельности как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:53, контрольная работа

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия БЖД ПКЗ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Массовым источником загрязнения  окружающей среды стали химикаты, применяемые в сельском хозяйстве, строительстве и в быту: минеральные удобрения, ядохимикаты, растворители, аэрозоли, лаки и краски. На планете выпускается или используется 5 млн различного рода химических веществ и соединений. Токсичность действия изучена только у 40 тыс. веществ.

Эти и другие последствия загрязнения  окружающей природной среды отрицательно сказываются на физическом здоровье человека, его нервном, психическом  состоянии, на здоровье будущих поколений. Из-за интенсивной хозяйственной  деятельности происходит постепенное истощение и разрушение природной среды, т. е. потеря тех природных невосполнимых ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. 3. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

2.Классификация чрезвычайных ситуаций 

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

+ по природе возникновения —  природные,  экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

+ по масштабам распространения  последствий — локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

+ по причине возникновения — преднамеренные и  (стихийные);

+ по скорости развития — взрывные, внезапные, плавные;

Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, ноне выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и МО.

Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий увлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия и лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.

Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разлить  на пять групп:

+ сопровождающиеся выбросами  опасных веществ в окающую среду;

+ связанные с возникновением  пожаров, взрывов и их последствий;

+ на транспортных коммуникациях;

+ военно-политического характера;

+ вызванные стихийными  бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

+ аварии на атомных  электростанциях;

+ утечки радиоактивных  газов на предприятиях ядерно-топливного  цикла за пределы санитарно-защитной  зоны;

+ аварии на атомных  судах с радиоактивным загрязнение  акватории порта и прибрежной территории;

+ аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

+ аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

+ падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

+ незначительные загрязнения  местности радиоактивными веществами  при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;

+ аварии на химически опасных объектах с выброс (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;

+ аварии с выбросом (утечкой) в окружающую бактериологических  средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся;

+ пожары в населенных  пунктах, на объектах экономики  и транспортных коммуникациях;

+ взрывы на объектах  и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);

+ взрывы в жилых  домах. 

К третьей группе чрезвычайных ситуаций относят ситуации на транспортных коммуникациях:

+ авиационные катастрофы;

+ столкновения и сход  с рельсов железнодорожных  (поездов в метрополитене);

+ аварии на водных  коммуникациях, повлекшие значительное  количество человеческих жертв  или вызвавшие загрязнение акватории  портов, прибрежных территорий, внутренних  водоемов нефтепродуктами и (или)  сильнодействующими ядовитыми веществами;

+ аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;  

+ аварии на энерго  и других инженерных сетях,  нарушение нормальной жизнедеятельности  населения в результате возникновения  вторичных факторов.

К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относят- ЧС военно-политического характера в мирное время:

+ единичный (случайный)  ракетно-ядерный удар, насеянный  с акватории нейтральных вод  кораблем неуставленной принадлежности  или падение носителя ядернооружия  со взрывом боевой части;

+ падение носителя ядерного оружия с разрушением без разрушения боевой части;

+ вооруженное нападение  на штабы, пункты управлений  узлы связи, склады войсковых  соединений и частей в том  числе гражданской обороны);

+ волнения в отдельных районах, вызванные выступаниями антиобщественных или националистических групп(элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:

+ стихийные бедствия  геологического характера (землетрясения,  вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

+ стихийные бедствия  метеорологического характера (ураганы,  бури, смерчи);

+ стихийные бедствия  гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);

+ природные пожары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. 1. Психологические  аспекты чрезвычайной ситуации

3.Методы психической саморегуляции

 Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации - это с одной стороны, а с другой - в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия. Во всем том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, что чувствуем, переживаем, о чем не можем не думать. Наше время и вся наша жизнь отличается нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Вот почему многие находятся в состоянии почти непрекращающегося и весьма своеобразного психофизического напряжения. За что, в конце концов, приходится расплачиваться. В первую очередь здоровьем. Обширная статистика неумолимо констатирует довольно печальное положение - около половины всех случаев смерти в экономически развитых странах вызваны заболеваниями сердца и кровеносных сосудов. Заболевания эти развиваются отнюдь не в связи с физическими перегрузками, а главным образом от хронического нервно-психического перенапряжения. Оно же в первую очередь бьет по сердечно-сосудистой Системе, которая очень остро реагирует на все, что происходит в мире наших мыслей и чувств. И когда мы долгое время чем-то недовольны, чего-то боимся, страдаем или оказываемся во влиянии других отрицательных, вредных эмоций, все это подобно коварным стрелам, впивается в наше сердце и ранит его. Каждый человек должен научиться управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, необходимо каждому владеть теми возможностями, которые заложены в психической саморегуляции.    Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью к саморегулированию. Благодаря этому сердце само, без какого-либо вмешательства с нашей стороны начинает биться мощнее, когда мы, например, переходим с ходьбы на бег. Одновременно повышается артериальное давление крови, глубже становится дыхание, активизируется обмен веществ - и все это без нашей помощи, как бы само по себе, на основе законов саморегуляции.

Нервные потрясения способны нарушить не только сон, но и работу сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Конечно, можно прибегнуть к помощи лекарств и ими наладить процессы природной саморегуляции, однако лекарства не всесильны и не безопасны.

Когда человек овладевает психической саморегуляцией, он обретает возможность оказывать разумную помощь природной саморегуляции. И тогда вооруженность перед лицом всевозможных трудностей только возрастает, что порой остается только удивляться тем способностям, которые начинают демонстрировать те, кто научился управлять механизмами саморегуляции.

Приемы непосредственного  воздействия на функциональное состояние  можно условно классифицировать по двум основным группам: внешним и  внутренним.

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся: рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), организация режима питания, фармакология, функциональная музыка и светомузыкальные воздействия, библиотерапия, мощный класс методов активного воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Кратко остановимся на характеристике некоторых из них.

Рефлексологический метод, широко используемый в медицине для  лечения разного рода заболеваний, в настоящее время приобретает популярность и за пределами терапевтической практики. В последние годы он стал интенсивно применяться для профилактики пограничных состояний, повышения работоспособности, срочной мобилизации внутренних резервов.

Нормализация режима питания, как метод рефлексотерапии, не имеет прямого отношения к психотерапевтическим процедурам. Однако полезно иметь информацию о возможностях использования соответствующих медицинских и физиологических методик и их роли в оптимизации функционального состояния.

Хорошо известно, что  недополучение организмом необходимых  питательных веществ ведет к  снижению сопротивляемости и, вследствие этого, способствует быстрому развитию утомления, возникновению стрессовых реакций, и т.п. Поэтому сбалансированный дневной рацион, правильная организация режима питания, включение специальных продуктов в меню правомерно рассматривается как один из действенных способов профилактики неблагоприятных состояний.

Фармакотерапия - один из наиболее древних и распространенных способов воздействия на состояние человека. В последние годы все чаще встречаются публикации о положительном эффекте применения различного рода лекарственных препаратов, специальных добавок к пище, повышающих работоспособность. Для профилактики состояний, не выходящих за грань нормальных, главной должна быть ориентация на использование максимально естественных для организма приемов.

Функциональная музыка, а также ее сочетание со световыми  и цветовыми воздействиями получило широкое применение во всем мире. Специально подобранные музыкальные программы являются эффективным средством для борьбы с монотонней, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов. Интересен и опыт использования библиотерапии - метода "лечебного чтения" , предложенного В.М.Бехтеревым. Обычно этот метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов). Хотя механизмы воздействия на состояние человека функциональной музыки и прослушивания отрывков текста различны, их эффекты обнаруживают существенное сходство.

К самостоятельной группе методов оптимизации функционального  состояния относятся различные  приемы активного воздействия одного человека на другого. Для профилактики неблагоприятных функциональных состояний  наиболее разработанными и чаще всего употребляемыми являются приемы гипнотического воздействия, основанного на специфической форме внушения. Возможности использования гипнотических приемов достаточно высоки, однако его применение не всегда целесообразно. Во-первых, гипнотическое погружение представляет собой изменение состояния сознания особой природы. Во-вторых, весьма ограничен контингент гипнабельных лиц, тем более квалифицированных специалистов. И кроме того, малопривлекательная пассивная роль, отводимая субъекту при воздействии, внешняя навязанность состояния, зависимость от личности и установок гипнотизера.

.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2. Духовно-нравственное здоровье

 

2.Самосовершенствование личности

Смысл жизни человека состоит в непрерывном самосовершенствовании посредством работы над собой в физическом, нравственном и духовном плане.

Одним из условий самосовершенствования  является уверенность в собственных  силах. Не нужно ставить границ своим  возможностям. Лучше ставить перед  собой высокие цели и думать о  способе их достижения.

Одним из условий становления  личности является воспитание силы воли. Воля- это прежде всего, власть над  собой, над своими чувствами, действиями. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, преодолевая  такие качества, как решительность, смелость, мужество, самообладание и др.

Умение преодолевать себя в повседневной жизни хотя бы в мелочах в значительной степени  способствует выработке веры в свои силы, а значит, развитию способности  управлять собой, своими эмоциями.

Информация о работе Безопасность жизнидеятельности как науки